Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 апреля 2012 г. N А60-1180/2012
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
к Финансово-экономическому Управлению Администрации Березовского городского округа (ИНН 6604003608)
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1".
об обжаловании действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Киселева А.Т., представитель по доверенности N 05-28/37 от 17.01.2012.
от заинтересованного лица: Колупаева М.М., представитель по доверенности от 24.02.2012 N 01-18/256; Валитова И.В., представитель по доверенности от 24.02.2012 N 01-18/264.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области просит признать незаконными действия Финансово - экономического управления Администрации Березовского городского округа по возврату без исполнения постановления главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г.Березовский от 18.03.2011 N 65 о привлечении к административной ответственности Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1".
Заявитель просит обязать Финансово - экономическое управление Администрации Березовского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что указанное постановление является исполнительным документом, подлежащим исполнению указанным финансовым органом, в связи с чем какие-либо основания для возврата этого постановления без исполнения отсутствуют.
Заинтересованным лицом представлен отзыв. Финансово-экономическое управление доводы заявителя считает необоснованными, поскольку в силу пункта 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы осуществляется только на основании судебного акта (исполнительный лист, судебный приказ), а постановление по делу об административном правонарушении исполнительным документов не является.
Заинтересованное лицо ссылается также на то, что указанное в постановлении в качестве лица, привлеченного к административной ответственности, Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" в перечне бюджетополучателей местного бюджета Березовского городского округа отсутствует, что не позволяет произвести исполнительные действия в отношении данного образовательного учреждения; кроме того, на постановлении отсутствовала отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа, что противоречит пункту 1.1 ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и препятствует исполнению постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области 21.12.2011 предъявило в Финансово-экономическое управление Администрации Березовского городского округа (далее - финансовое управление) заявление N 01-05-05-09/4036 от 20.12.2011 о взыскании денежных средств с должника - Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" с приложением постановления от 18.03.2011 N 65 о назначении учреждению административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб. и постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием у должника, являющегося получателем средств из бюджета муниципального образования, расчетных и иных счетов в кредитных учреждениях и отсутствия имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Уведомлением от 27.12.2011 N 01-18/693 финансовое управление возвратило постановление без исполнения, указав на то, что исполнительным документом, подлежащим исполнению в бюджетном исполнительном процессе, являются только исполнительные листы, выданные на основании судебных актов, и судебные приказы, а правила исполнения таких документов как постановление по делам об административным правонарушениям, Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229 ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
В силу ст. 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных гл. 24.1 названного Кодекса.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
На основании п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскателю возвращаются документы, поступившие на исполнение в случае: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 названной статьи; несоответствие документов, указанных в п. 1, 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом N 229-ФЗ; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Названный перечень оснований является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно ст. 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
На основании ч. 1 ст. 31.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном названным Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу ч. 1, 5 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 названного Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Таким образом, исполнение такого исполнительного документа как постановление по делу об административном правонарушении в отношении лиц, являющихся получателями бюджетных средств, должен производить орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов этих лиц, в данном случае муниципальных бюджетных учреждений.
Как следует из материалов дела, постановлением главного санитарного врача в г. Березовский Свердловской области от 18.03.2011 N 65 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.3 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях и на учреждение наложен штраф в размере 10000 руб.
Данное постановление, направленное управлением в службу судебных приставов, возвращено без исполнения, исполнительное производство судебным приставом-исполнителем окончено в связи с тем, что должник - муниципальное учреждение является получателем средств бюджета муниципального образования Березовский городской округ и не имеет счетов в банках и кредитных организациях и иного имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Финансово-экономическое управление Березовского городского округа в соответствии с Положением, утвержденным решением Думы Березовского городского округа от 16.12.2010 N 153, является органом, осуществляющим функции по открытию и ведению лицевых счетов получателей средств местного бюджета - муниципальных учреждений, осуществляя, в том числе, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местных бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
В связи с этим постановления по делам об административных правонарушениях в отношении муниципальных учреждений должны исполняться Финансово-экономическим управлением Березовского городского округа.
Исполнительный документ предъявлен финансовому управлению в пределах срока давности исполнения постановления.
Отказ финансового управления в принятии к исполнению и возвращению без исполнения постановления о привлечении муниципального учреждения привел к нарушению прав и законных интересов Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
Доводы заинтересованного лица о несоответствии наименования юридического лица в постановлении о назначении административного наказания, не могут быть признаны обоснованными, поскольку на момент вынесения постановления наименование и тип муниципального учреждения полностью соответствовал его учредительным документам.
Из материалов дела следует, что Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1", привлеченное к административной ответственности, имеет полное наименование Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1", и тип данного учреждения приведен в соответствие с требованиями Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с п. 1 ст. 17.1 данного Закона изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения, а к создаваемому учреждению, как к правопреемнику, переходят права и обязанности учреждения, тип которого изменяется.
Помимо этого, в силу положений статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждения" в целях обеспечения минимизации организационных мероприятий, связанных с изменением типа государственных (муниципальных) учреждений, с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, позволяющий ранее действующим учреждениям функционировать в прежнем правовом режиме.
В связи с этим отражение изменений в наименовании учреждений при изменении их типа не является препятствием для исполнения соответствующими финансовыми органами в отношении этих учреждений исполнительных документов.
Ссылка заинтересованного лица на отсутствие отметки о неуплате должником административного штрафа, не может быть признана обоснованной, поскольку данное основание не являлось причиной возврата исполнительного документа.
Кроме того, требование о проставлении отметки о неуплате должником назначенного административного штрафа введено федеральным законом от 18.07.2011 N 226-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона об исполнительном производстве", вступившим в законную силу с 02.08.2011, в связи с чем на момент направления постановления о наложении штрафа в службу судебных приставов-исполнителей исполнительный документ полностью отвечал предъявляемым требованиям.
Обращение заявителя за принудительным взысканием штрафа само по себе свидетельствуют о том, что штраф не был уплачен, о чем было указано и в заявлении Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в финансовое управление. При рассмотрении настоящего дела заявителем также представлены сведения о неуплате штрафа третьим лицом, доказательств иного не имеется.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконными действий финансового управления, выразившихся в возвращении без исполнения постановления от 18.03.2011 N 65 о привлечении к административной ответственности МБОУ "СОШ N 1 гор. Березовский в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. подлежат удовлетворению.
Суд не усматривает основания для применения в рассматриваемом случае такого способа устранения допущенных нарушений как обязывание Финансово-экономическое управления Администрации Березовского городского округа принять к исполнению указанного выше постановления, вступившего в законную силу 28.03.2011 года, в связи с истечением срока предъявления к его исполнению (ст. 31.9 КоАП РФ).
Учитывая, что в силу п.п. 1.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконными действия Финансово-экономического управления Администрации Березовского городского округа, выразившиеся в возвращении без исполнения постановления Главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 18.03.2011 N 65 о привлечении к административной ответственности Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" .
3.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда "http://17aas.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2012 г. N А60-1180/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника