Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 марта 2012 г. N А60-50995/2011
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2012 года
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-50995/2011 по иску индивидуального предпринимателя Зайцева Андрея Владимировича (ИНН 667204192675, ОГРНИП 307667218400014)
к обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания "КИТ" (ИНН 6671271218, ОГРН 1086671015738)
о взыскании 8 264 руб. 19 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен надлежаще,
от ответчика: Колосова К. А., представитель по доверенности от 10.01.2012г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Истец просит взыскать с ответчика 8 264 руб. 19 коп., в том числе 7 952 руб. 55 коп. - стоимость ущерба, причиненного в результате недостачи груза, вверенного ответчику к перевозке согласно экспедиторской расписке от 12.05.2011г. N ЕкбМиа001459 и 311 руб. 64 коп. процентов, начисленных в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 15.05.2011г. по 03.11.2011г., а также продолжать начисление процентов, начиная с 04.11.2011г. по день фактической оплаты суммы основного долга.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика 200 руб. 00 коп. в возмещение судебных издержек (расходов на предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика).
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил в суд в электронном виде дополнение к иску, дополнение приобщено судом к материалам дела.
Истец также направил в суд в электронном виде ходатайство о вызове свидетелей: Колесниковой Ирины Николаевны и Колесникова Игоря Вячеславовича, в обоснование которого пояснил, что указанные лица могут подтвердить, что товар по экспедиторской расписке от 12.05.2011г. N ЕкбМиа001459 был получен по приложенной к перевозимому товару товарной накладной от 12.05.2011г. N 2737, могут указать на причину принятия товара поштучно, рассказать о порядке приемки товара и выявлении расхождений по количеству направленного и принятого товара.
Ходатайство истца судом рассмотрено и отклонено на основании ч. 1 ст. 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные в ходатайстве обстоятельства должны подтверждаться документально (ч. 1 ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации часть 1 отсутствует
Ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск, представленном в предварительном судебном заседании, представил почтовую квитанцию от 07.03.2012г. N 00677, почтовая квитанция приобщена судом к материалам дела.
Дело рассматривается в отсутствие истца в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с экспедиторской распиской от 12.05.2011г. N ЕкбМиа001459 и товарной накладной от 12.05.2011г. N 2737, ответчик (экспедитор) принял от третьего лица (грузоотправителя) груз (косметику, в упаковке: коробка, весом 10,5 кг., объемом 0, 031, в количестве 1 места) для оказания услуг по его экспедированию и доставке из г. Екатеринбурга в г. Миасс третьему лицу (грузополучателю) на общую сумму 36 468 руб. 55 коп.
При приемке груза от экспедитора грузополучателем выявлен факт недостачи товара на сумму 7 952 руб. 55 коп., о чем представителем грузополучателя и представителем ответчика составлен коммерческий акт приемки/выдачи груза от 14.05.2011г. N 14.
В связи с изложенным, 14.05.2011г. истец направил в адрес ответчика претензию о возмещении ущерба за недостачу груза в размере 7 952 руб. 55 коп.
30.06.2011г. в ответе на претензию ответчик требования истца оставил без удовлетворения, стоимость недостающего груза истцу не возместил, что послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ от 30.06.2003г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполнятся надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наличие убытков; ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом по договору; причинную связь между наступлением убытков и противоправным поведением причинителя убытков; вину контрагента по договору, не исполнившего обязательство надлежащим образом.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств не влечет за собой взыскание убытков.
В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 г. N 554 (далее - Правила N 554) экспедиторскими документами являются:
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В соответствии с п. 12 Правил N 554 экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 30.06.2003г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.
Между тем, в представленной в материалы дела экспедиторской расписке от 12.05.2011г. N ЕкбМиа001459 отсутствует отметка о том, что груз был вверен к перевозке с товаросопроводительными документами (товарно-транспортной накладной).
При этом следует отметить, что подтверждением приема-передачи груза согласно нормам действующего законодательства и сложившимся обычаям делового оборота является товарно-транспортная накладная.
В соответствии с п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5) движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно - транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом - фактурой).
В соответствии с п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12. 2001 г. N 119н при перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).
В соответствии с п. 2 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно - транспортной накладной утвержденной формы N 1-т согласно приложению N 1.
Кроме того, в представленной в материалы дела экспедиторской расписке от 12.05.2011г. N ЕкбМиа001459 нет указания на товарную накладную от 12.05.2011г. N 2737, а также на то, какой именно груз, какая косметика принята ответчиком от истца к перевозке и экспедированию.
Следовательно, доказательств того, что по экспедиторской расписке от 12.05.2011г. N ЕкбМиа001459 был принят груз на сумму 36 468 руб. 55 коп., указанный в товарной накладной от 12.05.2011г. N 2737, истцом в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из содержания экспедиторской расписки от 12.05.2011г. N ЕкбМиа001459, к перевозке принят груз в количестве 1 места.
При этом в коммерческом акте приемки/выдачи груза от 14.05.2011г. N 14 нет указаний на особые свойства груза и упаковку.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав), грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
Пунктами 6, 8, 9 ст. 11 Устава предусмотрено, что приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должны предоставляться и устанавливаться на транспортном средстве грузоотправителем и сниматься с транспортного средства грузополучателем, если иное не установлено договором перевозки груза. Погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
В силу § 14 раздела 5 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности; проверить соответствие габаритов груза Правилам дорожного движения, а также состояние крепления и увязки груза, которые должны предотвращать смещение груза за пределы кузова или его выпадение из кузова, исходя из требований безопасности движения.
Таким образом, названные Общие правила возлагают на шофера обязанность проверить качество укладки и крепления груза на предмет обеспечения безопасности дорожного движения. Указанные нормы не возлагают на перевозчика обязанности проверять каждый перевозимый товар, в том числе находящийся в вакуумной упаковке.
Кроме того, как следует из содержания экспедиторской расписки от 12.05.2011г. N ЕкбМиа001459 груз принимается по весу, объему и количеству мест без досмотра содержимого упаковки.
Таким образом, оснований для возложения ответственности за недостачу груза на ответчика (экспедитора) не имеется.
Таким образом, поскольку доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком принятых согласно экспедиторской расписке от 12.05.2011г. N ЕкбМиа001459 обязательств, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими убытками, истцом в материалы дела не представлено, у суда не имеется правовых оснований для возложения на ответчика (экспедитора) ответственности за недостачу вверенного ему при перевозке груза в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 7 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 марта 2012 г. N А60-50995/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника