Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 марта 2012 г. N А60-5057/2012
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Сима-ленд" (ООО "Сима-ленд") (ИНН 6674159542, ОГРН 1056605235983)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Бывальцев Б.В. (паспорт 6508 392117) по доверенности от 11.04.2011 года;
от заинтересованного лица - Плотников В.В. - старший уполномоченный по ОВД отдела административных расследований по доверенности от 10.01.2012 N 02-19/54; Алалыкина Ю.В. - старший государственный таможенный инспектор правового отдела по доверенности от 10.01.2012 N 02-19/77;
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ООО "Сима-ленд" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Екатеринбургской таможни (таможенный орган) от 18.01.2012 г. по делу об административном правонарушении N 10502000-649/2011 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований с учетом представленного суду дополнения к заявлению, в котором изменены основания заявленных требований, заявитель ссылается на возможность применения положения о малозначительности, при этом, не оспаривая наличие состава вменяемого правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором ссылается на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя, и на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. Решение вопроса о применении малозначительности таможенный орган оставляет за судом, поскольку в ходе рассмотрения административного дела данный вопрос не решался.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Декларантом ООО "Сима-ленд" с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза из Китая согласно контракту от 21.04.2008 N 1/2008 (отправитель компания "HUANGGANG JIAZHI TEXTILE IMPORTS AND EXPORTS CO., LTD", инвойсу от 37.12.2010 N 117, в Верх-Исетский таможенный пост Екатеринбургской таможни 25.01.2011г. представлена декларация на товары (далее - ДТ) N 10502070/250111/0000657, с заявлением сведений о товарах, в том числе о товаре N 8: в графе N 31 наименование и описание - "декоративные изделия из металла, являющиеся имитацией холодного оружия в виде: кортика -мод. 1659 - 470 шт., мод. 1660 -220 шт., мод. 1661 - 60 нт., мод.8705 - 240 шт., мод. 8706 - 720 шт., мод. 8707 - 360 шт., меч - мод. 1693 94 шт., мод. 1694 - 103 шт., код окп 718870 (TM) HUANGGANG JIAZHI TEXTILE IMPORTS AND EXPORTS, изг.: HUANGGANG JIAZHI TEXTILE IMPORTS AND EXPORTS CO., LTD, нож - мод. 1670 - 120 шт., нож - танто - мод. 29276 - 130 шт., нож в упаковке по 2 шт.: мод. 1683 -540 упак., мод. 1790 - 240 упак., мод. 1798 - 780 упак., мод. 1799 - 240 упак., сабля -катана: мод. 1708 - 48 шт., мод. 1809 - 480 шт., мод. 1 11 - 160 шт., мод. 1813-250 шт., мод. 1814 - 600 шт., набор: сабля - катана, сабля - вакидзаси: мод. 1668 - 65 наб., мод. 1669 - 135 наб., набор из 2-х ножей - танто: мод. 29271 - 48 наб., набор: сабля - катана, сабля - вакидзаси, нож - танто: мод. 373 - 164 наб., в графе N 33 код 9307000000; вес брутто/нетто - 2 50 кг/2171 кг, статистическая стоимость - 7789,56 рублей. Выпуск товаров, заявленных ООО "Сима-ленд" по вышеуказанной ДТ, осуществлен 28.01.2011 г. в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
В ходе осуществления таможенного контроля после выпуска товаров Екатеринбургской таможней установлено, что при таможенном декларировании обществом товара N 8 как на момент подачи Екатеринбургской таможне ДТ, так и в момент выпуска данной ДТ в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления у общества отсутствовали разрешительные документы, согласованные ГУ МВД России соответствующего субъекта РФ, необходимые для подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных для ввоза на таможенную территорию таможенного союза конструктивно сходных с оружием изделий.
По данному факту Екатеринбургской таможней в отношении ООО "Сима-ленд" составлен протокол об административном правонарушении N 10502000-649/2011 от 29.12.2011 г. и вынесено постановление от 18.01.2012 г. по делу об административном правонарушении N 10502000-649/2011, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным и необоснованным, ООО "Сима-ленд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 16.3 КоАП, заключается в несоблюдении запретов и ограничений, установленных федеральными законами и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности, то есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение. Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее - ТК ТС) установлен порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении, кроме прочих, условия соблюдения запретов и ограничений.
В силу п. 2 ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза только при выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза.
Согласно статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного Союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами, в том числе, при соблюдении условия представления таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза указанные документы могут быть предоставлены после выпуска товаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" перечни документов, на основании которых заполнена декларация на товары и которые должны быть представлены в таможенный орган одновременно с декларацией на товары, установлены статьями 183, 240, 253, 265, 294, 299 и 308 ТК ТС.
Согласно п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, кроме прочих, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с п. 7 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Порядок и правила ввоза на территорию Российской Федерации оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий установлены Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с этой территории гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, а конструктивно сходных с оружием изделий - по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации после проведения сертификации указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" обязательному подтверждению соответствия подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия.
Таким образом, сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия, и патронов к нему, а также для оборота конструктивно схожих с оружием изделий.
В соответствии с п. 84 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 23.12.2011) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" ввоз на территорию Российской Федерации оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий, в том числе приобретенных, полученных в дар, по наследству или в качестве награды, производится юридическими лицами и гражданами Российской Федерации после проведения сертификации органами по сертификации, аккредитованными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок ввоза гражданского, служебного длинноствольного гладкоствольного оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий в целях сертификации устанавливается Федеральной таможенной службой, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно п. 59 Приказа МВД РФ от 12.04.1999 N 288 (ред. от 16.05.2009) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" владелец конструктивно сходных с оружием изделий для их ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации представляет по месту регистрации в МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УРО МВД России:
а) заявление о согласовании списка указанных изделий;
б) два экземпляра списка конструктивно сходных с оружием изделий с указанием сведений о проведенной сертификации. Для конструктивно сходных с оружием изделий, являющихся культурными ценностями, в списках указываются сведения о прохождении историко-культурной и искусствоведческой экспертиз;
в) заверенные копии сертификатов соответствия, заключений ЭКЦ МВД России или актов культурных и историко-искусствоведческих экспертиз.
После проверки подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений на списке конструктивно сходных с оружием изделий ставится отметка "Согласовано", которая заверяется одним из руководителей органа внутренних дел, которому предоставлено право подписи лицензий, с указанием даты, фамилии и инициалов должностного лица. Данные записи скрепляются печатью органа внутренних дел.
Оформленный список представляется владельцем конструктивно сходных с оружием изделий в таможенные органы для перемещения указанных в нем изделий через таможенную границу Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, таможенное декларирование товара N 8, заявленного по вышеуказанной ДТ, осуществлено обществом в нарушение указанного порядка (без согласования с МВД РФ), а именно: до подачи ДТ N 10502070/250111/0000657 в Екатеринбургскую таможню обществом на товар N 8 представлены разрешительные документы - сертификаты соответствия N N РОСС CN.SA03.A13307, POCC CN.SA03.A13481, при этом согласованный список конструктивно сходных с оружием изделий, заверенный в ГУ МВД России соответствующего субъекта РФ, на данный товар получен обществом и представлен в таможню только в ноябре 2011 г.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении указанного административного правонарушения административным органом установлена, что отражено в оспариваемом постановлении, и выразилась в том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм таможенного законодательства, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей. Общество должно было выполнить таможенную обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, могло ее выполнить, но не выполнило виде изначального необеспечения такой возможности (доказательств иного в материалы дела не представлено).
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, установлен и доказан.
Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Вместе с тем суд считает, что общество может быть освобождено от административной ответственности.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения административный орган либо суд могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Судом установлено, что необходимые разрешительные документы - сертификаты были представлены обществом в таможенный орган до выпуска товаров, в дальнейшем на данный товар получено согласование ГУ МВД России соответствующего субъекта РФ, до этого в гражданский оборот товар пущен не был в связи с чем, суд считает, что в данном случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, вопрос о применении положений о малозначительности таможенным органом при вынесении оспариваемого постановления не рассматривался.
При таких обстоятельствах, оценивая их в совокупности, суд считает, что бездействие общества, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия тяжелых последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Екатеринбургской таможни от 18.01.2012г. по делу по делу об административном правонарушении N 10502000-649/2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сима Ленд" (ИНН 6674159542, ОГРН 1056605235983) к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2012 г. N А60-5057/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника