Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 марта 2012 г. N А60-56851/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга (ИНН 6661102940)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Связькомплект" (ИНН 6671220816, ОГРН 1076671019204)
о взыскании 1017 руб. 80 коп.,
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явился, извещен 18.01.2012г. (уведомление о получении определения от 11.01.2012г.);
от заинтересованного лица: не явился, извещен (возврат почтового отправления с определением от 11.01.2012г.).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Связькомплект" о взыскании с него финансовых санкций в сумме 1017 руб. 80 коп. в качестве штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2009 год в установленный законом срок.
В судебное заседание (13.03.2012) от заявителя поступили документы- реестр поступления платежей за период с 01.01.2010 по 12.03.2012, свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица.
Также от заявителя поступило ходатайство, в котором заявитель просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Ходатайство заявителя арбитражным судом рассмотрено в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, заинтересованное лицо отзыв с документальным обоснованием возражений по существу заявленных требований в суд не направило.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области в отношении к Общества с ограниченной ответственностью "Связькомплект" была проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании, в ходе которой выявлен факт непредставления заинтересованным лицом в установленный срок сведений за 2009 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со ст.6, п.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 167-ФЗ от 15.12.2001) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. При этом страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Как следует из абз.4 п.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст.11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ от 01.04.1996 (в редакции, действовавшей с 01.01.2009 по 31.12.2009) страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице определенные указанным Законом сведения. В этой же статье также говорится о том, что дополнительно к этим сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Как следует из статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из представленной заявителем декларации заинтересованного лица по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2009 год, подписанной представителем заинтересованного лица 17.02.2010, и имеющей входящий штамп УПФР по Ленинскому району г. Екатеринбурга Свердловской области от 25.04.2011, сведения об общей сумме уплаченных за 2009 год страховых взносов были представлены заинтересованным лицом только 25.04.2011, то есть с нарушением установленного законом срока. При этом сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у заинтересованного лица представлены не были.
Данной декларацией также подтверждается размер платежей заинтересованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2009г., а именно 10178 руб.
Порядок привлечения к ответственности за указанные правонарушения Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не предусмотрен.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как следует из положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ, им предусмотрен порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Так, согласно ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов, к которым на основании п. 1 ст. 3 данного Закона относятся также Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:
1) камеральная проверка;
2) выездная проверка.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В силу ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 38 указанного Закона в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Факт правонарушения зафиксирован в имеющемся в деле акте проверки от 27.04.2011 N 474, в п.2.2. которого заинтересованному лицу разъяснено право представления возражений по акту в целом или его отдельным положениям в течение 15 рабочих дней со дня получения акта.
Как видно из текста акта, его рассмотрение было назначено на 13 часов 40 минут 17.06.2011 (а также указан адрес, где состоится рассмотрение).
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Как следует из представленного реестра направления почтовой корреспонденции и почтовой квитанции, акт N 474 от 27.04.2011 был направлен заинтересованному лицу 04.05.2011 заказным письмом.
Таким образом, заинтересованному лицу была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, а также представить соответствующие объяснения.
По результатам рассмотрения материалов проверки заявителем вынесено решение N 474 от 17.06.2011 о привлечении заинтересованного лица к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания финансовой санкции в размере 1017 руб. 80 коп., то есть в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из представленного реестра направления почтовой корреспонденции и почтовой квитанции, решение N N 474 от 17.06.2011 было направлено заинтересованному лицу 24.06.2011 заказным письмом.
Позднее, заинтересованному лицу направлено требование от 01.08.2011 N 481 с предложением о добровольной уплате финансовой санкции в течение 10 календарных дней с момента получения требования. В связи с тем, что требование заинтересованным лицом не исполнено, управление обратилось с заявлением о взыскании финансовой санкции в суд.
Доказательствами направления заинтересованному лицу требования от 01.08.2011 N 481 является реестр направления почтовой корреспонденции и почтовая квитанция от 03.08.2011.
В силу ч. 2 ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
В то же время согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В связи с этим, исходя из необходимости соблюдения принципа правовой определенности и единства прав лиц, обязанных уплачивать страховые взносы, в части сроков привлечения их к ответственности за нарушение законодательства о таких взносах, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, о том, что срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности, суд полагает возможным исходить из того, что настоящее заявление о взыскании финансовой санкции может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о добровольной ее уплате.
Заявитель обратился в суд 28.12.2011, срок, отведенный заинтересованному лицу для добровольной уплаты финансовой санкции в требовании от 01.08.2011 N 481, истек.
Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что вышеописанные сроки и порядок привлечения заинтересованного лица к ответственности, установленные положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, заявителем соблюдены, размер финансовой санкции определен в соответствии с действующим законодательством, обстоятельств, исключающих вину или смягчающих ответственность заинтересованного лица, судом не установлено, срок обращения заявителя в суд им не пропущен, суд считает, что заинтересованное лицо обоснованно привлечено к ответственности в виде взыскания финансовой санкции в сумме 1017 руб. 80 коп. на основании ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В связи с этим требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ч.3 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заинтересованного лица взыскивается в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Связькомплект" (ИНН 6671220816, ОГРН 1076671019204) в доход Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в сумме 1017 (одна тысяча семнадцать) руб. 80 (восемьдесят) коп. за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2009 год.
3. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Связькомплект" (ИНН 6671220816, ОГРН 1076671019204) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2012 г. N А60-56851/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника