Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 марта 2012 г. N А60-53550/2011
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2012 года
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело N А60-53550/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форс Дизель", ИНН 6659093865 (далее - ООО "Форс Дизель", заявитель)
к Отделению УФМС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области, ИНН 6658220461 (далее - заинтересованное лицо)
о признании бездействия незаконными,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Усачев М.С., адвокат по доверенности от 01.08.2010, удостоверение; Шевелев О.К., директор, паспорт;
от заинтересованного лица: Мухлынин В.Н., представитель по доверенности N 1/7382 от 30.12.2011, паспорт.
Заявителю процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Заявитель заявил ходатайство об уточнении требований. Уточнение судом принято. Других заявлений, ходатайств не поступило.
С учётом ходатайства, заявитель просит признать незаконными бездействия УФМС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области, выразившиеся в не рассмотрении заявлений ООО "Форс Дизель", поданных в апреле 2011 года.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что дело неподведомственно арбитражному суду. Кроме того отмечает, что постановка на миграционный учёт иностранных граждан была произведена на основании документов, заверенных печатью ООО "Форс Дизель".
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, 06.04.2011 ООО "Форс Дизель" обращалось в УФМС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области с заявлением об ознакомлении и копировании материалов о приглашении иностранных граждан.
ООО "Форс Дизель" мотивировало данное заявление тем, что Шевелев О.К. никогда не привлекал иностранных граждан к работам выполняемым ООО "Форс Дизель" и не подписывал приглашений. У Шевелева О.К. имеются сомнения в подлинности указанных приглашений на работу, т.к. подписи и печати на всех приглашениях не похожи на подпись руководителя и печать ООО "Форс Дизель".
Кроме того, 08.04.2011 в УФМС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области был сделан адвокатский запрос о предоставлении заверенных копий заявлений и приглашений.
Не получив ответ УФМС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области, ООО "Форс Дизель" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия УФМС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области, выразившегося в непредставлении права ознакомления с заявлениями ООО "Форс Дизель" о вызове иностранных граждан.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично, при этом суд исходит из следующего.
В силу ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и пояснений заинтересованного лица, в ноябре, декабре 2010 года в отдел УФМС России по Свердловской области обратилось юридическое лицо ООО "Форс-Дизель" (представитель Коковин А.И.) с заявлениями о постановке на миграционный учет иностранных граждан. Одновременно с уведомлениями о прибытии иностранных граждан в места пребывания и копиями паспортов данных граждан представителем юридического лица были представлены необходимые документы, заверенные печатью и подписью директора ООО "Форс Дизель".
На основании документов заинтересованным лицом была произведена постановка на миграционный учет иностранных граждан по адресу принимающей стороны: г.Екатеринбург, ул.Тверитина, д.42, корп.1, кв.34.
Заявитель в судебном заседании указал, что поскольку обществом никогда не привлекались для работы иностранные граждане, постольку общество обратилось в отделение УФМС РФ по Октябрьскому району г.Екатеринбурга с заявлением об ознакомлении с приглашениями на работу.
При этом, заявитель также указал, что указанные обстоятельства влияют на экономическую деятельность общества, поскольку могут повлечь последствия в виде санкций за нарушение законодательства о миграционном учете.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" о миграционном учете иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с названным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
При этом иностранный гражданин по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания обязан встать на миграционный учет.
Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете).
В силу ст. 22 Закона о миграционном учете обязанность по предоставлению в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания возложена на принимающую сторону.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о миграционном учете снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила).
В силу подп. "а" п. 23 Правил в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать сведения о лице, подлежащем постановке на учет: фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); дата и место рождения; пол; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания.
В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подп. "а" п. 23 Правил, указываются: фамилия, имя, отчество ответственного лица организации; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации; адрес места жительства ответственного лица организации; наименование организации; фактический адрес организации; идентификационный налоговый номер организации (п. 24 Правил).
В соответствии с п. 25 Правил принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете принимающей стороной является, в том числе юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, принимающее иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Применительно к настоящему спору изложенное означает, что субъектами рассматриваемых отношений являются административный орган и юридическое лицо, являющееся по документам, имеющимся у административного органа, принимающей стороной для иностранных граждан.
Соответственно, поскольку уведомления о прибытии иностранных граждан были подписаны ООО "Форс Дизель", оснований для непредставления на ознакомление данных уведомлений по заявлению общества от 06.04.2011, у заинтересованного лица не имелось.
При этом, судом не может быть принята ссылка заинтересованного лица на то, что уведомления о прибытии содержат персональные данные, поскольку, уведомления о прибытии подписаны ООО "Форс Дизель". Иного в рамках настоящего дела не установлено.
Суд также учитывает, что вопросы, связанные с подлинностью подписей руководителя ООО "Форс Дизель" в уведомлениях, выходят за пределы настоящего спора, и их разрешение не входит в компетенцию суда по настоящему спору.
Также при принятии решения суд учитывает следующее:
Согласно ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований п. 3 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Из положений ст.24 закона N 109-ФЗ следует, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, административную ответственность в виде санкций, правомерность которых с учетом характера правоотношений относится к компетенции Арбитражного суда.
Учитывая, что вопросы привлечения и постановки на учет иностранных граждан в качестве работников принимающего юридического лица вытекают из существа предпринимательской деятельности, что влечет правовые последствия не только связанные с соблюдением миграционного законодательства, но и налогового, пенсионного и т.д, что влечет возникновение у организации соответствующих прав, обязанностей и возможных правовых последствий в виде экономических санкций, суд считает, что настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При этом, как было указано судом, вопросы оценки правомерности действий административного органа по постановке на учет иностранных граждан принимающей стороны (ООО "Форс Дизель") выходят за пределы рассматриваемых требований и не подлежат оценке судом.
На основании изложенного, суд считает, что бездействие УФМС России по Октябрьскому районе г.Екатеринбурга Свердловской области, выразившееся в не рассмотрении заявления ООО "Форс Дизель" от 06.04.2011 об ознакомлении и копировании материалов о приглашении иностранных граждан в общество "Форс Дизель" следует признать незаконным.
Вместе с тем, в части требований о признании незаконным бездействия УФМС России по Октябрьскому районе г.Екатеринбурга Свердловской области, выразившегося в не рассмотрении адвокатского запроса о предоставлении копий заявлений о приглашении иностранных граждан от 08.04.2011, в удовлетворении требований следует отказать исходя из следующего:
Как следует из материалов дела, 08.04.2011 в УФМС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области был сделан адвокатский запрос адвокатом Усачевым М.С. о предоставлении заверенных копий заявлений и приглашений ООО "Форс Дизель".
Уведомления о прибытии иностранных граждан, содержат персональные данные об иностранных гражданах в силу положений Федерального закона от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Учитывая, что закрепленное в ст.6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и обязанность соответствующего органа предоставить такую информацию, не распространяется на установленные законом конфиденциальные сведения, у суда не имеется оснований признавать незаконным бездействие заинтересованного лица по не рассмотрению адвокатского запроса от 08.04.2011.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным бездействие УФМС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области, выразившееся в не рассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Форс Дизель" (ИНН 6659093865) от 06.04.2011 об ознакомлении и копировании материалов о приглашении иностранных граждан на территорию РФ для работы в обществе "Форс Дизель".
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2012 г. N А60-53550/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника