Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 2 апреля 2012 г. N А60-1187/2012
Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2012 года
Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ИНН 6670074344, ОГРН 1056603481428)
к Финансово-экономическому управлению Администрации Березовского городского округа (ИНН 6604027687, ОГРН 1106604001833)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 16 пос. Монетный, гор. Березовский.
о признании незаконными действий.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: А.Т. Киселёва, представитель, доверенность N 05-28/37 от 17.01.2012 г., паспорт;
от заинтересованного лица: М.М. Колупаева, представитель, доверенность N 01-18/265 от 24.02.2012 г., паспорт;
от третьего лица: не явились.
Третье лицо извещено надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, представитель в судебное заседание не явился. На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Заявитель просит приобщить к материалам дела письменные дополнения к заявлению, а также дополнительные письменные доказательства. Ходатайство судом удовлетворено, представленные документы приобщены судом к материалам дела.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заявитель, Управление Роспотребнадзора) просит признать незаконными действия Финансово-экономического управления Администрации Березовского городского округа (далее - ФЭУ Администрации БГО, заинтересованное лицо) от 27.12.2011г. по возврату без исполнения постановления главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Березовский от 12.05.2011 г. N 132 о привлечении к административной ответственности МДОУ "Детский сад N 16" пос. Монетный, гор. Березовский. Кроме того, заявитель просит обязать заинтересованное лицо устранить нарушение прав и законных интересов Управления Роспотребнадзора.
В подтверждение совершения заинтересованным лицом оспариваемых действий заявитель представил подписанное начальником ФЭУ Администрации БГО уведомление о возврате пакета документов на взыскание денежных средств от 27.12.2011 г. N 01-18/693, а также заключение юридического отдела Администрации БГО от 27.12.2011 г. N 209. Из указанных документов следует, что основанием для возвращения постановления административного органа о наложении штрафа является непризнание заинтересованным лицом этого постановления исполнительным документом применительно к положениям ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Заинтересованное лицо требования не признало, поскольку полагает, что возврат постановления по основаниям, указанным в уведомлении, является законным и обоснованным. В судебном заседании в подтверждение законности своих действий заинтересованное лицо сослалось также на отсутствие привлеченного к административной ответственности учреждения в перечне бюджетополучателей Березовского городского округа и отсутствие в возвращенном постановлении отметки о неуплате должником назначенного административного штрафа.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
По результатам проверки в отношении МДОУ Детский сад N 16 пос. Монетный заместителем главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Березовский Паршаковой А.И. вынесено постановление от 12.05.2011г. N 132 о назначении административного наказания. Указанным постановлением учреждение привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде наложения штрафа в сумме 10000 рублей.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке 19.07.2011г. Территориальной отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Березовский обратился в службу судебных приставов Березовского районного отдела Управления ФССП по Свердловской области с заявлением о принятии данного постановления к исполнению.
Постановлением от 28.07.2011 г. судебным приставом-исполнителем в отношении МДОУ Детский сад N 16 пос. Монетный возбуждено исполнительное производство N 12735/11/21/66.
Поскольку в ходе исполнительного производства установлено, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 03.11.2011 г. об окончании исполнительного производства; постановление возвращено заявителю.
20.12.2011 г. Территориальной отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Березовский направил указанное постановление в Финансово-экономическое управление Администрации Березовского городского округа для исполнения постановления в порядке ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Уведомлением от 27.12.2011 г. N 01-18/693 заинтересованное лицо возвратило постановление заявителю в связи с отсутствием исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) на обращение взыскания на средства местного бюджета в соответствии с положениями ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что действия Финансово-экономического управления Администрации Березовского городского округа по возврату постановления являются незаконными, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В силу ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Согласно ст. 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 31.4 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.
Статьей 32.2 КоАП РФ, предусматривающей особенности исполнения постановления о наложении административного штрафа, предусмотрено, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ (ч. 1 ст.32.2). Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Таким образом, обязанность по обращению постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возложена на судью, орган, должностное лицо, вынесших указанное постановление; при этом согласно ст. 32.2 КоАП РФ обращение к исполнению постановления о наложении штрафа выражается в направлении указанного постановления судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. То есть предусмотренный главами 31 и 32 КоАП РФ порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях не только не исключает, но и прямо предусматривает применение при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях наряду с нормами КоАП РФ иных федеральных законов и постановлений Правительства РФ, регулирующих отношения, возникающие в процессе исполнения таких постановлений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к исполнительным документам, направляемым судебному приставу-исполнителю, относятся в числе прочих судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в ч. 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст.12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Как следует из приведенной нормы, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц органы, организации, должностные лица и граждане в процессе осуществления исполнительных действий руководствуются прежде всего Законом "Об исполнительном производстве", а также иными федеральными законами, а основаниями для осуществления ими исполнительных действий являются исполнительные документы, указанные в ст. 12 Закона "Об исполнительном производстве".
Согласно п. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Такие случаи предусмотрены, в частности, п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, когда должникам - федеральным казенным учреждениям, казенным учреждениям субъекта РФ, муниципальным казенным учреждениям, - открыты счета в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации.
По общему же правилу согласно ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Как следует из п. 2 ст. 242.1 указанного Кодекса, к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Согласно п. 3 ст. 242.1 Кодекса основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в п.п. 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Действительно, в п.п.1, 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ в качестве оснований для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ названы исполнительный лист и судебный приказ. Вместе с тем, как указано выше, согласно ч. 1 ст. 7 Закона "Об исполнительном производстве" все осуществляющие исполнительные действия органы, организации и должностные лица обязаны руководствоваться Законом "Об исполнительном производстве" и принимать к исполнению все указанные в ст. 12 отмеченного Закона исполнительные документы.
Поскольку в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона "Об исполнительном производстве" судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях признаются исполнительными документами, принятие их к исполнению органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов учреждения, является обязательным.
Как видно из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в ФЭУ Администрации БГО представлено письменное заявление от 20.12.2011 г. о взыскании с должника - МДОУ Детский сад N 16 пос. Монетный, суммы административного штрафа, с приложением к заявлению постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о назначении административного наказания N 132 от 12.05.2011 г., постановления судебного пристава-исполнителя Березовского районного отдела судебных приставов Кульковой Е.А. от 03.11.2011 г. об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Согласно постановлению о назначении административного наказания датой вступления его в силу является 23.05.2011 г., на момент обращения с заявлением к заинтересованному лицу (20.12.2011г.) срок давности исполнения постановления, предусмотренный ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, не истек, следовательно, заинтересованное лицо обязано было принять указанное постановление к исполнению.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Довод заинтересованного лица о невозможности принятия к исполнению в силу норм бюджетного законодательства иных исполнительных документов, кроме выданных судами исполнительных листов и судебных приказов, не принят судом во внимание как противоречащий изложенным выше выводам и положениям п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 32.2 КоАП РФ.
Довод заинтересованного лица об отсутствии в постановлении о назначении административного наказания отметки о неуплате должником административного штрафа не влияет на выводы суда по существу рассматриваемого спора, поскольку не это обстоятельство являлось основанием для возврата постановления взыскателю. Отмеченный недостаток мог быть устранен взыскателем в кратчайший срок и не препятствовал повторному предъявлению постановления к исполнению в соответствии с п. 4 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, требование о проставлении отметки о неуплате должником административного штрафа было введено Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", вступившим в законную силу с 02.08.2011 г., то есть после даты направления постановления в службу судебных приставов.
Довод заинтересованного лица о несоответствии наименования привлеченного к административной ответственности юридического лица, указанного в постановлении, фактически имеющемуся на момент представления постановления для исполнения, не может быть принят во внимание, поскольку на дату вынесения постановления наименование и тип муниципального учреждения полностью соответствовали учредительным документам.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, МДОУ Детский сад N 16 пос. Монетный, привлеченное к административной ответственности, с 03.10.2011 г. имеет наименование Березовское муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад N 16 (БМБДОУ N 16). Однако данное обстоятельство не свидетельствует о реорганизации должника; изменение наименования и типа учреждения повлекло внесение изменений в учредительные документы, при этом основной государственный регистрационный номер юридического лица остался прежним, что полностью соответствует п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Таким образом, каких-либо проблем с идентификацией должника у заинтересованного лица возникнуть не могло.
Довод заинтересованного лица об установлении пунктом 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" специального порядка обращения взыскания на средства бюджетных учреждений не может быть принят судом по той причине, что указанные нормы не исключают применение ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей общие положения обращения взыскания на средства бюджетов. Кроме того, статьей 33 отмеченного Закона с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. установлен переходный период на проведение связанных с указанными изменениями организационных мероприятий.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Заявленные требования удовлетворить.
2.Признать незаконными действия Финансово-экономического управления Администрации Березовского городского округа, выразившиеся в возврате без исполнения постановления заместителя главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Березовский от 12.05.2011 N 132 о привлечении к административной ответственности МДОУ Детский сад N 16 пос. Монетный, по основаниям, указанным в уведомлении от 27.12.2011 г. N 01-18/693.
Обязать Финансово-экономическое управление Администрации Березовского городского округа устранить допущенные нарушения путем принятия к исполнению постановления заместителя главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Березовский от 12.05.2011 N 132 о привлечении к административной ответственности МДОУ Детский сад N 16 пос. Монетный.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 2 апреля 2012 г. N А60-1187/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника