Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 10 апреля 2012 г. N 33-4031/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Орловой А.И.,
судей Колесниковой О.Г., Коренева А.С.
при секретаре Гисматулиной Д.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 апреля 2012 года гражданское дело по иску Пасхиной Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Полевском о включении в трудовой стаж периодов работы для назначения трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Пасхиной Е.В. на решение Полевского городского суда Свердловской области от 07 февраля 2012 года
Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения Пасхиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Полевском Кашиной А.Г., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Пасхина Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ Российской Федерации в г. Полевском о включении в трудовой стаж периодов работы для назначения трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что 25 апреля 2011 года обратилась в пенсионный фонд для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением пенсионного фонда от 03 мая 2011года засчитано в льготный стаж .... Незаконно не приняты к зачету следующие периоды работы в качестве: старшей медсестры ... с 17 июня 1990 года по 03 июня 1991 года, медсестры ... ... с 01 октября 1993 года по 16 октября 1994 года, медсестры в ... с 17 октября 1994 года по 10 июня 1997 года, медсестры ... с 16 октября 1997 года по 28 апреля 2005 года (без учета коротких отвлечений - ... медицинской сестры ... с 29 апреля 2005 года по 02 мая 2005 года, с 07 мая 2005 года по 29 декабря 2008 года, с 31 декабря 2008 года по 31 мая 2009 года. Также не включены периоды отвлечений, не связанных с основной трудовой деятельностью (...), периоды работы после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, не подтвержденные сведениями индивидуального учета. Всего не включено в специальный стаж .... Однако в указанные периоды Пасхина Е.В. занималась только лечебной деятельностью в течение полного рабочего дня, выполняла назначаемые врачами лечебные процедуры и манипуляции, присущие медицинским сестрам обычных лечебных учреждений. Уточнив требования, просила зачесть в специальный трудовой стаж спорные периоды, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 24 мая 2010 года по 18 июня 2010 года, возложить обязанность на ответчика назначить пенсию с 17 июня 2011 года.
В судебном заседании Пасхина Е.В., ее представитель Медюха М.В. уточненные требования и доводы, изложенные в иске, поддержали.
Представитель ГУ - УПФ Российской Федерации в г. Полевском Ильинских Т.Р. иск не признала, поддержала доводы отзыва, согласно которому не включен период работы истца в ... поскольку в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 ноября 1999 года N 395, в Списках и Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, работа в данной организации не предусмотрена. Также в указанных Списках и Правилах, не поименовано учреждение ... и ... поэтому периоды с 01 октября 1993 года по 16 октября 1994 года, с 17 октября 1994 года по 10 июня 1997 года не подлежат включению в льготный стаж. Не имеется оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца в качестве медсестры ... - 7 ... с 29 апреля 2005 года по 02 мая 2005 года, с 07 мая 2005 года по 29 декабря 2008 года, с 31 декабря 2008 года по 31 мая 2009 года в качестве медицинской сестры ... поскольку в указанной Номенклатуре учреждений здравоохранения ... не поименован. В Списках и Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Списках и Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, в числе структурных подразделений ... не указаны. Периоды отвлечений, не связанных с основной медицинской деятельностью, по действующему законодательству не включаются в специальный стаж. При включении в льготный стаж спорных периодов, за исключением нахождения истца на курсах повышения квалификации, на 25 апреля 2011 года специальный стаж составляет только ...
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ОМС Управление образованием Полевского городского округа, ОАО "Северский трубный завод" просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Общество представило отзыв, согласно которому требование Пасхиной Е.В. о включении в специальный трудовой стаж периода работы в ... подлежат удовлетворению, медицинская деятельность осуществляется заводом на основании лицензий. Пасхина Е.В. за время работы на заводе в период с 16 октября 1997 года по настоящее время осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 07 февраля 2012 года исковые требования Пасхиной Е.В. удовлетворены частично. Решение ГУ - УПФ Российской Федерации в г. Полевском N... от 03 мая 2011года в отношении Пасхиной Е.В. об отказе в установлении пенсии признано незаконным в части исключения из специального трудового стажа периодов работы: с 16 октября 1997 года по 28 апреля 2005 года ...... в должности медсестры ..., с 29 апреля 2005 года по 02 мая 2005 года ... с 07 мая 2005 года по 29 декабря 2008 года ... с 31 декабря 2008 года по 31 мая 2009 года ...... в качестве медсестры ... период нахождения на курсах повышения квалификации в период с 24 мая 2010 года по 18 июня 2010 года ... На ГУ - УПФ Российской Федерации в г. Полевском возложена обязанность включить в стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии период работы Пасхиной Е.В. в ... перечисленные периоды работы. В остальной части иска Пасхиной Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе Пасхина Е.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании п. 1 ст. 19 данного Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 указанных Правил исчисления периодов работы в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При подсчете стажа за периоды работы, имевшие место до 01 ноября 1999 года, следует применять Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения и Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденные приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395.
До 01 октября 1993 года действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали возможность включения в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии по старости периода работы в должности медицинской сестры в детском саду. При этом ремонтно-строительное управление не указано в данном Положении.
Поскольку действовавшими в последующем Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, и действующими в настоящее время Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, структурное подразделение ... учреждение ... не поименованы, указанными постановлениями правительства не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами ..., суд правильно отказал во включении в специальный стаж периодов работы истца с 17 июня 1990 года по 03 июня 1991 года, с 01 октября 1993 года по 16 октября 1994 года, с 17 октября 1994 года по 10 июня 1997 года.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном отказе во включении указанных спорных периодов в льготный стаж, о том, что право на досрочное назначение пенсии по старости на льготных условиях связано с характером выполняемой работы, а не с формальным наименованием должности или учреждения основаны на неправильном толковании материального закона и не могут быть приняты во внимание. Право на досрочное назначение трудовой пенсии связано не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда, и которая осуществляется в соответствующих должностях и учреждениях. Дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости с учетом характера выполняемой работы, в том числе через конкретизацию соответствующих должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, что непосредственно вытекает из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 года N 81-О.
Ссылка в жалобе на то, что в спорные периоды работы истца до 01 января 2002 года действовали Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и соответствующий Перечень учреждений, организаций и должностей, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в ..., не может быть признана состоятельной. Указанное постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года утратило силу с 01 октября 1993 года в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953.
Довод жалобы об обязанности суда установить тождественность должностей и учреждений не может быть признан состоятельным. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Полевского городского суда Свердловской области от 07 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10 апреля 2012 г. N 33-4031/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru