Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 17 апреля 2012 г. N 33-4190/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Родионовой Т.О., Ковелина Д.Е.
при секретаре Плотниковой М.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 17 апреля 2012 г. по иску Панкратовой С.С. к Управлению государственного строительного надзора Свердловской области (далее - УГСН) о признании приказа незаконным, восстановлении в должности по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, апелляционной жалобе УГСН на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 24 января 2012 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора отдела прокуратуры Свердловской области Привороцкой Т.М., а также представителя ответчика УГСН Деревянкиной С.С., действующей на основании доверенности от ( / / ), поддержавших доводы апелляционных представления и жалобы, пояснения истца Панкратовой С.С., полагавшей оспариваемое решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Панкратова С.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что ( / / ) она была назначена на должность заместителя начальника отдела организации и контроля надзорной деятельности УГСН, что подтверждается приказом ответчика от ( / / ) N.... На основании данного приказа с ней был заключен служебный контракт на неопределенный срок, и вплоть до ( / / ) она надлежащим образом исполняла свои должностные обязанности. ( / / ) исполняющим обязанности начальника УГСН был издан приказ N... "Об отмене приказа от ( / / ) N... "О назначении на должность Болотиной С.С.>, расторжении служебного контракта и освобождении от должности государственной гражданской службы Свердловской области>, в котором содержалась ссылка на п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации>, то есть на нарушение обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы. Полагает, что приказ от ( / / ) N... является незаконным, и она имеет право на восстановление в ранее занимаемой должности гражданской службы Свердловской области, поскольку по результатам проведенного конкурса на замещение ведущей группы категории "специалисты"администрации Губернатора Свердловской области подлежала включению как в кадровый резерв государственного органа, так и в кадровый резерв Свердловской области, и как лицо, состоящее в кадровом резерве Свердловской области, имела право на замещение без проведения процедуры конкурса вакантной должности государственной гражданской службы категории "специалисты"ведущей группы должностей в любом государственном органе Свердловской области. В то же время освобождение от замещаемой должности на основании п. 11 ч. 1 с. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской Российской Федерации"в ее случае было недопустимым, поскольку правила заключения служебного контракта ею были соблюдены и обстоятельства, исключающие возможность замещения должности гражданской службы, отсутствовали. Ее соответствие замещаемой должности подтверждается проведенной ответчиком аттестацией, по результатам которой она была признана соответствующей замещаемой должности и рекомендована для включения в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в порядке должностного роста, а также присвоенным по итогам проведенного квалификационного экзамена классным чином "советник государственной гражданской службы Свердловской области 3 класса>.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 24 января 2012 года вышеприведенный иск Панкратовой С.С. был удовлетворен.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга в своем апелляционном представлении просит его отменить, принять по делу новое решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Ответчик УГСН в своей апелляционной жалобе также просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска Панкратовой С.С. отказать, в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Проверив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов, изложенных в апелляционных представлении и жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит оспариваемое судебное постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как верно установлено судом первой инстанции в соответствии с Распоряжением руководителя администрации Губернатора Свердловской области от ( / / ) N... и на основании решения комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Свердловской области в администрации Губернатора Свердловской области от ( / / ) Болотина (после смены фамилии - Панкратова) С.С. была включена в кадровый резерв администрации Губернатора Свердловской области на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области ведущей группы категории "специалисты"заведующего отделом департамента государственной службы, кадров и наград Губернатора Свердловской области.
На основании приказа начальника УГСН от ( / / ) N... Болотина С.С. была назначена на должность заместителя начальника отдела организации и контроля надзорной деятельности УГСН в порядке перевода из администрации Губернатора Свердловской области ( / / ), с ней был заключен служебный контракт на неопределенный срок на основании п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"по замещению должности заместителя начальника отдела организации и контроля надзорной деятельности. Основанием к вынесению данного приказа явились личное заявление Болотиной С.С. от ( / / ), распоряжение руководителя администрации Губернатора свердловской области от ( / / ) N..., письмо начальника УГСН от ( / / ) N....
( / / ) исполняющим обязанности начальника УГСН в соответствии с требованиями протеста заместителя прокурора Свердловской области от ( / / ) N... на приказ от ( / / ) N... "О назначении на должность Болотиной С.С."и на основании п. 4 ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"был издан приказ об отмене приказа УГСН "О назначении на должность Болотиной С.С."N... от ( / / ), прекращении действия и расторжении служебного контракта, заключенного с Панкратовой С.С. на неопределенный срок от ( / / ) по должности государственной гражданской службы Свердловской области заместителя начальника отдела организации и контроля надзорной деятельности, ( / / ), освобождении Панкратовой С.С. от замещаемой должности государственной гражданской службы Свердловской области заместителя начальника отдела организации и контроля надзорной деятельности ( / / ) на основании п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"в связи с нарушением установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы, выплате Панкратовой С.С. месячного денежного содержания по должности заместителя начальника отдела организации и контроля надзорной деятельности в соответствии с ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации>.
В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Аналогичное положение закрепляется и в п. 7 ст. 64 названного Федерального закона, согласно которому вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Таким образом, буквальное толкование указанных статей позволяет сделать вывод, что назначение на должность государственной гражданской службы гражданина или гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, вне конкурса возможно только в том случае, если сам резерв был сформирован на конкурсной основе.
Пункт 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"к одному из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относит нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 настоящего Федерального закона).
При этом ст. 40 указанного закона предусмотрено, что служебный контракт прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в случае:
1) заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;
2) заключения служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
3) отсутствия у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с настоящим Федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, анализ изложенных статей Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"позволяет однозначно утверждать, что прекращение служебного контракта может повлечь только нарушение тех правил его заключения, которые установлены федеральным законом, и только в случае, если такое нарушение препятствует исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Доводы апелляционного представления сводятся к тому утверждению, что истец в кадровом резерве УГСН не состояла и вопреки требованиям закона была назначена на должность без конкурса, а также из кадрового резерва иного государственного органа Свердловской области.
Представитель ответчика УГСН в своей апелляционной жалобе указал на существенное нарушение правил заключения служебного контракта, выразившееся в отсутствии истца в кадровом резерве Свердловской области, сформированном на конкурсной основе, назначение ее на должность без проведения конкурса из кадрового резерва администрации Губернатора Свердловской области, что и явилось основанием для издания оспариваемого приказа. Истец в конкурсе для включения ее в кадровый резерв Свердловской области не участвовала, правовой акт государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации по включению ее в кадровый резерв не оформлялся, соответственно, в кадровом резерве Свердловской области истец не состояла. Истец участвовала в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Свердловской области в администрации Губернатора Свердловской области, была включена только в кадровый резерв администрации Губернатора Свердловской области и на конкретную должность - заведующего отделом Департамента государственной службы, кадров и наград Губернатора Свердловской области. При этом указанная должность включена в главу 2 реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05 мая 2005 года N 281-УГ, является должностью государственной гражданской службы Свердловской области, утверждаемой в целях обеспечения исполнения полномочий Губернатора Свердловской области и администрации Губернатора Свердловской области, тогда как фактически замещенная истцом должность заместителя начальника отдела в составе Управления отнесена к должностям государственной гражданской службы Свердловской области, учреждаемым в целях обеспечения исполнения полномочий областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Разное наименование, цель создания должности, а также разница в предъявляемых квалификационных требованиях к названным должностям также свидетельствует об объективной невозможности замещения истцом должности, на которую она была назначена приказом УГСН от ( / / ) N....
Действительно, из положения ч. 1 ст. 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"следует, что с учетом поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв). При этом включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации - правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа - правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего (ч. 5 ст. 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации>).
Буквальное толкование указанной нормы закона дает основание утверждать, что включение в кадровый резерв любого уровня государственной службы происходит на конкурсной основе, при этом подтверждением включения гражданского служащего в кадровый резерв является соответствующий правовой акт государственного органа.
В то же время, утверждения ответчика о несостоятельности представленных истцом сведений о ее нахождении в кадровом резерве Свердловской области (л.д. N...), поскольку как таковой кадровый резерв Свердловской области до настоящего времени отсутствует и представленные Панкратовой С.С. сведения подтверждают лишь факт ее нахождения в кадровом резерве администрации Губернатора Свердловской области, что свидетельствует о незаконности приказа от ( / / ) N... и влечет за собой его отмену, судебная коллегия оценивает как несостоятельные, поскольку они не влияют на законности и обоснованность выводов суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, препятствующих продолжению службы истца в замещаемой должности, что и явилось основанием к удовлетворению заявленных истцом требований и отмене приказа от ( / / ) N..., восстановлении ее в должности заместителя начальника отдела организации и контроля надзорной деятельности УГСН.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что вина Панкратовой С.С. в допущенных нарушениях при заключении служебного контракта не установлена, вследствие чего бремя ответственности за такие нарушения работник - гражданский служащий нести не должен. К тому же отсутствие оснований, исключающих возможность замещения истцом должности гражданской службы в УГСН, подтверждается действиями самого ответчика, за время исполнения служебных обязанностей в аппарате которого истец каких-либо нареканий не имела, успешно прошла аттестацию, была признана соответствующей занимаемой должности и рекомендована для включения в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в порядке должностного роста, по итогам квалификационного экзамена получила классный чин "советник государственной гражданской службы Свердловской области 3 класса>.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение является правильным, должным образом отвечает критериям законности и обоснованности.
Доводы апелляционных представления и жалобы являются несостоятельными, направлены на произвольную переоценку исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств, предусмотренных законом оснований для которой коллегия не находит.
Не усматривая оснований для отмены решения суда первой инстанции и в силу положений ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает оспариваемое судебное постановление подлежащим оставлению без изменения, а апелляционные представление и жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 24 января 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга и апелляционную жалобу ответчика УГСН - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17 апреля 2012 г. N 33-4190/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru