Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 апреля 2012 г. N А60-577/2012
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) (заявитель)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу (заинтересованное лицо)
об оспаривании бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
А.С.Кетель - представитель по доверенности от 21.01.2011.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отвода суду не заявлено. Заявителю разъяснены процессуальные права и обязанности.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения к заявлению и дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель просит признать недействительным предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу от 26.09.2011 N 164.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования признало в части пункта 5 оспариваемого предписания; в остальной части полагает, что оспариваемое предписание вынесено законно и обоснованно.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом в период с 09.09.2011 на основании распоряжения от 30.08.2011 N 128-р и поручением Минтранса РФ от 22.08.2011 N К-20/27642 проведена внеплановая выездная проверка Железнодорожного вокзала станции Тобольск Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД".
Проверкой выявлены следующие нарушения, зафиксированные в оспариваемом предписании от 26.09.2011 N 164:
1. В нарушение требований п.1 ст.4, ст.5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.2 приказа Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" начальником железнодорожного вокзала станции Тобольск не приняты меры по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (пункт 1 предписания).
2. В нарушение требований п.1 ст.4, ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.2 приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" начальник железнодорожного вокзала станции Тобольск не разработал, не утвердил в компетентном органе и не реализовал план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (пункт 2 предписания).
3. В нарушение п.1 ст.4, ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", подп.3, 17, 19 п.4 приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", приказа Минтранса РФ, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 N 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" начальник железнодорожного вокзала станции Тобольск не принял меры по разработке и реализации порядка действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале Тобольск Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиале ОАО "РЖД" (пункт 3 предписания).
4. В нарушение п.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.15 Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 14.08.92 (в ред. постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 886) начальник железнодорожного вокзала станции Тобольск не принял меры по организации государственной охраны на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале Тобольск Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиале ОАО "РЖД" (пункт 4 предписания).
5. В нарушение требований подп.7 п.2 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", раздела 6 "Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р начальник железнодорожного вокзала Тобольск не принял меры по организации подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале Тобольск Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиале ОАО "РЖД" (пункт 5 предписания).
Данным предписанием заявителю предложено устранить перечисленные выше нарушения в пунктах 1, 3, 5 предписания - в срок до 15.11.2011, в пунктах 2, 4 - до 15.04.2012.
Полагая, что оспариваемое предписание вынесено заинтересованным лицом неправомерно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворения, исходя из следующего.
На основании ч.1 ст.198 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ст.1 названного Федерального закона субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Судом установлено, что Свердловская региональная Дирекция железнодорожных вокзалов (далее - Свердловская РДЖВ) в своей работе руководствуется Положением о Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, утвержденным приказом ДЖВ N 31/ДЖВ от 20.04.2007. Свердловская РДЖВ обеспечивает работу вокзальных комплексов входящих в ее состав на территории Свердловской, Тюменской и Пермской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В соответствии с названным Положением Свердловская РДЖВ осуществляет руководство, обеспечивает и контролирует работу 16 структурных подразделений - объектов транспортной инфраструктуры. Свердловская РДЖВ в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" N 526р от 29.03.2007 наделяется недвижимым имуществом, движимым имуществом, земельными участками.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что заявитель относится к субъектам транспортной инфраструктуры.
Как изложено выше, пунктом 1 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение требований п.1 ст.4, ст.5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.2 приказа Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" начальником железнодорожного вокзала станции Тобольск не приняты меры по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Пунктами 1-3 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ предусмотрено, что порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п.4 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 оценка уязвимости проводится организациями, определенными ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ.
По мнению суда, из анализа изложенных норм следует, что оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводят компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, а не субъекты транспортной инфраструктуры.
Таким образом, пункт 1 оспариваемого предписания нарушает права заявителя и его следует признать недействительным.
Пунктом 2 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение требований п.1 ст.4, ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.2 приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", начальник железнодорожного вокзала станции Тобольск не разработал, не утвердил в компетентном органе и не реализовал план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки данных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно п.2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 3 названного Порядка предусмотрено, что план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акт незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.
Как изложено выше, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры не входит в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, а относится к полномочиям компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства зависит от результатов оценки уязвимости.
Учитывая, что проверкой установлен факт отсутствия оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, проведение которой относится к полномочиям компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, суд полагает, что пунктом 2 оспариваемого предписания заинтересованное лицо неправомерно возложило на заявителя обязанность по разработке плана обеспечения транспортной безопасности, в связи с чем, в части данного пункта оспариваемое предписание следует признать недействительным.
Пунктом 3 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение п.1 ст.4, ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", подп.3, 17, 19 п.4 приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", приказа Минтранса РФ, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 N 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" начальник железнодорожного вокзала станции Тобольск не принял меры по разработке и реализации порядка действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале Тобольск Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиале ОАО "РЖД".
В силу положений статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности, включая меры по разработке и реализации порядка действий при возникновении потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры.
Как изложено выше, разработка плана обеспечения транспортной безопасности при отсутствии оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, обязанность по составлению которых возложена на компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, невозможна.
При таких обстоятельствах суд считает, что пункт 3 оспариваемого предписания нарушает права заявителя и его следует признать недействительным.
Пунктом 4 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение п.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.15 Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 14.08.92 (в ред. постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 886) начальник железнодорожного вокзала станции Тобольск не принял меры по организации государственной охраны на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале Тобольск Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиале ОАО "РЖД".
В соответствии с п.10 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 статьи 4 данного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ч.2 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 14.08.92 N 587 утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране.
К таким объектам отнесены, в том числе объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования.
Таким образом, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта отнесены к объектам, подлежащим государственной охране.
При этом в указанных нормах не конкретизировано, кто осуществляет государственную охрану объектов транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта; не следует, что именно на начальника железнодорожного вокзала возложена обязанность по принятию мер по организации государственной охраны на объекте транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании заявитель пояснил, что охрана железнодорожного вокзала Тобольск Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиале ОАО "РЖД" осуществляется частными охранными предприятиями и линейной полицией.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что заинтересованным лицом не доказан факт нарушения, указанного в пункте 4 оспариваемого предписания, в связи с чем, данный пункт предписания следует признать недействительным.
Пунктом 5 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение требований подп.7 п.2 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", раздела 6 "Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р начальник железнодорожного вокзала Тобольск не принял меры по организации подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале Тобольск Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиале ОАО "РЖД"
Заинтересованное лицо признало, что данный пункт внесен в предписание ошибочно, поскольку при проведении проверки вокзала станции Тобольск представлен документ, подтверждающий прохождение начальником вокзала курсов повышения квалификации по теме "Основы транспортной безопасности".
Таким образом, пункт 5 оспариваемого предписания следует признать недействительным.
На основании ст.110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 2000 руб. 00 коп., уплаченная заявителем при подаче заявления в суд, подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу от 26.09.2011 N 164.
Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу устранить нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" судебные расходы в размере 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 апреля 2012 г. N А60-577/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника