Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 19 апреля 2012 г. N 33-4632/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Куликовой М.А.,
судей Зайцевой В.А., Козлова О.А.,
при секретаре Тяжовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19.04.2012 в апелляционном порядке жалобу ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 10.02.2012
по иску Дворниковой И.В. к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске о признании незаконным решения ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,объяснения Дворниковой И.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новоуральске (далее - УПФ РФ) ... от ( / / ) Дворниковой И.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, в связи с отсутствием специального стажа 30 лет. При этом ГУ УПФ РФ не включило Дворниковой И.В. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды ее работы:
1) с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) - в должности фельдшера в приемнике-распределителе Управления внутренних дел,
2) с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) - курсы повышения квалификации,
3) с ( / / ) по ( / / ) - в должности акушерки Операционно-родового блока стационара родильного дома 2-ой Городской больницы г.Нижний Тагил - дополнительно в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев,
4) с ( / / ) по ( / / ) - в должности медицинской сестры в отделении новорожденных стационара роддома 2-ой городской больницы в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев.
В стаж работы Дворниковой И.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитан период ее медицинской деятельности в общей сложности 27 лет 09 месяцев 25 дней.
Оспаривая законность данного решения ГУ УПФ РФ, Дворниковой И.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение ГУ УПФ РФ от ( / / ) ... об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязать ГУ УПФ РФ включить в специальный трудовой стаж вышеназванные периоды работы, назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты обращения в ГУ УПФ РФ - с ( / / ).
В ходе судебного разбирательства Дворниковой И.В. иск уточнила, отказавшись от требования о включении в ее специальный трудовой стаж четвертый оспариваемый период с ( / / ) по ( / / ) - в должности медицинской сестры в отделении новорожденных стационара роддома 2-ой городской больницы в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев и просила дополнительно включить в ее специальный стаж работы периоды с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ) - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет.
Определением суда производства по делу по указанному требованию прекращено.
В судебном заседании истец и её представитель уточненные требования поддержали, также взыскать с ответчика судебные расходы на оплату государственной пошлины - в сумме ...., на оплату услуг по удостоверению нотариальной доверенности в сумме - ....
Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что решение ГУ УПФ РФ в отношении Дворниковой И.В. принято в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
Третьи лица: ФГУЗ ЦМСЧ N 31 ФМБА России, ГБУЗ СО "Демидовская центральная городская больница", ММУ МВД России "Нижнетагильское" о времени и месте рассмотрения дела извещались, явку своих представителей не обеспечили.
Решением суда постановлено:
иск Дворниковой И.В. к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске о признании незаконным решение ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске от ( / / ) ... в части отказа Дворниковой И.В. включить в специальный трудовой стаж периоды ее работы:
1) с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) - в должности фельдшера в приемнике-распределителе Управления внутренних дел,
2) с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) - курсы повышения квалификации,
3) с ( / / ) по ( / / ) - в должности акушерки Операционно-родового блока стационара родильного дома 2-ой Городской больницы г.Нижний Тагил - дополнительно в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске зачесть в специальный стаж работы Дворниковой И.В. для назначения досрочной трудовой пенсии указанные периоды работы:
1) с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) - в должности фельдшера в приемнике-распределителе Управления внутренних дел,
2) с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) - курсы повышения квалификации,
3) с ( / / ) по ( / / ) - в должности акушерки Операционно-родового блока стационара родильного дома 2-ой Городской больницы г.Нижний Тагил - в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске назначить Дворниковой И.В. досрочную трудовую пенсию с ( / / ), в связи с наличием специального стажа работы.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новоуральске в пользу Дворниковой И.В. расходы на оплату государственной пошлины в размере ...., на оплату доверенности представителя - ....
В жалобе УПФ РФ просит решение как незаконное и необоснованное отменить, в удовлетворении иска отказать.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подп. 20 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенного в действие с 01.01.2002 (далее - Закон), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. До 01.01.2002 аналогичное положение было закреплено в ст.81 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо подпункта 20 пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона имеется в виду подпункт 20 пункта 1 статьи 27
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец в 1983 году окончила Нижнетагильское медицинское училище, имеет квалификацию фельдшера-акушера, в оспариваемые периоды работала в указанных ею должностях, проходила курсы повышения квалификации и находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
Решением ГУ УПФ РФ ... от ( / / ) в удовлетворении заявления истца от ( / / ) о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона отказано в связи с отсутствием у нее специального 30-летнего стажа работы.
Отказывая в зачете в специальный стаж периодов прохождения истцом курсов повышения квалификации с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), ГУ УПФ РФ указало, что они предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
Суд обоснованно не согласился с решением ГУ УПФ РФ в данной части, поскольку Закон непосредственно не содержит запрета на включение курсов повышения квалификации медицинским работникам в специальный трудовой стаж, а подзаконными актами Правительства Российской Федерации установление таких ограничений права отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии недопустимо в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Поскольку судом было установлено, что истец на курсы повышения квалификации была направлена по приказу руководителя медицинского учреждения в целях полученных знаний и навыков для использования в дальнейшей работе, за ней сохранялось его рабочее место, должность, средний заработок, работодателем производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд, судом было принято законное решение о включении указанных оспариваемых периоды времени в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
Разрешая требование о включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы с 25.12.1985 по 28.02.1986 в должности акушерки в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что операционно-родовой блок являлся отделением хирургического профиля стационара родильного дома 2-й Городской больницы г.Нижний Тагил, которое предусмотрено разделом "Наименования структурных подразделений учреждений здравоохранения" вышеназванного Списка N 781.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным в связи со следующим.
Действующим в настоящее время Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781) предусмотрена работа в отделениях хирургического профиля стационаров медицинских учреждений в должности акушерки.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005 N 439 "Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений" по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлено тождество наименования структурного подразделения "операционный блок" соответственно, предусмотренным Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона
Доводы о незаконности решения суда в указанной части, не опровергают установленные при рассмотрении дела обстоятельства и выводы суда, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут являться основанием для его отмены.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) -нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет сторонами не обжалуется и подлежит оставлению без изменения.
В остальной части решение суда о включении в специальный стаж истицы периода работы с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ) в должности фельдшера в приемнике-распределителе управления внутренних дел и назначения ей досрочной трудовой пенсии судебная коллегия находит подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела истец в 1983 году закончила Нижнетагильское медицинское училище, имеет квалификацию фельдшера-акушера, в период с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ) работала в должности фельдшера в приемнике-распределителе Управления внутренних дел Нижнетагильского горисполкома.
Разрешая требование истца о признании незаконным решения УПФ РФ в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ) - в должности фельдшера в приемнике-распределителе Управления внутренних дел, суд в ходе исследования представленных доказательств - показаний свидетелей и справок, выданных органами МВД России установил, что истец в указанный период исполняла обязанности, связанные с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, то есть выполняла социально-полезную лечебную работу, на которой подвергалась неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, в связи с чем пришел к выводу о том, что данная работа по смыслу ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляет ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 27 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В названном списке приемник-распределитель управления внутренних дел не указан в качестве учреждения, работа в котором засчитывается в специальный стаж.
В спорный период работы истца действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии с данным Списком.
Согласно информационному письму Минтруда РФ от 27.09.2000 N 3948/1-17, Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 N 06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28.02.2000 N 73.
Данные нормативные акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до ( / / ).
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, указана должность фельдшера, отнесенная к среднему медицинскому персоналу, однако в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 N 395, приемник-распределитель не указан.
В спорный период работы действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данный Перечень не относил приемники-распределители органов внутренних дел к Списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ.
Таким образом, поскольку в соответствии с действовавшими ранее и действующими в настоящее время нормативными актами работа в должности фельдшера приемника-распределителя управления внутренних дел не засчитывается в выслугу лет, дающую право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, судебная коллегия находит, что вывод суда о включении данного периода в специальный стаж работы нельзя признать соответствующим регулирующим спорные правоотношения нормам закона, поскольку он фактически сводится к утверждению о наличии права на льготное пенсионное обеспечение у лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в приемниках-распределителях органов внутренних дел.
Поскольку специальный стаж работы Дворниковой И.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом принятых ГУ УПФ РФ к зачету - 27 лет 09 месяцев 25 дней, и незаконно не включенных в стаж периодов (с ( / / ) по ( / / ) (01 месяц 13 дней), с ( / / ) по ( / / ), то есть 01 месяц 10 дней, - прохождения курсов повышения квалификации и с ( / / ) по ( / / ), в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев дополнительно 01 месяц 02 дня, - работы в должности акушерки Операционно-родового блока стационара родильного дома 2-ой Городской больницы г. Нижний Тагил) общей продолжительностью 02 месяца 12 дней на момент обращения ( / / ) составлял 28 лет 07 дней, что в итоге менее 30 лет, её требование о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворению также не подлежит.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а требования о признании незаконным решения УПФ РФ в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ) - в должности фельдшера в приемнике-распределителе Управления внутренних дел и назначении досрочной пенсии с ( / / ) оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 10.02.2012 в части включения в специальный стаж периодов с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ) по ( / / ) работы Дворниковой И.В. в должности фельдшера в приемнике-распределителе Управления внутренних дел и назначении ей досрочной пенсии с ( / / ) отменить и принять новое решение об отказе в их удовлетворении;
в остальной части решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 10.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19 апреля 2012 г. N 33-4632/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru