Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 26 апреля 2012 г. N 33-4784/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Орловой А.И.,
судей Колесниковой О.Г., Коренева А.С.
при секретаре Килиной М.В.
рассмотрела в судебном заседании 26.04.2012 гражданское дело по иску Озорниной Т.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ в Ачитском районе Свердловской области о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии досрочно
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ачитского районного суда Свердловской области от 13.02.2012,
Заслушав доклад судьи Коренева А.С., пояснения представителя ответчика Торгашовой Н. А., поддержавшей доводы жалобы, пояснения Озорниной Т. Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Озорнина Т.Н. обратилась в суд к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ачитском районе Свердловской области (далее - ГУ УПФ РФ) с требованиями о включении периодов работы в стаж для назначении пенсии досрочную пенсию и признании права на досрочную пенсию.
В обоснование заявленных требований указала, что работала в должности медицинской сестры в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении Свердловской области для ..."(далее - специальная (коррекционная) школа-интернат). 26.03.2010 она обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пдп. 20 п. 1 ст. 27 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации>. Решением ГУ УПФ РФ от 31.03.2010 было установлено, что стаж, который может быть учтен для назначения досрочной пенсии Озорниной Т.Н. составляет 10 лет 06 мес. 16 дней. При этом было отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ периоды работы в должности медицинской сестры в специальной (коррекционной) школе-интернат: с 01.10.1993 по 31.10.1999 (06 лет 01 мес. 00 дней), поскольку учреждение не предусмотрено Списком N 464 от 06.09.1991; с 01.11.1999 по 12.11.2002 (03 года 00 мес. 11 дней), поскольку учреждение не предусмотрено Списком N 1066; с 13.11.2002 по 31.12.2009 (07 лет 01 мес. 19 дней), поскольку учреждение не предусмотрено Списком N 781.
Просила включить указанные периоды в специальный стаж и обязать ГУ УПФ РФ назначить и выплачивать ей пенсию с момента обращения - с 26.03.2010, ссылаясь на то, что медицинский кабинет, преобразованный впоследствии в медицинскую службу, является структурным подразделением учреждения, оказывающего медицинскую помощь, а также ссылалась на тождество специальной (коррекционной) школы-интернат детскому дому-интернату для умственно отсталых детей, детей с физическими недостатками.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме. Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что истец выполняла лечебную и иную деятельность по охране здоровья. Работа истца в должности медицинской сестры осуществлялась в структурном подразделении - медицинском кабинете, государственного учреждения, оказывающего медицинскую помощь детям с психическими отклонениями и заболеваниями нервной системы на основании лицензии. Кроме того, судом была установлена тождественность по виду (типу) учреждения Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "..."и специализированного детского дома-интерната для умственно-отсталых детей, дома-интерната для детей с физическими недостатками, предусмотренного списком, поскольку задачи и функции учреждения, в котором работала истец соответствует учреждению, указанному в списке.
Ответчик ГУ УПФ РФ в лице руководителя управления в Ачитском районе Шистеровой Л.А. обжаловал указанное решение, просил его отменить, в обоснование доводов жалобы указал, что включение спорных периодов работы в специальной (коррекционной) школе-интернат в стаж для досрочного назначения пенсии противоречит нормативным актам, в том числе соответствующим Спискам должностей и учреждений, поскольку истица работает в общеобразовательном учреждения, которое находится в ведомственном подчинении Министерства общего и профессионального образования, лицензия на медицинскую деятельность выдана общеобразовательной школе. Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение пенсии может быть решен в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах. Суд сделал неправильный вывод относительно того, что цели и задачи дома-интерната, предусмотренного списком, соответствует целям и задачам школе-интернату, в которой работала истец. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие официальное создание структурного подразделения территориального медицинского объединения.
Заслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, проверив решение и материалы дела, судебная коллегия находит, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (в редакции Постановления от 26.05.2009 N 449) утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пдп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(далее Список), а также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила).
Названный Список содержит наименование должности медицинской сестры.
В разделе Списка "Наименование учреждений"действительно не указана специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат, что истцом по данному делу не оспаривалось.
Вместе с тем указанный Список подлежит применению в совокупности с утвержденными тем же Постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции от 26.05.2009 N 449) Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пдп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В п. 3 указанных Правил изложена общая норма, в соответствии с которой в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений.
Наряду с этим, в соответствии с п. 6 названных Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Схожую норму содержал п. 1 ранее действовавших Правил (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 в редакции от 19.02.2001): в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Таким образом, приведенный п. 6 действующих Правил, равно как и п. 1 Правил, действовавших до 14.11.2002, дополняет графу Списка "Наименования учреждений" перечнем не указанных в Списке учреждений и структурных подразделений, предусматривая возможность зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы в должностях, указанных в Списке, в организациях (их структурных подразделениях), которые в Списке не поименованы, но указаны в п. 6 названных Правил.
Истец работала медсестрой в медицинском кабинете специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат. В судебном заседании с учетом конкретных обстоятельств дела установлено, что в данном учреждении медицинский кабинет был образован как самостоятельное структурное подразделение данного учреждения, при этом не имеет значения то обстоятельство, что само учреждение, где находится структурное подразделение, находится в ведомственном подчинении Министерства общего и профессионального образования. По смыслу изложенных норм права структурное подразделение, в том числе медицинский кабинет, не подразумевает только филиал или представительство медицинского учреждения в соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также судом первой инстанции правомерно был разрешен вопрос о тождестве учреждения, в котором осуществлялась трудовая деятельность истца, и работ, выполняемых ею, с учреждениями и работами, поименованными в названном выше Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, поскольку в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, разрешается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание выводов суда в указанной части, не могут быть положены в основу для отмены решения, поскольку к указанным выводам суд первой инстанции пришел при сравнении целей и задач учреждения, в котором работала истец, а именно, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат и специализированного детского дома-интерната для умственно-отсталых детей, дома-интерната для детей с физическими недостатками, предусмотренного списком. Сравнение произведено на основе анализа содержания соответствующих уставов и положений учреждений, оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ачитского районного суда Свердловской области от 13.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 апреля 2012 г. N 33-4784/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru