В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 г. N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы", распоряжений Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 102-р и от 17.11.2008 г. N 1662-р, Закона Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" ("Областная газета", 2011, 17 июня, N 212-215) с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 9 ноября 2011 года N 109-ОЗ ("Областная газета", 2011, 12 ноября, N 417-420), постановления Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 г. N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст. 1044), от 29.12.2010 г. N 1910-ПП ("Областная газета", 2011, 18 января, N 7), постановления Правительства Свердловской области от 22.12.2008 г. N 1354-ПП "О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009-2020 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-6, ст. 2157) Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы (далее - Программа) (прилагается).
2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Смирнов Н.Б.) обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Свердловской области до 20 апреля 2011 года.
3. Министерству строительства и архитектуры Свердловской области (Федоров С.В.) в срок до 15 апреля 2012 года внести изменения в областную целевую программу "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. N 1487-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы" ("Областная газета", 2010, 26 ноября, N 422-423/СВ) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 10.11.2010 г. N 1632-ПП ("Областная газета", 2010, 19 ноября, N 412-413), от 10.03.2011 г. N 232-ПП ("Областная газета", 2011, 26 марта, N 91-96), от 25.04.2011 г. N 454-ПП ("Областная газета", 2011, 21 мая, N 171-173), от 27.05.2011 г. N 634-ПП ("Областная газета", 2011, 4 июня, N 194-196), 27.10.2011 г. N 1493-ПП ("Областная газета", 2011, 11 ноября, N 413-416), от 06.12.2011 г. N 1650-ПП ("Областная газета", 2011, 8 декабря, N 462-464), от 12.12.2011 г. N 1684-ПП ("Областная газета", 2011, 17 декабря, N 476-478), от 16.12.2011 г. N 1724-ПП ("Областная газета", 2011, 24 декабря, N 487-488), исключив из нее подпрограмму "Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" и подпрограмму "Строительство и реконструкция жилых домов на территориях муниципальных образований в Свердловской области в целях переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) с высоким уровнем износа".
4. Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2010 г. N 850-ПП "Об утверждении Концепции региональной программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2010-2020 годы" ("Областная газета", 2010, 5 июня, N 197-198) признать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Смирнова Н.Б.
6. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
И.о. Председателя Правительства |
В.А. Власов |
Концепция
областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы
(утв. постановлением Правительства Свердловской области от 30 марта 2012 г. N 332-ПП)
Глава 1. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
За последние десять лет проблема обеспечения устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области приобрела еще большую остроту. Это связано с тем, что действующие расходные обязательства Свердловской области на развитие этой отрасли не покрывают потребности в ее финансировании. Из-за недостаточных темпов модернизации и развития основных фондов во многих городах и населенных пунктах Свердловской области жилищный фонд и системы коммунальной инженерной инфраструктуры продолжают деградировать.
В 2011 году жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области насчитывал:
1) 2697 производственных и отопительных котельных, а также центральных тепловых пунктов, 57 процентов которых работают на твердом и жидком топливе, а 43 процента - на газообразном. Из этого числа 2040 теплоисточников являются муниципальными, а остальные 657 теплоисточников находятся на балансе различных организаций и ведомств;
2) 936 водопроводов хозяйственно-питьевого назначения установленной мощностью около 2,6 миллиона кубических метров в сутки, осуществляющих забор воды из 1339 источников, в том числе 44 поверхностных и 1295 подземных;
3) 67 сооружений водоподготовки, 35 из которых производят очистку воды из подземных источников (обезжелезивание, обеззараживание), а 32 - из поверхностных источников (осветление, обесцвечивание, обеззараживание), и 140 очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации;
4) более 83 тысяч километров инженерных сетей теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и канализации;
5) более 2,4 тыс. километров межпоселковых газопроводов и более 6,3 тыс. километров внутрипоселковых распределительных газопроводов и газовых сетей;
6) 1600 тепловых, водопроводных и канализационных насосных станций;
7) 108907 многоквартирных и 363092 индивидуальных жилых домов общей площадью 99,4 млн. квадратных метров;
8) 12500 лифтов, обеспечивающих транспортировку людей с одного уровня на другой в 3571 многоквартирном жилом доме;
9) 533 объекта размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов, из которых лицензированными являются 75 объектов.
Существенно изменилась структура жилищного фонда, что связано с дальнейшим уменьшением доли государственного жилья и увеличением частного. Так, в 2002 году жилищный фонд, находящийся в частной собственности граждан и юридических лиц, составлял 66,4 процента, а к началу 2011 года этот показатель достиг 81,6 процента.
Жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили около 60 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, а в некоторых муниципальных образованиях в Свердловской области эта цифра приближается к 80-90 процентам.
По данным администраций муниципальных образований в Свердловской области, физический износ основных фондов систем теплоснабжения составляет 55,4 процента, водоснабжения - 63,7 процента, водоотведения - 61,6 процента. В результате этого износа потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, в системах водоснабжения составляют более 22 процентов, в системах теплоснабжения - до 20 процентов.
Износ жилищного фонда составляет более 50 процентов, что в свою очередь приводит к увеличению затрат на его содержание. За период с 2006 по 2011 годы ветхий и аварийный жилищный фонд увеличился более чем на 16 процентов, в том числе аварийный жилищный фонд - в 8,7 раза. По состоянию на 1 января 2011 года муниципальный жилищный фонд с износом более 70 процентов и аварийный жилищный фонд составили 1,85 млн. кв.м, или 1,9 процента от общей площади жилищного фонда. Жилищный фонд общей площадью около 295,6 тыс. кв.м является непригодным для проживания.
Первые многоквартирные жилые дома, оборудованные лифтами, были построены в Свердловской области в 1968 году. В настоящее время около 30 процентов лифтов от их общего числа находятся в эксплуатации более 25 лет и согласно требованиям технического регламента о безопасности подлежат модернизации или замене. Это прежде всего лифты с ручным и полуавтоматическим приводом, выпущенные Спитакским и Никопольским заводами, которые в настоящее время не существуют.
Из-за многолетнего отставания темпов строительства систем и сооружений водоснабжения от темпов жилищного и промышленного строительства в настоящее время в 27 населенных пунктах в Свердловской области сохраняется дефицит мощности систем водоснабжения.
Сточные воды, прошедшие через очистные сооружения канализации, на 45 процентов остаются недоочищенными, то есть не соответствуют нормативным требованиям, а 8,6 процента сточных вод сбрасываются в природную среду без очистки.
Отсутствие чистой воды и систем канализации является одной из основных причин распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации может привести к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Количество населения в Свердловской области, подверженного риску заболеваний, связанных с химическим загрязнением питьевой воды, составляет 1,2 млн. человек, а с микробиологическим - 300 тыс. человек.
Существующее состояние газификации сетевым природным газом в Свердловской области также не в полной мере отвечает ее потребностям, несмотря на достаточно развитую газотранспортную систему.
Сетевой природный газ подведен почти ко всем населенным пунктам городского типа, кроме пяти рабочих поселков: Сосьва, Староуткинск, Дружинино, Гари и Шаля. Доля сельских населенных пунктов с численностью населения более 5 человек, к которым подведен природный газ, на 1 января 2011 года составляла всего 15 процентов.
Недостаточно развита и газораспределительная сеть в населенных пунктах, имеющих природный газ, что в свою очередь сдерживает рост уровня газификации жилищного фонда и объектов коммунальной сферы в Свердловской области. Так, уровень газификации квартир (домов) природным газом в Свердловской области на 1 января 2011 года составил 53,6 процента, в том числе в сельской местности - около 14,3 процента.
Следует также отметить, что развитие газификации в Свердловской области, в частности перевод частного жилищного фонда в Свердловской области с централизованного отопления на отопление от индивидуального источника теплоснабжения, работающего на природном газе, позволило бы значительно сократить потери тепловой энергии в процессе транспортировки до потребителя.
Остаются нерешенными проблемы применения для выработки тепловой энергии морально и физически устаревшего оборудования, а также отсутствия водоподготовки на котельных. Следствием этого является неэффективное использование ресурсов в процессе производства тепловой энергии, что в сочетании с высокими потерями при ее транспортировке до потребителей приводит к предоставлению услуги теплоснабжения не в полном объеме и ненадлежащего качества.
Одной из актуальных проблем в городах и населенных пунктах Свердловской области является сбор, хранение и утилизация твердых бытовых отходов.
По состоянию на 1 января 2011 года отдельные полигоны твердых бытовых отходов не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, не имеют проектов на строительство, а те полигоны, для которых такие проекты разработаны, эксплуатируются со значительными отклонениями от утвержденных показателей. В настоящее время инфраструктура сбора и переработки отходов развита слабо. Все это служит причиной увеличения негативного воздействия данных объектов на окружающую среду и здоровье человека.
Глава 2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы федеральным целевым программам, приоритетным задачам Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, среднесрочной программы социально-экономического развития Свердловской области, основным стратегическим документам Свердловской области
С учетом сложности проблем, имеющихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и необходимости выработки комплексного и системного их решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и повышение эффективности функционирования отрасли, Правительством Российской Федерации предусматривается разработка соответствующих региональных целевых программ.
Концепция областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы" (далее - Программа) разработана в развитие следующих федеральных нормативных и правовых актов:
1) постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года";
2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 г. N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы";
3) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р;
4) Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 102-р;
5) Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г. N 1757-р.
Реализация Программы позволит повысить качество и надежность предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг, уровень благоустройства жилищного фонда в городах и иных населенных пунктах в Свердловской области, создать комфортную среду для проживания населения и эффективное жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе за счет достижения баланса социально-экономических интересов потребителей, производителей и иных участников рынка жилищно-коммунальных услуг и привлечения инвестиций для развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Свердловской области.
Это соответствует целям и задачам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, определенным Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г. N 1757-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" ("Областная газета", 2011, 17 июня, N 212-215) с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 9 ноября 2011 года N 109-ОЗ ("Областная газета", 2011, 12 ноября, N 417-420), Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 г. N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст. 1044), от 29.12.2010 г. N 1910-ПП ("Областная газета", 2011, 18 января, N 7), Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2008 г. N 1354-ПП "О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009-2020 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 12-6, ст. 2157).
Глава 3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Негативные экономические условия функционирования организаций жилищно-коммунального комплекса и недостаточные инвестиционные возможности бюджетов привели к недофинансированию развития основных производственных фондов отрасли и поддержания надлежащего технического состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, в результате чего наблюдается:
1) недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
2) неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
3) высокий уровень морального и физического износа жилых домов, а также коммунальных объектов и сооружений;
4) неэффективное использование ресурсов, в том числе наличие значительных потерь в процессе производства и транспортировки коммунальных ресурсов;
5) низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.
Проблемы восстановления и развития основных фондов жилищного и коммунального хозяйства могут быть решены за счет строительства новых объектов и модернизации действующих, что приведет к созданию условий для повышения комфортности среды проживания населения.
В сложившихся условиях дефицитности бюджетов решить имеющиеся проблемы отрасли, требующие значительных ассигнований, невозможно без использования новых форм государственно-частного партнерства.
Однако государственное регулирование тарифов на услуги по газоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также необходимость обеспечения доступности жилищно-коммунальных услуг для населения не позволяют привлечь достаточный объем внебюджетных средств на выполнение капиталоемких инвестиционных проектов.
Использование программно-целевого метода с участием средств областного бюджета обусловлено тем, что изложенные проблемы в данной сфере носят межведомственный характер, взаимосвязаны между собой, требуют значительных инвестиционных ресурсов и выработки комплексного и системного их решения и не могут быть решены в пределах одного финансового года.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить адресность, последовательность исполнения взаимоувязанных проектов по срокам их реализации и контроль инвестирования государственных средств в развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Кроме того, программно-целевой метод позволит обеспечить концентрацию ресурсов на решение приоритетных задач с учетом бюджетных ограничений и создание эффективного механизма координации и интеграции бюджетных ресурсов.
Таким образом, использование программно-целевого метода является наиболее эффективным способом решения имеющихся проблем в данной сфере.
Глава 4. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области без использования программно-целевого метода, сведения о действующих расходных обязательствах Свердловской области, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблем
Решение проблем модернизации и развития основных фондов жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области должно включать в себя как строительство новых объектов, так и мероприятия, направленные на удовлетворение потребности населения в жилищных и коммунальных услугах при сокращении расходов на их производство, включая повышение энергоэффективности действующих сооружений.
При этом в большинстве муниципальных образований в Свердловской области требуются значительные капитальные вложения в строительство или реконструкцию, оценочный объем которых составляет 272,5 млрд. рублей.
Фактически за период 2009-2011 годов на реализацию проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства бюджетам муниципальных образований в Свердловской области из областного бюджета в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов было выделено более 2429 млн. рублей, софинансирование из средств федерального и местных бюджетов составило более 2926 млн. рублей, в том числе на развитие инженерной инфраструктуры города Екатеринбурга было выделено 2215,4 млн. рублей в виде субсидий из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Плановый объем затрат на 2012 год из всех источников финансирования на реализацию инвестиционных проектов строительства и реконструкции объектов жилищного и коммунального хозяйства, включенных в перечень мероприятий областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы, составляет 407,1 млн. рублей.
Помимо привлечения бюджетных средств за последние три года в рамках реализации инвестиционных программ организаций, предоставляющих коммунальные услуги, в развитие инженерной инфраструктуры увеличилось поступление частных и заемных средств. Так, в 2011 году утвержденный объем финансирования 115 инвестиционных программ составил 2615,9 млн. рублей.
С учетом реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса объем капитальных вложений в развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в период с 2009 по 2011 год составлял порядка 7-9 млрд. рублей ежегодно.
Однако следует отметить, что даже с учетом привлечения частных инвестиций фактически утвержденные на реализацию муниципальных программ развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства расходные обязательства не позволяют осуществить требуемый комплекс мероприятий.
При существующих объемах финансирования сроки реализации инвестиционных проектов увеличиваются на неоправданно длительное время, что не позволяет обеспечить приведение жилищно-коммунального хозяйства в соответствие с требованиями потребителей и действующего законодательства Российской Федерации и Свердловской области.
Кроме того, следует отметить, что существующие объемы ассигнований позволяют выполнять лишь отдельные проекты без учета комплексного развития инфраструктуры.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода будут:
1) отсутствие возможности привлечения средств федерального бюджета на развитие жилищно-коммунального хозяйства в Свердловской области;
2) отсутствие возможности у многих муниципальных образований в Свердловской области реализации инвестиционных проектов по развитию жилищно-коммунального хозяйства;
3) несоблюдение нормативных сроков реализации инвестиционных проектов;
4) отсутствие последовательности в осуществлении взаимоувязанных инвестиционных проектов;
5) неэффективное расходование бюджетных средств и проявление бессистемности в оказании государственной поддержки;
6) социальная напряженность.
С учетом изложенного, а также в целях комплексного подхода к решению вопросов развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и увеличения объема финансовой помощи из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование мероприятий аналогичных муниципальных целевых программ существует необходимость разработки новой областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы".
Для выбора оптимального сценария Программы при подготовке настоящей Концепции были рассмотрены две группы показателей:
1) охватываемый круг объектов по организационно-правовой форме собственности;
2) возможные источники и объемы финансового обеспечения реализации Программы.
В зависимости от охватываемого Программой круга объектов в настоящее время предлагаются два альтернативных варианта реализации Программы:
1) первый вариант предусматривает:
разработку Программы, в рамках которой будет оказываться финансовая поддержка муниципальным образованиям в Свердловской области для осуществления капитального строительства и модернизации объектов муниципальной собственности;
финансирование объектов государственной собственности Свердловской области в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности Свердловской области для реализации бюджетных инвестиций или отдельной программы;
финансирование объектов в рамках инвестиционных программ, реализуемых за счет внебюджетных источников;
2) второй вариант предусматривает финансирование объектов государственной собственности Свердловской области и объектов муниципальной собственности в рамках одной Программы. Кроме того, в Программе планируется учесть объемы финансирования, предусмотренные по инвестиционным программам, реализуемым за счет внебюджетных источников.
Вне зависимости от варианта решения проблемы реализация комплекса мероприятий по развитию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области будет сопряжена со следующими рисками:
1) нормативные правовые риски. Реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей деятельность жилищных и коммунальных организаций. Несвоевременное принятие запланированных нормативных правовых актов на федеральном, областном и муниципальном уровнях может существенно снизить результативность Программы;
2) макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор жилищно-коммунального хозяйства;
3) региональные и муниципальные риски. При реализации мероприятий по развитию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства возможно появление объектов незавершенного строительства в результате снижения плановых объемов финансирования из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - участников Программы.
Способами ограничения указанных рисков являются:
1) своевременная подготовка документов с целью получения субсидий из федерального бюджета для софинансирования объектов;
2) осуществление постоянного мониторинга реализации программных мероприятий;
3) своевременная корректировка мероприятий, показателей и индикаторов Программы;
4) перераспределение финансовых ресурсов с учетом приоритетности мероприятий и в зависимости от темпов достижения поставленных целей;
5) распределение функций, полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Программы;
6) усиление организационной и разъяснительной работы среди населения со стороны муниципальных образований в Свердловской области по механизму реализации Программы с целью возможного привлечения средств населения на добровольной основе на подготовку проектной документации и строительство распределительных газопроводов для газификации жилых домов и модернизации лифтового оборудования.
При использовании первого варианта дополнительно возникает риск возможной неувязки в последовательности исполнения инвестиционных проектов по срокам их реализации.
Таким образом, второй вариант является преимущественным.
При рассмотрении возможных источников и объемов финансового обеспечения реализации Программы могут быть определены следующие 3 варианта решения проблемы в сфере развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области:
1) первый вариант (инерционный) предусматривает реализацию инвестиционных проектов областной собственности по строительству межпоселковых газопроводов межмуниципального значения, а также предоставление субсидий местным бюджетам в Свердловской области на софинансирование инвестиционных проектов по формированию жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, и развитию систем инженерной коммунальной инфраструктуры муниципального значения, реализуемых в 2012-2015 годах в объемах, утвержденных областной целевой программой "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. N 1487-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области на 2011-2015 годы" ("Областная газета", 2010, 26 ноября, N 422-423/СВ) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 10.11.2010 г. N 1632-ПП ("Областная газета", 2010, 19 ноября, N 412-413), от 10.03.2011 г. N 232-ПП ("Областная газета", 2011, 26 марта, N 91-96), от 25.04.2011 г. N 454-ПП ("Областная газета", 2011, 21 мая, N 171-173), от 27.05.2011 г. N 634-ПП ("Областная газета", 2011, 4 июня, N 194-196), от 27.10.2011 г. N 1493-ПП ("Областная газета", 2011, 11 ноября, N 413-416), от 06.12.2011 г. N 1650-ПП ("Областная газета", 2011, 8 декабря, N 462-464), от 12.12.2011 г. N 1684-ПП ("Областная газета", 2011, 17 декабря, N 476-478), от 16.12.2011 г. N 1724-ПП ("Областная газета", 2011, 24 декабря, N 487-488), а реализуемых в 2016 году - в объеме, принятом на 2015 год с учетом уровня инфляции;
2) второй вариант (умеренный) предусматривает реализацию отдельных инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации) объектов коммунального хозяйства, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг населению, и межпоселковых газопроводов межмуниципального значения, находящихся в областной собственности, а также предоставление субсидий местным бюджетам в Свердловской области на софинансирование мероприятий по формированию жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, модернизации лифтового хозяйства в многоквартирных жилых домах, развитию и модернизации систем инженерной коммунальной инфраструктуры, объектов размещения и переработки твердых бытовых (коммунальных) отходов муниципального значения, в объемах, требуемых для реализации неотложных работ, и выполнение мероприятий в рамках инвестиционных программ, финансируемых за счет внебюджетных источников;
3) третий вариант (инновационный) предусматривает реализацию мероприятий по развитию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, обеспечивающих создание в максимальной степени условий для достижения уровня комфортности проживания граждан Свердловской области, предусмотренного Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года и Программой социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы.
При первом варианте решения проблемы существует риск, связанный со сверхнормативными сроками реализации инвестиционных проектов.
При третьем варианте решения проблемы существует риск, связанный с недостаточным ресурсным обеспечением.
Наиболее оптимальным вариантом является второй вариант (умеренный).
Глава 5. Цель и задачи Программы, целевые показатели, позволяющие оценить ход ее реализации по годам
Выбор цели и задач Программы основывается на приоритетных направлениях, обозначенных в документах по стратегическому развитию Российской Федерации и Свердловской области.
Целью Программы является повышение комфортности и безопасности проживания населения Свердловской области за счет развития и модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры населенных пунктов, объектов размещения и переработки твердых бытовых (коммунальных) отходов, формирования жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа.
Задачами Программы, направленными на достижение указанной цели, связанными с осуществлением полномочий органов государственной власти Свердловской области, являются:
1) повышение качества и надежности предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг;
2) модернизация коммунальной инфраструктуры для повышения ресурсной эффективности производства и предоставления услуг;
3) создание технической возможности для сетевого газоснабжения и развития газификации населенных пунктов в Свердловской области;
4) поддержание санитарного состояния населенных пунктов на нормативном уровне;
5) повышение энергоэффективности систем тепло-, водо- и газоснабжения, снижение энергоемкости жилищно-коммунального хозяйства;
6) снижение износа коммунальной инфраструктуры;
7) сокращение аварийного и ветхого жилищного фонда;
8) создание условий для газификации объектов социальной сферы и повышения уровня газификации жилищного фонда в Свердловской области;
9) создание условий для привлечения частных инвестиций, направленных на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и строительство (модернизацию, реконструкцию) объектов коммунальной инфраструктуры.
Предполагаемыми целевыми индикаторами и показателями Программы, позволяющими оценить ход ее реализации, являются:
1) удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами;
2) степень износа коммунальной инфраструктуры;
3) ввод дополнительных мощностей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения;
4) ввод дополнительных мощностей котельных путем строительства, модернизации, технического перевооружения и реконструкции;
5) доля сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, нуждающихся в замене;
6) удельный вес потерь тепловой энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей, а также утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть;
7) количество инцидентов и отключений в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
8) ввод дополнительных мощностей полигонов (усовершенствованных свалок) коммунальных отходов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства;
9) число полигонов твердых бытовых (коммунальных) отходов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства;
10) доля переработки твердых бытовых (коммунальных) отходов по отношению к общему объему их образования в год;
11) ввод дополнительных мощностей газопроводов и газовых сетей;
12) доля сельских населенных пунктов с численностью населения более 5 человек, к которым подведен природный газ;
13) доля квартир (жилых домов) газифицированных сетевым природным газом;
14) уровень газификации природным газом;
15) доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;
16) число населенных пунктов и доля населения, обеспеченных питьевой водой стандартного качества;
17) удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям;
18) удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям;
19) доля граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилищном фонде, по отношению к общей численности населения Свердловской области;
20) удельный вес площади жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, в общем объеме площади жилищного фонда;
21) число муниципальных образований, реализующих мероприятия по модернизации лифтового хозяйства, и количество граждан, проживающих в многоквартирных домах, в которых выполнены эти мероприятия;
22) доля модернизированных (вновь установленных) лифтов в общем объеме лифтов, отработавших нормативный срок эксплуатации.
Значения целевых индикаторов и показателей реализации Программы (с учетом вариантности в зависимости от возможных источников и объемов финансового обеспечения реализации Программы) приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Система целевых индикаторов и показателей для мониторинга хода реализации Программы и их значения могут быть уточнены в рамках разработки подпрограмм, входящих в состав Программы.
Глава 6. Направления, сроки и этапы реализации Программы
Выполнение Программы предполагается осуществлять с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года в рамках реализации подпрограмм "Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры", "Развитие газификации", "Чистая вода", "Обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами", "Формирование жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа", "Модернизация лифтового хозяйства в многоквартирных жилых домах". Средства планируется выделить по направлениям: капитальные вложения и прочие затраты.
Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых результатов реализации мероприятий по развитию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Учитывая, что выполнение работ по разработке проектной документации и строительству (реконструкции, модернизации) объектов планируется в течение всего периода выполнения Программы, выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
Глава 7. Содержание основных мероприятий Программы
Для достижения цели, намеченной Программой, предусматривается осуществление следующих мероприятий:
1) проектирование и строительство (реконструкция, модернизация) объектов областной собственности;
2) оказание содействия муниципальным образованиям в Свердловской области в реализации первоочередных мероприятий, предусмотренных в аналогичных муниципальных программах, выполняемых за счет средств местных бюджетов, путем предоставления субсидий:
местным бюджетам на софинансирование строительства (реконструкции, модернизации) объектов муниципальной собственности жилищного и коммунального хозяйства, приобретения жилых помещений в целях переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа;
местным бюджетам и (или) юридическим лицам на возмещение уплаты процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков под строительство жилья экономкласса;
3) реализация проектов по инвестиционным программам, финансируемым за счет внебюджетных источников.
Глава 8. Планируемые объемы и источники финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений по годам
Планируемые (прогнозные) объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям представлены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
По предварительным прогнозным данным предельный общий объем финансирования программных мероприятий составляет 5530477,9 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета (предполагаемый объем) - 559563,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 4079320,4 тыс. рублей, средства местных бюджетов (предполагаемый объем) - 815864,1 тыс. рублей, внебюджетные источники (предполагаемый объем) - 75730,4 тыс. рублей.
В том числе капитальные вложения составляют 4965263,88 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 4073669,4 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 815864,08 тыс. рублей, внебюджетные источники (предполагаемый объем) - 75730,4 тыс. рублей.
Общий объем прочих затрат составляет - 565214,0 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 559563,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 5651,0 тыс. рублей.
Прогнозируемый предельный объем финансирования Программы, в том числе по источникам финансирования, определен исходя из реализации различных направлений и мероприятий Программы, предполагаемой стоимости их выполнения.
Средства областного бюджета планируется направить:
1) на проектирование и строительство (реконструкцию, модернизацию) газопроводов межмуниципального значения, объектов переработки и размещения твердых бытовых отходов, объектов коммунального хозяйства, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг населению, находящихся в областной собственности;
2) на реализацию мероприятий по газификации объектов областной собственности (проектирование и строительство (реконструкцию, модернизацию) подводящих газопроводов, котельных и установку индивидуальных тепловых установок, для обеспечения теплоснабжения объектов областной собственности);
3) оказание финансовой помощи в форме субсидий местным бюджетам на софинансирование строительства (реконструкции, модернизации) объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности, учтенных в аналогичных муниципальных долгосрочных целевых программах.
При этом уровень финансирования из областного бюджета будет зависеть от уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования до распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Средства местных бюджетов будут использованы при реализации мероприятий Программы по строительству (реконструкции, модернизации) объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности.
Средства федерального бюджета планируется привлечь на строительство (реконструкцию, модернизацию) объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности и возмещение уплаты процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса в рамках реализации федеральных целевых программ "Жилище" на 2011-2015 годы, "Социальное развитие села до 2013 года", "Чистая вода" на 2011-2017 годы.
Средства внебюджетных источников планируется использовать на реализацию мероприятий в рамках инвестиционных программ организаций жилищно-коммунального хозяйства, в том числе включенных в перечень мероприятий Программы.
Помимо программных мероприятий внебюджетные средства планируется привлечь на финансирование развития газотранспортной системы в области с целью обеспечения надежности транспортировки газа и создания технической возможности для развития газораспределительной системы на территории Свердловской области. Ожидаемый объем финансирования данных мероприятий в 2012-2016 годах составит более 4 млрд. рублей.
Объемы финансирования Программы по источникам могут быть уточнены при разработке и реализации Программы исходя из объемов средств, выделенных из федерального, областного и местных бюджетов на реализацию' мероприятий Программы, а также привлечения внебюджетных источников финансирования.
Глава 9. Информация о планируемых субсидиях местным бюджетам из областного бюджета на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов и порядке предоставления субсидий
Планируемый объем субсидий областного бюджета местным бюджетам на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов, составляет 4073669,4 тыс. рублей.
При этом увеличение предельного предполагаемого объема финансирования из средств областного бюджета по отношению к затратам на реализацию мероприятий, направленных на развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным областной целевой программой "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы, составит 2331069 тыс. рублей, в том числе:
в 2012 году - 0,0 тыс. рублей,
в 2013 году - 423097,5 тыс. рублей,
в 2014 году - 446323,7 тыс. рублей,
в 2015 году - 471448,7 тыс. рублей,
в 2016 году - 990200,0 тыс. рублей.
Предоставление субсидий областного бюджета местным бюджетам предлагается осуществлять на софинансирование инвестиционных проектов, включенных в аналогичные муниципальные программы, по результатам конкурсного отбора, проводимого комиссией Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, созданной для проведения отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов (далее - Комиссия).
Отбор предполагается проводить Комиссией в два этапа:
1 этап: отбор муниципальных образований.
Предполагаемые критерии отбора:
1) своевременность подачи заявки;
2) наличие долгосрочной целевой программы, разработанной в целях развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования;
3) наличие заявки на включение планируемого объекта капитального строительства в Программу (требования к содержанию заявки будут определены при разработке Программы);
2 этап: отбор мероприятий (инвестиционных проектов) для включения в Программу.
Предполагаемые критерии отбора:
1) соответствие мероприятия целям и задачам Программы;
2) наличие объекта (межпоселкового газопровода) в Генеральной схеме газоснабжения и газификации Свердловской области на период до 2015 года и перспективу до 2020 года;
3) соблюдение уровня софинансирования мероприятия из местного бюджета муниципального образования в Свердловской области (и/или внебюджетных средств);
4) возможность и целесообразность реализации мероприятия в рамках Программы (по срокам, ресурсам, технической возможности), в том числе необходимость завершения строительства (реконструкции, модернизации) объектов, финансирование которых осуществлялось в предыдущие годы за счет бюджетных инвестиций;
5) наличие обоснования необходимости софинансирования мероприятия за счет средств областного бюджета;
6) наличие положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
7) наличие нормативного правового акта органа местного самоуправления об утверждении проектной документации на объект;
8) возможность обеспечения потребителя газа по запланированным объектам газоснабжения областной собственности;
9) возможность повышения уровня обеспеченности жилищного фонда в Свердловской области соответствующим коммунальным ресурсом при минимальных затратах на реализацию мероприятия;
10) возможность экономии бюджетных средств и обеспечение предоставления услуг по газо-, тепло-, водоснабжению и водоотведению надлежащего качества при реализации мероприятия;
11) возможность снижения в общей площади жилищного фонда доли аварийного и ветхого жилищного фонда;
12) возможность повышения энергоэффективности лифтового оборудования и снижения затрат по его эксплуатации;
13) необходимость улучшения экологической ситуации на территориях муниципальных образований в Свердловской области;
14) количество граждан, для которых будет улучшено качество предоставленных жилищно-коммунальных услуг по итогам реализации мероприятия (инвестиционного проекта).
Условием предоставления субсидий и средств областного бюджета является софинансирование расходов из местных бюджетов муниципальных образований в Свердловской области.
В целях определения объема субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование инвестиционных проектов по развитию жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований в Свердловской области предлагается разделить их на 5 групп в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности (приложение N 3 к настоящей Концепции).
Отбор муниципальных образований в Свердловской области и мероприятий (инвестиционных проектов) муниципального значения для включения в перечень мероприятий Программы предлагается осуществлять ежегодно.
Глава 10. Предварительная оценка ожидаемых результатов решения проблем
По предварительной оценке к 1 января 2017 года планируется достичь следующих результатов:
1) построить и реконструировать не менее 40 источников теплоснабжения суммарной мощностью не менее 134 МВт на территориях муниципальных образований в Свердловской области;
2) построить (реконструировать) магистральные и внутриквартальные сети тепло-, водоснабжения и водоотведения протяженностью не менее 168 километров, в целях повышения качества услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предоставляемых населению;
3) построить не менее 2224 км газопроводов и газовых сетей;
4) увеличить долю сельских населенных пунктов, к которым подведен сетевой природный газ, до 19,9 процента от общего числа сельских населенных пунктов с численностью населения более 5 человек;
5) увеличить количество квартир (жилых домов), газифицированных сетевым природным газом, до 1141 тыс. единиц;
6) построить не менее 2 систем водоснабжения и реконструировать сооружения водоподготовки суммарной мощностью не менее 150 тыс. куб.м в сутки;
7) увеличить долю населения, потребляющего питьевую воду стандартного качества, до 96 процентов;
8) построить и реконструировать не менее 15 очистных сооружений канализации суммарной мощностью не менее 65 тыс. куб.м в сутки на территориях муниципальных образований в Свердловской области;
9) построить не менее 5 полигонов твердых бытовых отходов мощностью более 200 тыс. тонн в год;
10) сформировать жилищный фонд в целях переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) с высоким уровнем износа площадью не менее 45 тыс. квадратных метров;
11) снизить удельный вес площади аварийного и ветхого жилищного фонда в общем объеме площади жилищного фонда до 1,15 процента;
12) снизить степень износа коммунальной инфраструктуры до 50 процентов;
13) увеличить долю переработки твердых бытовых отходов до 17 процентов;
14) заменить не менее 8 процентов от общего количества лифтов, отработавших нормативный срок эксплуатации.
Достижение результатов будет иметь следующие социально-экономические последствия:
1) повышение качества жизни населения, в том числе в сельской местности;
2) обеспечение надежной и безопасной работы лифтов;
3) безопасность проживания населения в жилищном фонде;
4) снижение потерь коммунальных ресурсов в процессе их производства и транспортировки, повышение срока службы основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, снижение уровня эксплуатационных расходов организаций, осуществляющих предоставление жилищных и коммунальных услуг на территориях муниципальных образований в Свердловской области;
5) улучшение экологической ситуации;
6) обеспечение роста доли потребления природного газа в топливно-энергетическом балансе Свердловской области, в том числе за счет сокращения потребления твердого топлива и нефтепродуктов;
7) обеспечение экономии бюджетных средств не менее чем:
на 240 тыс. рублей в год в результате замещения газовыми котельными 1 МВт установленной мощности существующих котельных, работающих на угле;
на 180 тыс. рублей в год от замещения 1 МВт установленной мощности котельных, работающих на дровах;
на 500 тыс. рублей в год от замещения 1 МВт установленной мощности котельных, работающих на мазуте;
на 8000 тыс. рублей в год от замещения 1 МВт установленной мощности электрических котельных.
Оценку эффективности реализации Программы планируется осуществлять по итогам выполнения Программы за год и по окончании срока реализации Программы на основании достижения целевых индикаторов и показателей в соответствии с приложением 8 "Методика экспертной оценки эффективности областных целевых программ" к Порядку разработки и реализации областных целевых программ, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2010 г. N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" ("Областная газета", 2010, 24 сентября, N 342-343) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2012 г. N 64-ПП ("Областная газета", 2012, 10 февраля, N 54-55).
В качестве критерия оценки эффективности предлагается установить степень достижения ожидаемых результатов, которую планируется измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей и индикаторов с их плановыми значениями.
Глава 11. Наименование заказчиков и разработчиков Программы
Заказчиками и разработчиками Программы предлагаются:
1) Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - по объектам муниципальной собственности на территориях населенных пунктов городского типа, а также объектов переработки и размещения твердых бытовых отходов, объектов коммунального хозяйства, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг населению, находящихся в областной собственности;
2) Министерство строительства и архитектуры Свердловской области - по строительству объектов газификации областной собственности;
3) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области - по объектам коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности на территориях сельских населенных пунктов.
Заказчиком-координатором Программы предлагается выступить Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Заказчик-координатор осуществляет координацию деятельности заказчиков Программы по разработке и эффективной реализации мероприятий Программы.
Глава 12. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется заказчиком-координатором Программы - Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Заказчик-координатор Программы осуществляет координацию действий заказчиков по реализации Программы:
1) осуществляет при необходимости корректировку Программы с учетом предложений, поступивших от заказчиков Программы;
2) организует проведение ежегодного отбора муниципальных образований в Свердловской области и мероприятий (инвестиционных проектов) для включения в перечень мероприятий Программы;
3) направляет в Министерство экономики Свердловской области ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации Программы по формам отчетности, определенным Порядком разработки и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2010 г. N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2012 г. N 64-ПП, и доклады о ходе реализации Программы;
4) организует размещение на официальном сайте заказчика-координатора Программы в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий.
Заказчики Программы:
1) организуют выполнение мероприятий Программы, осуществляют их реализацию и мониторинг, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
2) осуществляют полномочия главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы;
3) осуществляют ведение отчетности по реализации Программы, представляют Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - заказчику-координатору Программы ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации мероприятий Программы по формам отчетности, определенным Порядком разработки и реализации областных целевых программ, и доклады о ходе реализации мероприятий Программы;
4) направляют Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - заказчику-координатору Программы:
предложения по формированию перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточнению целевых индикаторов и показателей Программы, изменению затрат на выполнение мероприятий Программы в случае изменения объемов финансовых средств, выделяемых на ее реализацию;
копии разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, строительство которых предусмотрено мероприятиями Программы;
5) обеспечивают размещение заказов на выполнение работ, поставку товаров и оказание услуг, необходимых для осуществления мероприятий Программы по объектам областной собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) обеспечивают передачу Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области необходимого для регистрации права собственности Свердловской области пакета документов по объектам областной собственности;
7) обеспечивают предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с соглашениями о предоставлении и использовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Свердловской области;
8) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области условий предоставления субсидий из областного бюджета;
9) обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
10) организуют размещение на официальном сайте заказчика Программы в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации мероприятий Программы.
Приложение N 1
к Концепции областной целевой
программы "Комплексная программа
развития и модернизации
жилищно-коммунального хозяйства
Свердловской области" на 2012-2016 годы
Целевые индикаторы и показатели
областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы
Номер строки |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Варианты в зависимости от объемов финансирования |
Прогнозные значения целевых показателей (индикаторов), нарастающим итогом |
Справочно: базовое значение целевого показателя (индикатора) на начало реализации |
||||
по итогам 2012 года |
по итогам 2013 года |
по итогам 2014 года |
по итогам 2015 года |
по итогам 2016 года |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Комплексные индикаторы и показатели Программы |
||||||||
2. |
Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами |
процентов |
1 |
19,3 |
19,28 |
19,25 |
19,2 |
19,0 |
19,3 |
1 |
19,3 |
19,8 |
20,5 |
21,3 |
21,7 |
||||
3 |
19,3 |
20,1 |
22,3 |
23,7 |
25,0 |
||||
3. |
Степень износа коммунальной инфраструктуры |
процентов |
1 |
58,78 |
58,78 |
58,78 |
58,78 |
58,78 |
58,78 |
2 |
58,78 |
58.77 |
58,70 |
58,60 |
58,60 |
||||
3 |
58,78 |
57,00 |
56,00 |
55,00 |
50,00 |
||||
4. |
Индикаторы и показатели подпрограммы "Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры" |
||||||||
5. |
Ввод дополнительных мощностей сетей теплоснабжения |
км в двухтрубном исчислении |
1 |
0 |
0 |
0 |
5,0 |
5,0 |
0 |
2 |
9,4 |
17,4 |
24,4 |
29,4 |
39,4 |
||||
3 |
25 |
45 |
60 |
75 |
95 |
||||
6. |
Ввод дополнительных мощностей сетей водоснабжения |
км |
1 |
5,7 |
5,7 |
9,2 |
22,7 |
22,7 |
2,5 |
2 |
12,4 |
26,4 |
47,4 |
67,4 |
101,6 |
||||
3 |
31 |
66 |
119 |
174 |
259,5 |
||||
7. |
Ввод дополнительных мощностей сетей водоотведения |
км |
1 |
0 |
0 |
0 |
3,5 |
3,5 |
0 |
2 |
7,8 |
11,3 |
15,3 |
20,3 |
27,3 |
||||
3 |
20 |
42 |
67 |
97 |
132 |
||||
8. |
Ввод дополнительных мощностей котельных путем строительства, модернизации, технического перевооружения и реконструкции |
МВт |
1 |
23,52 |
23,52 |
35,52 |
51,62 |
51,62 |
14,83 |
2 |
66,7 |
106,7 |
118,7 |
126,8 |
134,8 |
||||
3 |
106,7 |
216,7 |
314,7 |
409,7 |
499,7 |
||||
9. |
Доля сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, нуждающейся в замене |
процентов |
1 |
41 |
41 |
41 |
41 |
41 |
41 |
2 |
41 |
40 |
39 |
38 |
38 |
||||
3 |
41 |
40 |
37 |
35 |
33 |
||||
10. |
Число муниципальных образований в Свердловской области, в которых удельный вес протяженности инженерных сетей, нуждающихся в замене в их общей протяженности, не превышает 40 процентов |
единиц |
1 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
2 |
20 |
20 |
21 |
22 |
23 |
||||
3 |
20 |
20 |
25 |
30 |
35 |
||||
11. |
Удельный вес потерь тепловой энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей |
процентов |
1 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
2 |
11,6 |
11.6 |
11,5 |
11,45 |
11,4 |
||||
3 |
11,6 |
11,6 |
11,0 |
10,8 |
10.5 |
||||
12. |
Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть |
процентов |
1 |
22.3 |
22,3 |
22,3 |
22,3 |
22,3 |
22,3 |
2 |
22,3 |
22,3 |
22,25 |
22,2 |
22.18 |
||||
3 |
22,3 |
22,3 |
22,0 |
21j5 |
20,0 |
||||
13. |
Количество инцидентов и отключении в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения |
единиц на 1 км сетей |
1 |
0,26 |
0,26 |
0,26 |
0,26 |
0.26 |
0,26 |
2 |
0,26 |
0.26 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
||||
3 |
0,26 |
0,25 |
0,24 |
0,23 |
0,22 |
||||
14. |
Индикаторы и показатели подпрограммы "Обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами |
||||||||
15. |
Ввод мощностей полигонов (усовершенствованных свалок) коммунальных отходов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства |
тыс. тонн в год |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
2 |
20 |
40 |
80 |
140 |
200 |
||||
3 |
60 |
120 |
180 |
240 |
320 |
||||
16. |
Количество полигонов твердых бытовых (коммунальных) отходов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства |
единиц |
1 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
75 |
2 |
75 |
75 |
76 |
78 |
80 |
||||
3 |
75 |
80 |
85 |
90 |
100 |
||||
17. |
Количество муниципальных образований в Свердловской области, охваченных системой сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и переработки твердых бытовых (коммунальных) отходов |
единиц |
1 |
37 |
37 |
37 |
37 |
37 |
37 |
2 |
37 |
37 |
39 |
40 |
42 |
||||
3 |
37 |
40 |
45 |
49 |
57 |
||||
18. |
Доля переработки твердых бытовых (коммунальных) отходов по отношению к их общему объему образования в год |
процентов |
1 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
2 |
11 |
11 |
11,5 |
11,6 |
12 |
||||
3 |
11 |
12 |
13 |
15 |
17 |
||||
19. |
Индикаторы и показатели подпрограммы "Развитие газификации" |
||||||||
20. |
Ввод дополнительных мощностей газопроводов и газовых сетей |
км |
1 |
61,2 |
61,2 |
96,2 |
130,1 |
130,1 |
315,2 |
2 |
300 |
724 |
1139 |
1704 |
2224 |
||||
3 |
700 |
1710 |
2790 |
3940 |
5140 |
||||
21. |
Доля сельских населенных пунктов с численностью населения более 5 человек, к которым подведен природный газ |
процентов |
1 |
16,3 |
16,3 |
16,8 |
17,2 |
17,2 |
15,7 |
2 |
16,9 |
17,5 |
18,2 |
19,4 |
19,9 |
||||
3 |
17,5 |
21,1 |
23,9 |
27,9 |
32,9 |
||||
22 |
Уровень газификации природным газом |
процентов |
1 |
53,87 |
53,87 |
53,87 |
53,87 |
53,87 |
53,87 |
2 |
53,87 |
53,95 |
54,07 |
54,08 |
54,10 |
||||
3 |
53,87 |
54,50 |
55,70 |
60,00 |
62,00 |
||||
23. |
Доля квартир (жилых домов), газифицированных сетевым природным газом |
процентов |
1 |
59,70 |
59,90 |
60,10 |
60,40 |
60,60 |
59,40 |
2 |
59,90 |
60,40 |
60,80 |
61,30 |
61,80 |
||||
3 |
60,30 |
61,10 |
61,90 |
62,89 |
63,80 |
||||
24. |
Индикаторы и показатели подпрограммы "Чистая вода" |
||||||||
25. |
Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, сбрасываемых в водные объекты |
процентов |
1 |
48,30 |
48,60 |
48,60 |
50,70 |
50,70 |
48,30 |
2 |
50,80 |
50,90 |
52,10 |
60,00 |
60,00 |
||||
3 |
50,80 |
55,00 |
60,00 |
65,00 |
70,00 |
||||
26. |
Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества |
процентов |
1 |
35,2 |
35,2 |
35,3 |
35,3 |
35,3 |
35,2 |
2 |
35,4 |
35,5 |
35,8 |
36,2 |
36,2 |
||||
3 |
35,4 |
36,2 |
36,5 |
37 |
38,5 |
||||
27. |
Доля населения, потребляющего питьевую воду стандартного качества |
процентов |
1 |
94,3 |
94,3 |
94,3 |
94,3 |
94,3 |
94,3 |
2 |
94,3 |
94,3 |
94,3 |
94,5 |
94,6 |
||||
3 |
94,3 |
94,3 |
94,5 |
95,0 |
96,0 |
||||
28. |
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям |
процентов |
1 |
13,8 |
13,8 |
13,7 |
13,7 |
13,7 |
13,8 |
2 |
13,8 |
13,7 |
13,6 |
13,5 |
13,4 |
||||
3 |
13,8 |
13,5 |
13,0 |
12,8 |
12,5 |
||||
29. |
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям |
процентов |
1 |
5,3 |
5,3 |
5,2 |
5,2 |
5,2 |
5,3 |
2 |
5,3 |
5,3 |
5,2 |
5,2 |
5,2 |
||||
3 |
5,3 |
5,2 |
5,1 |
5,0 |
5,0 |
||||
30. |
Индикаторы и показатели подпрограммы "Формирование жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа" |
||||||||
31. |
Доля граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилищном фонде, по отношению к общей численности населения Свердловской области |
процентов |
1 |
3,23 |
3,22 |
3,2 |
3,19 |
3,19 |
3,23 |
2 |
3,21 |
3,20 |
3,19 |
3,17 |
3,17 |
||||
3 |
3,14 |
3,05 |
2,95 |
2,86 |
2,86 |
||||
32. |
Удельный вес площади жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, в общем объеме площади жилищного фонда |
процентов |
1 |
1,76 |
1,82 |
1,81 |
1,81 |
1,80 |
1,763 |
2 |
1,76 |
1,782 |
1,776 |
1,772 |
1,771 |
||||
3 |
1,70 |
1,60 |
1,45 |
1,35 |
1,15 |
||||
33. |
Индикатор и показатель подпрограммы "Модернизация лифтового хозяйства в многоквартирных жилых домах" |
||||||||
34. |
Количество граждан, проживающих в многоквартирных домах, в которых модернизировано лифтовое хозяйство |
тыс. человек |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1,20 |
7,80 |
24,40 |
50,00 |
83,40 |
||||
3 |
3,60 |
23,40 |
73,20 |
150,00 |
250,20 |
||||
35. |
Доля модернизированных (вновь установленных) лифтов в общем объеме лифтов, отработавших нормативный срок эксплуатации |
процентов |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0,30 |
1,60 |
4,00 |
6,10 |
8,10 |
||||
3 |
0,80 |
4,70 |
11,90 |
18,4 |
24,0 |
||||
36. |
Число муниципальных образований, в которых реализованы мероприятия по модернизации лифтового хозяйства в многоквартирных жилых домах |
единиц |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
4 |
7 |
9 |
||||
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
17 |
Приложение N 2
к Концепции областной целевой
программы "Комплексная программа
развития и модернизации
жилищно-коммунального хозяйства
Свердловской области" на 2012-2016 годы
Предполагаемые предельные объемы
финансирования областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы
N строки |
Наименование подпрограмм |
Варианты в зависимости от объемов финансирования |
Объем финансирования за период 2012-2016 годов, тыс. рублей |
в том числе по годам: |
|||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1 |
I. Общие расходы на реализацию Программы |
||||||||
2 |
Всего по Программе |
1 |
3159448,3 |
580739,7 |
617965,1 |
667247,4 |
729033,1 |
564463,0 |
|
3 |
|
2 |
5530477,9 |
614428,9 |
1146330,0 |
1218722,0 |
1342757,0 |
1208240,0 |
|
4 |
|
3 |
175609386,6 |
24142802,3 |
34425834,3 |
36499393,9 |
39427118,5 |
41114237,6 |
|
5 |
в том числе за счет средств: |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
федерального бюджета |
1 |
559563,0 |
120154,0 |
115890,0 |
132362,0 |
191157,0 |
0,0 |
|
7 |
|
2 |
559563,0 |
120154,0 |
115890,0 |
132362,0 |
191157,0 |
0,0 |
|
8 |
|
3 |
3695104,6 |
648154,0 |
670290,0 |
714482,0 |
802383.0 |
859795,6 |
|
9 |
областного бюджета |
1 |
2243350,5 |
407120,4 |
423102,5 |
446476,3 |
471551,3 |
495100,0 |
|
10 |
|
2 |
4079320,4 |
407120,4 |
846200,0 |
892800,0 |
943000,0 |
990200,0 |
|
11 |
|
3 |
43385563,1 |
407120,4 |
9258700,0 |
9998634,4 |
11581360,0 |
12139748,3 |
|
12 |
местных бюджетов |
1 |
330804,4 |
47734,9 |
73972,6 |
83409,1 |
61324,8 |
64363,0 |
|
13 |
|
2 |
815864,1 |
81424,1 |
169240,0 |
178560,0 |
188600,0 |
198040,0 |
|
14 |
|
3 |
9797768,5 |
1541299,9 |
1873236,3 |
2031416,7 |
2100695,1 |
2251120,5 |
|
15 |
внебюджетных источников |
1 |
25730,4 |
5730,4 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
|
16 |
|
2 |
75730,4 |
5730,4 |
15000,0 |
15000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
|
17 |
|
3 |
118730950,4 |
21546228,0 |
22623608,0 |
23754860,8 |
24942680,4 |
25863573,2 |
|
18 |
II. Капитальные вложения |
||||||||
19 |
Всего по Программе |
1 |
2594234,30 |
459371,70 |
500905,10 |
533548,40 |
535946,10 |
564463,00 |
|
20 |
|
2 |
4965263,88 |
493060,88 |
1029270,00 |
1085023,00 |
1149670,00 |
1208240,00 |
|
21 |
|
3 |
175044172,63 |
24021434,30 |
34308774,30 |
36365694,90 |
39234031,50 |
41114237,63 |
|
22 |
в том числе за счет средств: |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
федерального бюджета |
1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
24 |
|
2 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
25 |
|
3 |
3135541,60 |
528000,00 |
554400,00 |
582120,00 |
611226,00 |
859795,60 |
|
26 |
областного бюджета |
1 |
2237699,50 |
405906,40 |
421932,50 |
445139,30 |
469621,30 |
495100,00 |
|
27 |
|
2 |
4073669,40 |
405906,40 |
845030,00 |
891463,00 |
941070,00 |
990200,00 |
|
28 |
|
3 |
43379912,10 |
405906,40 |
9257530,00 |
999729140 |
11579430,00 |
12139748,30 |
|
29 |
местных бюджетов |
1 |
330804,40 |
47734,90 |
73972,60 |
83409,10 |
61324,80 |
64363,00 |
|
30 |
|
2 |
815864,08 |
81424,08 |
169240,00 |
178560,00 |
188600,00 |
198040,00 |
|
31 |
|
3 |
9797768,53 |
1541299,90 |
1873236,30 |
2031416,70 |
2100695,10 |
2251120,53 |
|
32 |
внебюджетных источников |
1 |
25730,40 |
5730,40 |
5000,00 |
5000,00 |
5000,00 |
5000,00 |
|
33 |
|
2 |
75730,40 |
5730,40 |
15000,00 |
15000,00 |
20000,00 |
20000,00 |
|
34 |
|
3 |
118730950,40 |
21546228,00 |
22623608,00 |
23754860,80 |
24942680,40 |
25863573,20 |
|
35 |
III. Прочие затраты |
||||||||
36 |
Всего по Программе |
1 |
565214,00 |
121368,00 |
117060,00 |
133699,00 |
193087,00 |
0,00 |
|
37 |
|
2 |
565214,00 |
121368,00 |
117060,00 |
133699,00 |
193087,00 |
0,00 |
|
38 |
|
3 |
565214,00 |
121368,00 |
117060,00 |
133699,00 |
193087,00 |
0,00 |
|
39 |
федерального бюджета |
1 |
559563,00 |
120154,0 |
115890,0 |
132362,0 |
191157,0 |
0,0 |
|
40 |
|
2 |
559563,00 |
120154,0 |
115890,0 |
132362,0 |
191157,0 |
0,0 |
|
41 |
|
3 |
559563,00 |
120154,0 |
115890,0 |
132362,0 |
191157,0 |
0,0 |
|
42 |
областного бюджета |
1 |
5651,00 |
1214,00 |
1170,00 |
1337,00 |
1930,00 |
0,0 |
|
43 |
|
2 |
5651,00 |
1214,00 |
1170,00 |
1337,00 |
1930,00 |
0,0 |
|
44 |
|
3 |
5651,00 |
1214,00 |
1170,00 |
1337,00 |
1930,00 |
0,0 |
|
45 |
местных бюджетов |
1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
46 |
|
2 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
47 |
|
3 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
48 |
внебюджетных источников |
1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
о,йо |
|
49 |
|
2 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
50 |
|
3 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Приложение N 3
к Концепции областной целевой
программы "Комплексная программа
развития и модернизации
жилищно-коммунального хозяйства
Свердловской области" на 2012-2016 годы
Предполагаемые уровни
финансирования инвестиционных проектов муниципального значения по развитию газификации муниципальных образований за счет средств местных бюджетов и субсидий из областного бюджета
Наименование группы |
Уровень бюджетной обеспеченности до распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности |
Уровень финансирования из местного бюджета муниципального образования в Свердловской области (и/или внебюджетных средств) мероприятий, направленных на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области |
Уровень софинансирования за счет субсидий из областного бюджета местным бюджетам мероприятий, направленных на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области |
I группа |
более 100 процентов |
не менее 50 процентов |
не более 50 процентов |
II группа |
от 80 до 100 процентов |
не менее 30 процентов |
не более 70 процентов |
III группа |
от 50 до 80 процентов |
не менее 10 процентов |
не более 90 процентов |
IV группа |
от 40 до 50 процентов |
не менее 5 процентов |
не более 95 процентов |
V группа |
менее 40 процентов |
не менее 3 процентов |
не более 97 процентов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области является повышение комфортности и безопасности проживания населения Свердловской области за счет развития и модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры населенных пунктов, объектов размещения и переработки твердых бытовых (коммунальных) отходов, формирования жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа.
Планируемый объем субсидий областного бюджета местным бюджетам на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов, составляет 4073669,4 тыс. рублей.
Постановление Правительства Свердловской области от 30 марта 2012 г. N 332-ПП "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 10 апреля 2012 г. N 140-141 стр. 5, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 11 мая 2012 г., N 3-2 (2012), ст. 447