Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 3 апреля 2012 г. N 33-3564/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е. И.,
судей Протасовой М. М., Шаламовой И. Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Соболевой А. Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 апреля 2012 года гражданское дело по искам Ворониной Т. Д., Моисеевой Н. А., Лапаева А. Н., Гуляйгороцкой С. С., Жуйкова В. Н., Проворова Л. В., Пермяковой М. В., Рудик А. М., Матвеевой Л. Д., Пьянковой М. Н., Бабайлова С. А., Демина С. И., Пермякова А. П., Ускова В. А., Федорова А. А., Зенкова В. И., Казора С. Н., Голова В. Н., Андриенко Л. В., Волковой Г. С., Ананиной В. Д., Зеленской С. П., Цуриной Л. В., Казакова Е. Ю. к Администрации города Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения аукциона; признании незаконным бездействия (отказа) Администрации города Екатеринбурга обеспечить выбор земельного участка для индивидуального жилищного строительства; обязании в срок до 06 апреля 2012 года обеспечить выбор земельного участка
по апелляционной жалобе истцов на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 23 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Шаламовой И. Ю., объяснения представителя истцов Пыцко М. О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Администрации города Екатеринбурга Любезновой Ю. А. (по доверенности от ( / / ) N...), полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
истцы обратились в суд с вышеуказанными исками. В обоснование требований указали, что являются инвалидами и относятся к категории граждан, имеющих право на получение земельных участков для индивидуального строительства в аренду в первоочередном порядке. Ранее право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства истцы не реализовали, заявления на получение земельных участков однократно бесплатно в собственность не подавали, в очереди на получение земельного участка однократно бесплатно в собственность истцы также не состоят. Истцы обращались в Администрацию города с заявлениями по вопросу обеспечения им выбора земельных участков, в которых указали назначение объекта, предполагаемое место его размещения, испрашиваемое право на земельный участок, приложили необходимые расчеты и копии справок, подтверждающих факт установления истцам инвалидности. На заявления в Администрацию города Екатеринбурга истцы получили отказы. Истцы полагали, что нарушены их гражданские права, связанные с обеспечением жизнедеятельности инвалидов, а также право на своевременное получение соответствующей государственной (муниципальной услуги) и просили признать за ними право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона; признать незаконными ответы Главархитектуры Администрации города Екатеринбурга от 04 августа 2011 года N 21-01/9464, N 21-01/9476, от 05 августа 2011 года N 21-01/9544, подготовленные по поручению Администрации города Екатеринбурга, в части отказа обеспечить выбор земельного участка и предварительно согласовать истцам место размещения индивидуального жилого дома; обязать Администрацию города Екатеринбурга совместно с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в 30-дневный срок обеспечить выбор земельных участков.
В судебном заседании представитель истцов уточнил требовании, просил признать за истцами право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду, без проведения торгов с предварительным согласованием мест размещения объектов по состоянию на 06 июля 2011 года; признать незаконным бездействие Администрации города Екатеринбурга, выразившееся в не обеспечении выбора земельных участков по заявлениям истцов от 06 июля 2011 года; обязать Администрацию города Екатеринбурга в срок до 06 апреля 2012 года обеспечить истцам выбор земельных участков согласно их заявлениям от 06 июля 2011 года.
Представитель ответчика Администрации города Екатеринбурга исковые требования не признал.
Судом вынесено решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят данное решение отменить в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истцы и представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Данные истцам ответы Главархитектуры Администрации города Екатеринбурга от 04 августа 2011 года N 21-01/9464, N 21-01/9476, от 05 августа 2011 года N 21-01/9544 не могут быть признаны недействительными, поскольку подготовлены в установленный законодательством 30-дневный срок с момента обращения и соответствуют закону, в силу чего не могут нарушать прав и законных интересов истцов.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта и без такового представляет собой две независимые друг от друга процедуры, применение которых в том или ином случае определяется законом и не зависит от усмотрения органов, уполномоченных на распоряжение земельными участками, или заинтересованных в предоставлении лиц.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей такое предоставление без предварительного согласования места размещения объектов.
Назначением процедуры предварительного согласования, составной частью которого является выбор земельного участка (статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации), является определение параметров и видов разрешенного использования земельного участка посредством согласования их с уполномоченными органами власти, в то время как в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования соответствующие действия (выполнение кадастровых работ, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям и т.д.) осуществляются органами местного самоуправления, которые сами и формируют земельный участок.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, предоставление гражданам, в том числе инвалидам, земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется в соответствии с процедурой предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с действующим законодательством земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта. Инвалиды имеют первоочередное право на получение участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в собственность или аренду и такое их право ответчиком не оспаривается, вместе с тем наличие у инвалида такого права не означает, что орган местного самоуправления обязан предоставить по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок. Разъяснения, данные в определениях судов, на которые ссылались истцы, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению ответчиком. Из этого следует, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе, причем вне зависимости от того, выполнены ли в отношении этого участка кадастровые работы и осуществлен ли его кадастровый учет. Возможность предоставления гражданам земельных участков по их выбору действующим законодательством не предусмотрена и в этой связи оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 28 марта 2006 года N 23/22 (в ред. от 28 июня 2011 года) "Об утверждении Положения "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования "город Екатеринбург" регламентирован порядок предоставления земельных участков на территории муниципального образования.
Раздел 3 указанного Положения устанавливает, что Администрация города Екатеринбурга осуществляет выбор земельного участка в срок, не превышающий девяти месяцев со дня приема заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Таким образом, заявленные исковые требования об обеспечении выбора земельного участка в 30-дневный срок, как и само требование об обеспечении выбора земельного участка, необоснованны, суд не может предрешать вопрос о выборе земельного участка, данное полномочие входит в исключительную компетенцию органа местного самоуправления, осуществляющего функции по распоряжению земельными участками.
Согласно пункту 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Решением Екатеринбургской городской Думы N 72/48 "О предоставлении земельных участков в аренду гражданам, имеющим в соответствии с федеральными законами право на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства" предусмотрено предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан на праве аренды.
Таким образом, на территории муниципального образования разработан механизм реализации права льготными категориями граждан, в том числе инвалидами, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, соблюдение которого обеспечит равные условия на получение указанной меры социальной защиты всеми гражданами, имеющими на это право.
Материалами дела подтверждается, что истцы в Администрацию города Екатеринбурга с заявлениями о постановке на учет и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы N 72/48 не обращались, на соответствующий учет наравне с иными лицами, имеющими право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не становились. Поскольку на территории муниципального образования "город Екатеринбург" разработан порядок предоставления мер социальной защиты в виде предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, то в условиях обеспечения равного доступа всех граждан льготных категорий одна и та же мера социальной защиты (получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства) не может безусловно предоставляться гражданам, заявившим такие требования в судебном порядке. При удовлетворении требований истцов будут фактически нарушены права и законные интересы других лиц, уже поставленных на учет для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду и также претендующих в первоочередном порядке на получение участка, что является недопустимым.
С учетом изложенного оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, которые основаны на неправильном толковании норм материального права, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 апреля 2012 г. N 33-3564/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru