Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 27 марта 2012 г. N 33-3751/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
Председательствующего Волковой Я.Ю.,
судей Семерневой Е.С., Гайдук А.А.
при секретаре Ходос Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27.03.2012 в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов о возложении обязанности принять меры по разработке и утверждению компетентными органами плана обеспечения транспортной безопасности объекта инфраструктуры - здания железнодорожного вокзала станции ...
по апелляционному представлению Свердловского транспортного прокурора на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 23.12.2011.
Заслушав доклад судьи Гайдук А.А., судебная коллегия
установила:
Свердловский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов о возложении обязанности устранить выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства, а именно, принять меры по разработке и утверждению компетентными органами плана обеспечения транспортной безопасности объекта инфраструктуры - здания железнодорожного вокзала станции ... в срок до ( / / ).
Свердловский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 75).
Представитель ответчиков ОАО "РЖД" в лице Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Григорьев И.Н. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование своих доводов указал, что обязанность по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подлежит выполнению в течение трех месяцев, а его реализация в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день результаты оценки уязвимости по вокзалу ... находятся на стадии утверждения в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, то есть ОАО "РЖД" исполняет законодательство о транспортной безопасности.
Представители отдела надзорной деятельности ГО Ревда, ГО Дегтярск ГУ МЧС России по Свердловской области, ГУ МЧС России по Свердловской области, ОАО "РЖД" в судебное заседание не явились.
Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 23.12.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда, Свердловский транспортный прокурор в апелляционном представлении (названном "кассационное", но поданном ( / / ), срок на подачу которого восстановлен определением суда от ( / / )) просил решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая на то, что действия, которые необходимо принять субъекту транспортной безопасности, указаны в ст. 9 Федерального закона "О транспортной безопасности".
В возражении на апелляционное представление представитель Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, указав, что на сегодняшний день результаты оценки уязвимости по вокзалу ... находятся на стадии утверждения в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, и отсутствие утвержденных результатов оценки уязвимости является препятствием для ОАО "РЖД" в разработке плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. В материалах дела имеются сведения о направлении им судом первой инстанции по указанным в деле адресам уведомлений о времени и месте рассмотрения дела в Свердловском областном суде - 27.03.2012 в 09:00 (л.д. 111-114, исх. от 12.03.2012). Дополнительно 22.03.2012 судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда известила лиц, участвующих в деле, телефонограммами о рассмотрении данного гражданского дела по апелляционному представлению Свердловского транспортного прокурора в Свердловском областном суде - 27.03.2012 в 09:00 (л.д. 116-120). Поскольку лица, участвующие в деле, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционного представления и возражений на него в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 (далее Требования), требования по обеспечению транспортной безопасности определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее АНВ).
Пунктами 5.7, 5.8 Требований предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
В силу ч. ч. 1, 2, 4 ст. 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Из системного толкования указанных норм следует, что для разработки субъектами транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры необходимо наличие утвержденных компетентными органами результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Судом установлено, что собственником здания вокзала общей площадью ... расположенного по адресу: ... является ОАО "РЖД" (л.д. 14).
Из акта проверки от ( / / ) следует, что в ходе проведенной проверки Свердловской транспортной прокуратурой железнодорожного вокзала станции ... установлено, что не разработан план обеспечения транспортной безопасности, не проведена оценка уязвимости объектов и транспортных средств (л.д. 9-10).
В ходе повторно проведенной проверки Свердловской транспортной прокуратурой железнодорожного вокзала станции ... установлено, что нарушения, отраженные в акте проверки от ( / / ) частично устранены, в частности приняты меры по проведению оценки уязвимости здания железнодорожного вокзала станции ..., между ФГУП "ЗащитаИнфоТран" и ОАО "РЖД" заключен договор N... от ( / / ) на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства в их деятельность, в перечне объектов которого указан вокзал Ревда, что следует из акта проверки от ( / / ) (л.д. 62).
Таким образом, установлено, что ответчиком ОАО "РЖД" приняты меры по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Доказательств, подтверждающих утверждение компетентными органами результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в ходе судебного разбирательства сторонами не представлено. При этом, следует учитывать, что разработка плана обеспечения транспортной безопасности и его утверждение должны быть осуществлены в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности).
Утвержденный Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусматривает порядок разработки данного плана, требования к оформлению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также направление плана в компетентные органы для его утверждения.
Согласно указанному Порядку разработки планов обеспечения транспортной безопасности, под разработкой плана понимается создание субъектами транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры текстового документа, отражающего обязательные сведения, предусмотренные п. 4 Порядка, с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью.
В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное или оспариваемое право.
Принимая во внимание, что только после утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры у субъекта возникает обязанность в течение трех месяцев разработать план обеспечения транспортной безопасности, а на момент обращения Свердловского транспортного прокурора в суд с требованием о возложении обязанности принять меры по разработке и утверждению компетентными органами плана обеспечения транспортной безопасности, не утверждена оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, то у ОАО "РЖД" еще не возникла обязанность по разработке плана и направлению его на утверждение.
Доводы апелляционного представления о том, что действия, которые необходимо принять субъекту транспортной безопасности изложены в ст. 9 Федерального закона "О транспортной безопасности", необоснованны. Из содержания указанной нормы закона также следует, что субъект транспортной инфраструктуры разрабатывает план обеспечения транспортной безопасности объекта на основании результатов проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Из содержания искового заявления следует, что Свердловским транспортным прокурором изначально было заявлено требование о возложении обязанности принять меры по проведению оценки уязвимости здания железнодорожного вокзала станции ..., от которого впоследствии прокурор отказался (л.д. 57), данный отказ от иска в части принят судом и определением суда от ( / / ) производство по делу в части было прекращено (л.д. 66).
При этом в ходе судебного разбирательства суд первой инстанции неоднократно предлагал прокурору уточнить требования, указав правовые основания исковых требований, а также просил конкретизировать требование, а именно уточнить обязанность по совершению каких конкретно действий просит возложить прокурор на ответчика (л.д. 73, 74). Однако прокурор не воспользовался предусмотренными ст. ст. 35, 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальными правами, в судебные заседания не являлся (л.д. 75). Ввиду чего, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принял решение по заявленным истцом требованиям.
Указание в апелляционном представлении на допущенное, по мнению прокурора, нарушение судом норм процессуального права в части указания наименования истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом рассмотрено дело по иску Свердловского транспортного прокурора, ошибочное указание в решении на прокурора Уральской транспортной прокуратуры на правильность и законность решения не влияет, данная описка может быть исправлена судом первой инстанции по заявлению стороны.
Доводы апелляционного представления выводов суда не опровергают и не могут служить основанием для его отмены.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 23.12.2011 оставить без изменения, апелляционное представление Свердловского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27 марта 2012 г. N 33-3751/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru