Определение Свердловского областного суда
от 5 апреля 2012 г. N 33-4662/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Тушнолобовой Л.А.,
судей: Морозовой С.Б., Козлова О.А.,
при секретаре Тяжовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05.04.2012 гражданское дело по иску Прокурора Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуроры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горноуральского городского округа и Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" о признании бездействия незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения
по кассационной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 21.10.2011.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., представителя истца - помощника прокурора Привороцкой Т.М., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа, Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" в лице конкурсного управляющего ... о признании незаконным бездействия Администрации Горноуральского городского округа по приведению полигона твердых бытовых отходов, расположенного в ..., в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, возложении на Администрацию Горноуральского городского округа в срок не позднее 01.07.2012 провести реконструкцию полигона ТБО ... в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов; возложении на Администрацию Горноуральского городского округа и Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" в лице конкурсного управляющего в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные вдоль подъездной дороги на полигон твердых бытовых отходов ... Горноуральского городского округа участок дороги около 1 000 м в сторону леса до полигона от автомагистрали.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по обращению председателей садоводческих товариществ ... проведена проверка по непринятию мер администрацией ГГО по ликвидации несанкционированной свалки ТБО потребления, расположенной на территории Горноуральского городского округа в районе с. Николо-Павловское в 800 метрах восточнее садоводческих товариществ. Проверкой установлено, что вдоль подъездной дороги на полигон ТБО ... Горноуральского городского округа на участке дороги около 1 000 м в сторону леса до полигона от автомагистрали размещено 12 несанкционированных свалок отходов не обеспечена уборка и доставка мусора на полигон. ( / / ) определением главного государственного санитарного врача по г. Нижний Тагил и Пригородному району Барминым Ю.Я. в отношении МУП "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Свалка твердых бытовых отходов в с. Николо-Павловское состоит на учете в природоохранных органах с ( / / ) года, код природопользования-N...
МУП "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" нарушены требования п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 3.6 Санитарных Правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". В обязанности органов местного самоуправления входит защита окружающей среды, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органом местного самоуправления Горноуральского городского округа не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами. Несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные вдоль подъездной дороги на полигон ТБО ... Горноуральского городского округа (участок дороги около 1000 м в сторону леса до полигона от автомагистрали), равно как и сам полигон ТБО оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Представитель ответчика МУП "ЖКТ ГГО" - конкурсный управляющий Садыков П.Р. в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Администрации ГГО в судебном заседании требования признал частично, суду пояснил, что Администрация является бюджетной организацией, на данный год расходы по данной статье не заложены, на новый год они могут предусмотреть данные расходы. Необходимо, чтобы конкурсный управляющий передал им свалку. Свалку в хозяйственное ведение МУП "ЖКТ ГГО" передали в ( / / ) году. Не оспаривал, что имели данные о том, что данная организация не надлежащим образом выполняет свои обязанности. Было две несанкционированных свалки, в отношении которых уже имеется исполненное ими решение суда.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в ... в судебное заседание представителя не направило.
Суд постановил решение, которым иск удовлетворил. Признал незаконным бездействия Администрации Горноуральского городского округа по приведению полигона твердых бытовых отходов, расположенного в ..., в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан. Возложил на Администрацию Горноуральского городского округа в срок не позднее 01.07.2012 провести реконструкцию полигона ТБО с. Н.Павловское путем приведения его в соответствие с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Возложил на Администрацию Горноуральского городского округа и Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" в лице конкурсного управляющего ... восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированного объекта размещения бытовых отходов, расположенных вдоль подъездной дороги на полигон ТБО, расположенный в 1 000 метрах в сторону леса полигона от автомагистрали, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскал с Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, ответчик в кассационной жалобе указал на нарушение норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Проверив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды", в ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
В соответствии со статьей 7 указанного закона, ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и иных поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.
В силу ст. 3 ФЗ "Об отходах производства и потребления" основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
Статьей 64 ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Согласно ст. 52 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст. 30 Устава муниципального образования "Горноуральский городской округ" к полномочиям администрации городского округа отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Решением районной Думы муниципального образования "Пригородный район" от 29.09.2005 N 19/10 утверждены Правила благоустройства, обеспечения санитарного содержания территории, обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования Пригородный район.
Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определенный порядок уборки и содержания территорий населенных пунктов, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, зданий, строений и сооружений, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Руководство и координацию деятельности муниципальных служб и контролирующих органов в области санитарной очистки, уборки территорий осуществляют заместитель главы администрации муниципального образования "Пригородный район" по вопросам ЖКХ, строительства и благоустройства и начальник МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Пригородного района в соответствии с установленными полномочиями (пункт 1.5.1 Правил).
Контроль деятельности муниципальных служб, организаций и предприятий в решении задач по совершенствованию деятельности по обращению с бытовыми отходами на территории муниципального образования - НУ "Пригородный центр экологии и природоведения" (муниципальная экологическая служба), комиссия по экологическому контролю (пункт 1.5.2 Правил).
Организация и производство работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территории населенных пунктов района возлагается на МУП "Райкомхоз", МУП ПТО ЖКХ, МУП "Горноуральский ЖКХ", глав территориальных администраций, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков, зданий и сооружений (пункт 1.5.3 Правил).
Судом установлено, что свалка ТБО ... была построена в ( / / ) году без проекта, в ( / / ) году ... был разработан проект полигона для твердых бытовых отходов СПК ..., однако на государственную экологическую экспертизу проект не представлялся.
Постановлением Главы администрации Горноуральского городского округа от 10.04.2009 N 563 "О создании муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" определены цели и предмет деятельности созданного МУП "ЖКТ ГГО", в том числе удаление отходов и аналогичная деятельность, что закреплено в уставе предприятия МУП "ЖКТ ГГО".
Постановлением администрации Горноуральского городского округа от 16.10.2009 N 1624 "О передаче в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" муниципального имущества" передана в хозяйственное ведение МУП "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" свалка ТБО с. Николо-Павловское.
Определением Арбитражного суда по ... от ( / / ) в отношении МУП "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа" введена процедура банкротства.
Решением Арбитражного суда от ( / / ) МУП "ЖКТ ГГО" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим назначен ...
Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с государственным санитарным врачом по ... на основании письменных обращений председателей садоводческих товариществ ... от ( / / ), проведена проверка, в ходе которой установлено, что вдоль подъездной дороги на полигон ТБО ... Горноуральского городского округа на участке дороги около 1 000 м в сторону леса до полигона от автомагистрали размещено 12 несанкционированных свалок отходов, не обеспечена уборка и доставка мусора на полигон.
Территориальным отделом в ... Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ( / / ) составлен акт проверки, вынесено предписание N... в адрес конкурсного управляющего МУП "ЖКТ ГГО" о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, строительного мусора вдоль подъездной дороги на полигон ТБО ..., составлен административный протокол в отношении конкурсного управляющего МУП "ЖКТ ГГО", из объяснений которого в данном протоколе следует, что персонал на предприятии отсутствует, возможность содержать свалку ТБО у МУП "ЖКТ ГГО" отсутствует.
Исследовав представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о наличии неблагоприятного воздействия указанной несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на окружающую среду, бездействие Администрации Горноуральского городского округа по приведению полигона твердых бытовых отходов, расположенного в ..., в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан незаконным, а как следствие об обоснованности иска и об его удовлетворении.
Удовлетворяя иск, суд правильно не принял во внимание доводы ответчика о том, что в ( / / ) году отсутствовало финансирование на расходы по ликвидации несанкционированной свалки, указав, что о несанкционированных свалках и о необходимости их ликвидации Администрации ГГО было известно еще в ( / / ) году, поскольку ( / / ), ( / / ) Территориальным отделом в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в адрес МУП "ЖКТ ГГО" выносились предписания о ликвидации несанкционированных свалок ТБО, решением Ленинского района г. Нижнего Тагила от ( / / ), вступившим в законную силу, данная обязанность возлагалась на Администрацию Горноуральского городского округа и Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный трест Горноуральского городского округа".
Доводы ответчика Администрации ГГО о том, что в отношении МУП "ЖКТ ГГО" открыто конкурсное производство, также правильно не приняты судом во внимание, поскольку Администрация ГГО должна была передать полигон в хозяйственное ведение иной специализированной организации, имеющей специальную лицензию на осуществление данной деятельности и располагающей собственными трудовыми и финансовыми ресурсами для обслуживания данного полигона до введения конкурсного производства в отношении МУП "ЖКТ ГГО", однако данных мер принято не было.
Суд первой инстанции правильно указал, что данные обстоятельства, приведенные ответчиком Администрацией ГГО в возражения на исковое заявление, не могут служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности за экологические нарушения. Судебная коллегия соглашается с вынесенным судом первой инстанции решением, поскольку оно отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Все изложенные в кассационной жалобе доводы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены им в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в решении.
Выводы суда основаны на всесторонне и полно исследованных доказательствах по делу, которым судом дана надлежащая оценка. Суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при разрешении спора, на основании которого верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для дела. При этом каких-либо нарушений норм материального и процессуального права суд не допустил, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 21.10.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Горноуральского городского округа - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 5 апреля 2012 г. N 33-4662/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru