Определение Свердловского областного суда
от 7 февраля 2012 г. N 33-1666/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Зинченко И. П.,
судей Киселевой С. Н., Родионовой Т. О.
при секретаре Сотниковой К. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2012 г. гражданское дело по иску Тюменского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российский железные дороги" в лице филиала - Дирекции железнодорожных вокзалов - о возложении обязанности по установке в здании железнодорожного вокзала кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны, о понуждении к заключению договора об оказании услуг охраны
по кассационной жалобе ответчика на решение Камышловского городского суда Свердловской области от 19 декабря 2011 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т. О., объяснения представителя ответчика Кетель А.С. (по доверенности от ( / / )), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Тюменский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указал, что прокуратурой рассмотрено обращение начальника ОВД по Камышловскому городскому округу об оборудовании здания железнодорожного вокзала ст. Камышлов Свердловской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" - кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Камышловскому городскому округу и о заключении договора на услуги охраны. В ходе проверки установлено, что железнодорожный вокзал является объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и подлежит государственной охране в соответствии с п. 15 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 (в ред. от 02 ноября 2009 г.) "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", пп. 1, 2 п. 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". В нарушение действующего законодательства Дирекцией железнодорожных вокзалов договор на оказание услуг по охране железнодорожного вокзала на станции Камышлов с ОВО при ОВД по Камышловскому городскому округу не заключен. Бездействие руководства Дирекции железнодорожных вокзалов является незаконным, создает реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, имущественного вреда собственности государства и третьих лиц, так как железнодорожный вокзал является местом массового пребывания людей, непринятие мер по защите здания вокзала делает возможным осуществление замыслов преступных элементов, проведение террористических актов. На основании изложенного и пп. 1, 2 ст. 8, ст. ст. 11, 12, 1065 ГК Российской Федерации прокурор просил обязать Дирекцию железнодорожных вокзалов в срок до ( / / ) установить в здании железнодорожного вокзала ст. Камышлов кнопку тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны ОВО при ОВД по Камышловскому ГО, обязать Дирекцию железнодорожных вокзалов в срок до ( / / ) заключить договор на оказание услуг охраны с ОВО при ОВД по Камышловскому ГО (л. д. ...).
Определением Мещанского районного суда г. Москвы от ( / / ) г. дело по ходатайству сторон передано для рассмотрения в Камышловский городской суд Свердловской области по месту нахождения большинства доказательств (л. д. ...).
Ответчик ОАО "РЖД" иск не признал. В письменном возражении его представитель Кетель А. С. (по доверенности от ( / / ) N...) указал, что в силу ст. ст. 1, 5 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране", п. 2 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны; объекты транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Таким образом, обязанность по государственной охране возложена на федеральные органы исполнительной власти и не может быть возложена на субъекты транспортной инфраструктуры, поэтому ОАО "РЖД" как субъект транспортной инфраструктуры не обязан принимать меры к осуществлению государственной охраны железнодорожных вокзалов. Кроме того, указал, что с учетом положений ст. ст. 421, 445 ГК Российской Федерации оснований для понуждения ОАО "РЖД" к заключению договора по требованию истца не имеется. В иске просил отказать (л. д. ...).
Третье лицо - Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Камышловский" (ранее - ОВД по Камышловкому ГО) - письменный отзыв по существу иска не представил.
В судебном заседании помощник Тюменского транспортного прокурора Орлов А. А. и представитель третьего лица Селиверстов А. В. исковые требования поддержали, представитель ответчика Григорьев И. Н. иск не признал по доводам, изложенным в письменном возражении (л. д. ...).
Решением Камышловского городского суда Свердловской области от 19 декабря 2011 г. иск прокурора удовлетворен (53-56).
В кассационной жалобе представитель ответчика ОАО "РЖД" Григорьев И. Н. (по доверенности от ( / / ) N..., л. д. ...) просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права (л.д. ...).
От истца, третьего лица письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Дело рассматривается судебной коллегией в кассационном порядке по правилам главы 40 ГПК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2012 г.) на основании статьи 2 Федерального закона от 09 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители истца, третьего лица не явились, в материалах дела имеются сведения о направлении им судом первой инстанции по указанным в деле адресам уведомлений о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции - ( / / ), к 9-30 (л. д. ... исх. от ( / / )). В соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела. С учетом изложенного дело может быть рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Удовлетворяя иск прокурора, суд исходил из того, что в силу п. 5 ст. 1, ст. 4 Федерального закона 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" железнодорожный вокзал является объектом транспортной инфраструктуры, и обязанность по обеспечению его безопасности возложена на ответчика как на субъекта транспортной инфраструктуры.
Между тем, указанные нормы материального права не регулируют вопросы реализации конкретных мер обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не обязывают ответчика к совершению определенных действий и к заключению договора, указанных в исковом заявлении.
В нарушение ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 196, ч. 4 ст. 198 ГПК Российской Федерации суд не указал в решении нормы материального права, в соответствии с которыми обеспечение безопасности железнодорожного вокзала должно производиться ответчиком именно с использованием указанных истцом технических средств (кнопка тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны Отдела вневедомственной охраны) и в соответствии с которыми заключение договора на охрану объекта с Отделом вневедомственной охраны при ММО МВД "Камышловский" является для ответчика обязательным.
При таких обстоятельствах изложенные в решении суда выводы нельзя признать основанными на законе.
Прокурором в интересах неопределенного круга лиц предъявлен иск, направленный на обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Статьей 2 указанного Закона определены основные задачи обеспечения транспортной безопасности, которые включают в себя, в частности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработку и реализацию требований по обеспечению транспортной безопасности; разработку и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Из приведенных положений Закона следует, что достижение цели обеспечения транспортной безопасности предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению транспортной безопасности должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости объекта, его категории, нормативных требований по обеспечению транспортной безопасности такого объекта.
Это следует также и из содержания ст. 9 данного Закона, в которой указано, что система мер по обеспечению транспортной безопасности предусматривается в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, данные планы субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 г. N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с п. п. 2, 10, 11 п. 4 данного Порядка в плане отражаются сведения, в частности, о технических и технологических характеристиках объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (порядке функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства); о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее - технические средства обеспечения транспортной безопасности); о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства (далее - инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности).
Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Данные Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Данным нормативно-правовым актом установлены общие обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в сфере обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также их обязанности в зависимости от категории объектов, в том числе обязанности по оснащению объектов инженерно-техническими средствами и системами, обеспечивающими транспортную безопасность.
В соответствии с пунктом 5.6. Требований каждый субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе:
- порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС;
- порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС;
- порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию;
- порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем).
Согласно п. п. 5.7. - 5.9. Требований все субъекты обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС; разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Пунктом 6 и последующими пунктами Требований предусмотрены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры по обеспечению транспортной безопасности в зависимости от категории объекта.
При этом конкретные виды технических средств, обеспечивающих транспортную безопасность объекта определенной категории, Требованиями не предусмотрены.
Таким образом, ни ст. 4 Федерального закона "О транспортной безопасности", ни вышеназванные ведомственные нормативно-правовые акты прямо не предусматривают обязанность ответчика как субъекта транспортной инфраструктуры оборудовать объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал - определенным техническим средством обеспечения транспортной безопасности - кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны отдела вневедомственной охраны при ММО МВД "Камышловский".
Понудить ответчика к исполнению обязанностей, прямо предусмотренных Требованиями по обеспечению транспортной безопасности от 8 февраля 2011 г. N 43, прокурор в исковом заявлении не требует.
Из искового заявления прокурора также не следует, что оснащение железнодорожного вокзала ст. Камышлов кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны Отдела вневедомственной охраны при ММО МВД "Камышловский" предусмотрено планом обеспечения транспортной безопасности данного объекта, разработанным и принятым в соответствии со ст. 9 Закона о транспортной безопасности и Приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 г. N 34, и что оснащение таким техническим средством обеспечения безопасности учитывает результаты оценки уязвимости данного объекта (ст. 5 Закона о транспортной безопасности, Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств") и его категорию (ст. 6 Закона о транспортной безопасности, Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный Приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 г. N 62).
При таких обстоятельствах принятое судом решение об удовлетворении иска нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения - об отказе в иске (с учетом изложенных в исковом заявлении предмета и оснований иска).
По мнению суда кассационной инстанции, положения п. 15 Перечня объектов, подлежащих государственной охране - Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", на которые приведена ссылка в исковом заявлении, а также в решении суда, не могли служить основанием к удовлетворению заявленного иска, так как не регулируют правоотношения в области обеспечения транспортной безопасности и не устанавливают права и обязанности для ответчика как для субъекта транспортной инфраструктуры.
Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 11). Во исполнение данного законоположения Правительством Российской Федерации Постановлением от 14 августа 1992 г. N 587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране. В пункте 15 указанного Перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, указаны, в частности, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Исходя из указанной формулировки здание железнодорожного вокзала может быть отнесено к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Вместе с тем, вопросы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в указанной сфере регулируются специальными нормативно-правовыми актами: Федеральным законом от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ и подзаконными актами Министерства транспорта Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере железнодорожного транспорта и обеспечения транспортной безопасности - Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395), которые предписывают ответчику как субъекту транспортной инфраструктуры осуществить комплекс обязательных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, и не обязывают его к заключению договора на охрану объекта транспортной инфраструктуры с учреждениями вневедомственной охраны, на которые в силу п. 15 действовавшего до 1 марта 2011 г. Типового положения, утвержденного Приказом МВД России от 2 сентября 2005 г. N 716, возлагались функции по охране объектов, подлежащих государственной охране. С 1 марта 2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", в соответствии с которым (пп. 25 п. 1 ст. 12) на полицию возлагается обязанность на договорной основе охранять имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны. Истцом не приведено ссылок на закон, согласно которому на Отдел вневедомственной охраны при ММО МВД "Камышловский" возложены функции по охране объектов, подлежащих государственной охране, а на ответчика - обязанность заключить договор на оказание услуг охраны.В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Приказом Минтранса России от 16 февраля 2011 г. N 56 утвержден Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 12 указанного Закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 11.1. Закона о транспортной безопасности федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В материалах дела не имеется сведений о том, что в деятельности ответчика указанными уполномоченными органами и должностными лицами (в частности, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, которая в соответствии с п. 5.1.8 Положения о ней от 30 июля 2004 г. N 398 осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности) выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере является Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) (Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 397). Непосредственная реализация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта на основании Приказа Росжелдора от 15 сентября 2009 г. N 379 (с последующими изменениями) возложена на Управление транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта, ему же поручено проведение мониторинга и анализа в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на железнодорожном транспорте.
Учитывая, что в деле не имеется доказательств невыполнения ответчиком обязательных требований закона и иных нормативно-правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности, а истцом не предъявлено иска о понуждении ответчика к совершению действий, являющихся его обязанностью как субъекта транспортной инфраструктуры в сфере обеспечения транспортной безопасности, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности истцом бездействия ответчика, создающего угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и об отсутствии в связи с этим правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Камышловского городского суда Свердловской области от 19 декабря 2011 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Тюменского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице его филиала - Дирекции железнодорожных вокзалов - о возложении обязанности по установке в здании железнодорожного вокзала ст. Камышлов кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны, о понуждении к заключению договора на оказание услуг охраны - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 7 февраля 2012 г. N 33-1666/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru