Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 апреля 2012 г. N А60-3792/2012
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-3792/2012 по заявлению Инспекции ФНС по Свердловскому району города Перми к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области о признании недействительным решения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Ураэкономпрод".
При участи в судебном заседании:
от заявителя: Ваулин М.В., представитель по доверенности от 10.02.2012г.
от заинтересованного лица: Поводырь Р.А., представитель по доверенности от 11.03.2011г.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Представителям лиц, участвующих в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. К материалам дела по ходатайству заявителя приобщен список юридических лиц, зарегистрированных по адресу: 614007, Пермский край, г. Пермь, ул. Красноармейская, д. 21. От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Инспекция ФНС по Свердловскому району города Перми обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области N 3902а от 21.10.11 и записи в ЕГРЮЛ от 21.10.10 N 2106623096116 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенной в связи со сменой места нахождения юридического лица.
Определением Арбитражного суда г Пермского края от 22.12.2011 дело по подсудности направлено на рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2012 заявление Инспекция ФНС по Свердловскому району города Перми принято к производству Арбитражного суда Свердловской области с присвоением ему номера N А60-3792/2012.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв. В своем письменном отзыве заинтересованное лицо с заявленными требованиями согласно.
Третье лицо письменный отзыв не представило, позиции по поводу заявленных требований не высказало, представитель в судебное заседание не явился.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ураэкономпрод" 14.10.2010 г. обратилось в Межрайонную ИФНС России N 16 по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001.
В соответствии с заявлением по форме Р13001 местом нахождения ООО "Уралэкономпрод" является 614007, Пермский край, г. Пермь, ул. Красноармейская, д. 21, литер Б.
На основании представленных документов 21.10.2011 Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области принято решение N 3892а о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, в связи с чем, внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 2106623096116 о внесении изменений в адрес общества: с адреса 622001, г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 2 на: 614007, Пермского края, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, 21, литер Б.
21.10.2011 Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области принято решение о передаче регистрационного дела в Инспекцию ФНС по Свердловскому району города Перми.
При проверке Инспекцией ФНС по Свердловскому району города Перми переданных документов установлено, что Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области осуществлена государственная регистрация сведений о регистрации юридического лица, внесенных в учредительные документы юридического лица ООО "Ураэкономпрод". По адресу, указанному в учредительных документах, общество не находится, в связи с чем заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и нарушения данным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен ст. 17 Закона о государственной регистрации:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения.
Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации под местом нахождения организации понимается место ее исполнительного органа. Таким образом, адрес юридического лица, указанный в реестре, должен совпадать с фактическим местом нахождения органа юридического лица.
Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. Место нахождения юридического лица имеет существенное правовое значение, им определяется место исполнения обязательств (статья 316 Гражданского кодекса Российской Федерации), место уплаты налогов, подсудность споров.
В силу абз. 3 п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
Решение о государственной регистрации юридического лица может быть оспорено другим налоговым органом или заинтересованным лицом.
В соответствии пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений делений.
Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в делах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС по Свердловскому району города Перми в рамках полномочий, предоставленных ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, был проведен осмотр помещения по адресу: 614007, Пермский край, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, 21, литер Б и установлено отсутствие ООО "Уралэкономпрод" по указанному в учредительных документах адресу (614007, Пермский край, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, 21, литер Б).
Также в ходе обследования установлено, что по адресу 614007, Пермский край, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, 21, литер Б отсутствует действующий исполнительный орган ООО "Уралэкономпрод", помещение под рабочее место не разграничено, собственником части здания по данному адресу является Беляев А.И., который сдал помещение ООО "Техносервис" в аренду на основании договора аренды N 01-12/32-02 от 01.03.2010г., договор субаренды с ООО "Уралэкономпрод" не представлен, от имени собственника договор аренды с Обществом "Уралэкономпрод" не заключался, офисные и складские помещения, обособленные рабочие места у Общества по данному адресу, а также вывеска отсутствуют, гарантийные письма на право предоставления юридического адреса не выдавались.
В материалы дела представлено гарантийное письмо ООО "Техносервис" от 11.10.2010 о предоставлении ООО "Уралэкономпрод" рабочего места по адресу: 614007, Пермский край, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, 21, литер Б.
Однако в данном случае гарантийное письмо ООО "Техносервис" само по себе не свидетельствует о наличии у заявителя ООО "Уралэкономпрод" права пользования помещением на момент государственной регистрации юридического лица, и вместе с тем указанное письмо гарантирует лишь предоставление рабочего места и не свидетельствует о том, что по указанному адресу будет располагаться единоличный исполнительный орган общества "Уралэкономпрод".
Также инспекцией было установлено, что по данному адресу зарегистрировано более 90 юридических лиц, фактически отсутствующих.
Данный факт свидетельствует о том, что указанный в заявлении адрес является адресом "массовой регистрации".
Таким образом, заявление ООО "Уралэкономпрод" о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, содержит недостоверные сведения, а именно, в качестве адреса места нахождения ООО "Уралэкономпрод" указан адрес, по которому данное общество фактически не находилось и не находится.
Поскольку внесение в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверных сведений не позволяет осуществлять надлежащим образом налоговый контроль и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, решение о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО "Уралэкономпрод" N 3892а от 21.10.2010 не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, входящим в федеральную информационную систему. В силу ст. 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" одним из принципов правового регулирования отношений в указанной сфере является принцип достоверности информации.
В соответствии со ст. 4, 12, 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 3, 13, 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в единый государственный реестр юридических лиц подлежит внесению достоверная информация.
Статьей 25 Закона о государственной регистрации установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом несоответствие сведений содержащихся в ЕГРЮЛ, фактическим обстоятельствам препятствует получению выписки из ЕГРЮЛ с достоверными данными, что нарушает национальный публичный порядок, составной частью которого является презумпция добросовестности гражданских прав.
Закон о государственной регистрации не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов. Однако данные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. Отсутствие у налогового органа полномочий на проведение проверок достоверности представленных документов не свидетельствует о правомерности в любом случае государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, произведенной на основании этих документов.
Соответственно, в налоговый орган, были представлены заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица, чем нарушены п. 2 ст. 54 ГК РФ, ст. 4 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. ст. 5, 7 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Также суд принимает во внимание, что копия судебного акта о времени и месте рассмотрения заявления была направлена в соответствии с ч. 4 ст. 121 АПК РФ по адресу 614007, Пермский край, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, 21, литер Б, однако ООО "Уралэкономпрод" не вручена (в материалах дела имеется почтовый конверт с отметкой органа связи причины невручения: "истек срок хранения").
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что заинтересованное лицо с заявленными требованиями согласилось, суд считает, что требования Инспекцией ФНС по Свердловскому району города Перми следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные Инспекцией ФНС по Свердловскому району города Перми требования удовлетворить.
2. Признать недействительными решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области N 3892а от 21.10.11 и запись в ЕГРЮЛ от 21.10.10 N 2106623096116 о внесении изменений в сведения о юридическом лице Обществе с ограниченной ответственностью "Уралэкономпрод", внесенной в связи со сменой места нахождения юридического лица.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 16 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав заявителя.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2012 г. N А60-3792/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника