Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 апреля 2012 г. N А60-10975/2012
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело N А60-10975/2012
по заявлению Прокурора Верхотурского района Свердловской области (далее - заявитель, Прокурор)
к индивидуальному предпринимателю Долгих Александру Владимировичу (ИНН 664001525115, ОГРН 309664706900012) (далее - заинтересованное лицо, предприниматель)
с участием в деле в качестве третьего лица Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - третье лицо, Управление автодорожного надзора)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении 11 марта 2012г. заявителю копии определения суда от 06 марта 2012г. о принятии заявления к производству;
от заинтересованного лица: А.В. Долгих, индивидуальный предприниматель, предъявлен паспорт;
от третьего лица: Е.З. Галина, специалист-эксперт отдела координации деятельности управлений по доверенности от 19.12.2011г. N 1-10/3934, предъявлен паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие представителя заявителя.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов суду, помощнику судьи не заявлено.
Ходатайств и заявлений от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Прокурор Верхотурского района Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Долгих Александра Владимировича к административной ответственности за правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 04 апреля 2012г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Уральское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для дачи заключения по вопросу о необходимости согласования работы по заказам на маршруте нормативно-правовым актом с Правительством Свердловской области, составления и утверждения при такой работе на маршруте не регулярных автобусных перевозок паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков, расписания либо отсутствии таковой необходимости и, соответственно, отсутствия факта нарушения лицензионных требований.
Индивидуальный предприниматель в судебном заседании не отрицает факт совершения им нарушений условий лицензии, однако возразил относительно вменяемого правонарушения в той части, которая выразилась в отсутствии согласования маршрута, поскольку считает, что осуществляемая им деятельность ведется на основании уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и не требует разработки и согласования маршрута, так как работает по заказу путем размещения в близлежащих населенных пунктах объявлений, содержащих контактную информацию.
Представитель Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта считает позицию заинтересованного лица неправомерной и пояснил, что необходимость составления и утверждения паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков, разработки графиков, согласования работы на маршруте нормативно-правовым актом с Правительством Свердловской области не зависит от того, осуществляет индивидуальный предприниматель свою деятельность по заказу или по определенному маршруту. Данное требования подлежит исполнению в целях обеспечения безопасности здоровья и жизни пассажиров и водителя, дорожного движения в целом.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Верхотурского района Свердловской области во исполнение Поручения Прокуратуры Свердловской области от 31 августа 2011г. N 7/3-20-11 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 08 августа 2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" индивидуальным предпринимателем Долгих Александром Владимировичем.
Постановлением Прокурора Верхотурского района Свердловской области от 20 февраля 2012г. в отношении индивидуального предпринимателя Долгих Александра Владимировича возбуждено дело об административном правонарушении, копия которого получена последним 21 февраля 2012г., о чем свидетельствует отметка о получении.
Также установлено, что основной деятельностью индивидуального предпринимателя Долгих Александра Владимировича является перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. В целях осуществления указанной деятельности предпринимателем 03 февраля 2010г. получена лицензия N АСС-66-003552 со сроком действия до 03 февраля 2015г. (Бланк серия ДА N 062822).
Дело об административном правонарушении возбуждено в отношении заинтересованного лица за нарушение следующих лицензионных требований:
1) в нарушение "Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей", утвержденного Минавтотрансом РСФСР от 20 января 1986г., проведение соответствующих занятий, обучения, стажировки водителей заинтересованным лицом не обеспечивается;
2) в нарушение ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 2.2, п. 2.3.2 Приказа Минтранса Российской Федерации от 08 января 1997г. N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" заинтересованным лицом не производится проведение обязательных предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущены опечатки. Имеются в виду пункт 2.2, пункт 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса от 08 января 1997г. N 2
3) в нарушение п. 2.2, п. 5.5 Приказа Минтранса Российской Федерации от 08 января 1997г. N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" заинтересованным лицом не ведется учет труда и отдыха водителей автобуса;
4) в нарушение ст. 6, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995г. N 154-ФЗ, п. 12 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999г. N 184-ФЗ, п.п. 5.2.1, 5.2.2, 5.8 Приказа Минтранса от 08 января 1997г. N 2 не обеспечено согласование работы на маршруте нормативно-правовым актом с Правительством Свердловской области, не составлены и не утверждены на маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схема маршрута с указанием опасных участков, расписания.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя заявителя, суд полагает, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
На основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, получить лицензию и выполнять ее условия, предусмотрена Федеральным законом от 04 мая 2011г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
В силу положений Закона о лицензировании к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п.п. 24 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек определяет Положение "о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012г. N 280 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии с Руководящим документом "РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 "Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" (утв. Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986г.) установлен порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, в предприятиях автомобильного транспорта. В соответствии с требованиями данного нормативного акта повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств.
Судом усматривается отсутствие события правонарушения в осуществляемой предпринимателем деятельности, выразившегося в непроведении соответствующих занятий по обучению, стажировке водителей ввиду того, что в штате предприятия других водителей, помимо самого предпринимателя, нет.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Согласно п.п. 2.2. "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажи-ров автобусами", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08 января 1997г. N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей.
Факт совершения нарушения заинтересованным лицом требования указанных норм суд считает установленным, поскольку из приложенных к заявлению копий путевых листов от 30 декабря 2011г. N 2056, от 29 декабря 2011г. N 255, от 28 декабря 2011г. N 254 видно, что в них отсутствует отметка медицинского работника о прохождении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
Однако, 01 февраля 2012г. между индивидуальным предпринимателем Долгих Александром Владимировичем и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области "Восточная районная больница" заключен договор N 28 об оказании медицинских услуг, на основании чего суд пришел к выводу, что нарушение требования о необходимости медицинского освидетельствования водителей предпринимателем устранено.
Согласно п.п. "д" п. 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в том числе, использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении).
В соответствии с п. 2.2 Приказа Минтранса РФ от 08 января 1997г. N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
В соответствии с п. 5.5 Приказа Минтранса РФ от 08 января 1997г. N 2 допустимая протяженность автобусных маршрутов определяется исходя из соблюдения установленных законодательством Российской Федерации нормативов рабочего времени водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и технологии перевозок. При выполнении междугородных перевозок, время осуществления которых превышает нормативную продолжительность рабочей смены водителя, в рейс направляются два водителя.
В материалы дела заинтересованным лицом представлены табели учета рабочего времени за декабрь 2011г. и январь 2012г., свидетельствующие, по мнению суда, о том, что нарушения предпринимателем режима труда и отдыха отсутствуют.
Пунктом 5.2 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" от 08 января 1997г. установлено, что владельцы автобусов обязаны:
- составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;
- разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами;
- организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с п.п. 4.15 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, согласно которому с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.
Судом сделан вывод о наличии нарушения заинтересованным лицом требования п. 5.2 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" от 08 января 1997г., поскольку не обеспечено согласование работы на маршруте нормативно-правовым актом с Правительством Свердловской области, не составлены и не утверждены на маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков, расписание.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях индивидуального предпринимателя Долгих Александра Владимировича события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении заявителем не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Таким образом, при назначении наказания в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ суд, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, социальную значимость осуществляемых предпринимателем перевозок в отдаленных сельских районах, отсутствие в материалах дела сведений о наличии отягчающих ответственность обстоятельств, устранение ранее выявленных нарушений, считает возможным применить наказание в виде предупреждения, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные Прокурором Верхотурского района Свердловской области требования удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя Долгих Александра Владимировича (ИНН 664001525115, ОГРН 309664706900012; дата рождения: 20 февраля 1958г.; место рождения: д. Соколово Верхотурского района Свердловской области; место жительства: 624377, Свердловская область, Верхотурский район, д. Морозова, ул. Дорожная, д. 1) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 апреля 2012 г. N А60-10975/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника