Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 апреля 2012 г. N А60-7346/2012
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Монолит-С&Т" (ИНН 7729409066, ОГРН 1027700385657, далее - общество)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление)
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" городского округа Красноуральск (ИНН 6620016435, ОГРН 1106620000607), общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ИННОВА" (ИНН 6670346238, ОГРН 1116670021632)
о признании незаконным решения N 52-3 от 02.02.2012г. и об отмене предписания N 52-3 от 02.02.2012г,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Карякин С.Г., представитель по доверенности от 09.02.2012, Парпур В.В., представитель по доверенности от 09.02.2012.
от заинтересованного лица - Крашенинников С.С., представитель по доверенности от 22.09.2011.
от третьих лиц:
от Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" городского округа Красноуральск - Постников А.В., представитель по доверенности N 4 от 17.01.2012, Ковалева А.В., представитель по доверенности N 8 от 17.01.2012.
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ИННОВА" - Педан М.С., представитель по доверенности от 12.03.2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
К материалам дела приобщены дополнительные документы.
Закрытое акционерное общество "Монолит-С&Т" 14.02.2012 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительным решения N 52-3 от 02.02.2012г. и об отмене предписания N 52-3 от 02.02.2012г.
Мотивируя заявленные требование, общество ссылается на то, что управлением принято решение с превышением полномочий, поскольку право отклонения заявок является исключительной компетенцией Комиссии Заказчика. При рассмотрении жалобы участника размещения заказа ООО "Строительно-инвестиционная компания" на действия Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" городского округа Красноуральск общество не привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Управление требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица поддержали позицию управления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
В управление 27.01.2012 поступила жалоба от ООО "Строительно-инвестиционная компания" (вх. N 01-930) на действия (бездействие) заказчика (его комиссии) в лице Муниципального учреждения "Управления Жилищно-коммунального хозяйства и Энергетики" г. Красноуральска (далее - заказчик) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0362300324011000009 на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта Детский сад на 135 мест в городском округе Красноуральск (далее - аукцион), соответствующая требованиям ст. 58, 59 Закона о размещении заказов.
Из жалобы ООО "Строительно-инвестиционная компания" следовало, что ООО "Строительно-инвестиционная компания" приняло участие в открытом аукционе в электронной форме N 0362300324011000009.
17.01.2012 комиссия заказчика провела процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0362300324011000009, в котором необоснованно допущены заявки участников размещения заказа на участие в аукционе. Согласно документации об аукционе в электронной форме в редакции N 3 от 28.12.2011 (п.3.3.1) указано, что участнику размещения заказа необходимо вместе с согласием указать в первой части заявки конкретные показатели применяемого товара (оборудования и материалов). Также в п.3.4 документации заказчик указал, что первая часть заявки заполняется участником в соответствии с проектной документацией.
На основании вышеизложенного, ООО "Строительно-инвестиционная компания" просило управление признать в действиях (бездействии) заказчика нарушение законодательства о размещении заказов и отменить торги.
Управление решением от 02.02.2012 (изготовлено в полном объёме 07.02.2012) признало жалобу ООО "Строительно-инвестиционная компания" обоснованной, а действия заказчика (его комиссии) в лице Муниципального учреждения "Управления Жилищно-коммунального хозяйства и Энергетики" г. Красноуральска - нарушающими ч.4 с т.41.9 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управлением также выдано заказчику (его комиссии) в лице Муниципального учреждения "Управления Жилищно-коммунального хозяйства и Энергетики" г. Красноуральска предписание об устранении нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно предписанию, заказчику (его комиссии) в лице Муниципального учреждения "Управления Жилищно-коммунального хозяйства и Энергетики" г. Красноуральска предписано устранить нарушения Федерального закона от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ, путем направления отказа от заключения муниципального Контракта на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта Детский сад на 135 мест в городском округе Красноуральск необоснованно допущенному победителю аукциона N 0362300324011000009 ЗАО "Монолит СТ" и направления проекта контракта обоснованно допущенному участнику N 2, сделавшему наилучшее предложение по цене контракта, ООО "Иннова" в срок до 15.02.2012.
Общество, считая решение и предписание управления незаконными, обратилась в арбитражный суд.
Суд считает, что в удовлетворении требований общества следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.41.9 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов), участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч.6 ст.41.9 Закона о размещении заказов, на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
В соответствии с ч.4 ст.41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения: 1) при размещении заказа на поставку товара: а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак; 2)согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг; 3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар: а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Как следует из материалов дела, 28.12.2011 МУ "Управления Жилищно-коммунального хозяйства и Энергетики" г. Красноуральска на официальном сайте в сети "Интернет" размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, документация об аукционе в электронной форме N 0362300324011000009.
В документации заказчик в п. 7 раздела 2 информационной карты указал требования к содержанию и составу заявки, где заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме должна состоять из двух частей и содержать документы, определенные частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов. Инструкция по заполнению частей заявки прилагается (часть 3 Раздела I Инструкции). Согласно п.3.3.1 и п.3.4 ч.3 раздела 1 инструкции, Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: при размещении заказа на поставку товара: согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак; при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар: согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ.
Кроме того, первая часть заявки заполняется участником в соответствии с проектной документацией, все сведения необходимые к заполнению берутся из всех листов проектной документации и всех ее составных частей, а именно, необходимые сведения для заполнения берутся участником начиная с первого листа проекта и заканчивая последним листом всей проектной документации и ее составляющих частей.
Управлением установлено, что 17.01.2012 комиссия заказчика провела процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0362300324011000009, в котором, в нарушение ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказа, до участия в аукционе необоснованно допущена заявка общества - N 8 (N 2079178).
Заявка участника N 8 (N 2079178), ставшая впоследствии победителем аукциона N 0362300324011000009, не соответствовала требованиям документации, а именно не заполнена в соответствии с п.3.4 части 1 документации, а именно: необоснованно допущена комиссией заказчика, в нарушение ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов, поскольку в заявке отсутствовали конкретные показатели товара, в соответствии проектной документацией, локально-сметным расчетом.
Управление пришло к верному выводу, что в действиях заказчика имеется нарушение требования ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов, в связи с чем суд полагает, что обжалуемое решение принято законно и обоснованно .
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации(АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания ненормативного правового акта, решения и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов организаций и граждан.
Решение Свердловского УФАС России по делу N 52-3 от 02.02.2012 (изготовлено 07.02.2012) не нарушает законные права и интересы закрытого акционерного общества "Монолит-С&Т" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельностью.
В соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, каковым является управление, вправе выдать заказчику, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
Поскольку предписание выдано на основании законного решения, суд также не находит оснований для признания его недействительным.
Лицом, непосредственно в адрес которого принят оспариваемый акт и выдано соответствующее предписание, решение и предписание не оспорены.
Суд принимает довод заявителя о том, что УФАС по Свердловской области превысил компетенцию в части указания конкретного участника, с которым заказчик должен заключить контракт в свете Федерального закона N 401-ФЗ от 06.12.2011
Между тем данное указание не является безусловным основанием для отмены оспариваемого предписания.
Довод заявителя о процессуальных нарушениях , допущенных УФАС по Свердловской области при рассмотрении жалобы, судом не принимается исходя из следующего
Порядок рассмотрения жалобы по существу установлен Приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 14.11.2007 N 379 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -Административный регламент).
В соответствии с п. 3.25 Административного регламента комиссия при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.
Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства о размещении заказов.
Согласно п. 3.28 Административного регламента рассмотрение жалобы комиссией осуществляется в присутствии представителей заявителя, представителей заказчика, иных заинтересованных лиц.
В силу части 1 статьи 60 Закона N 94-ФЗ после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.
Аналогичное требование содержится в пункте 3.17 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 N 379 (далее - Регламент).
Согласно пункту 3.18 Регламента уведомление о рассмотрении жалобы направляется телеграммой либо другим способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление.
Таким образом, помимо того, что сообщение о поступлении жалобы размещается на официальном сайте, заказчик, чьи действия (бездействия) обжалуются, должен быть тем или иным способом извещен о месте и времени рассмотрения жалобы.
В соответствии с пунктом 3.23 Регламента территориальный орган рассматривает жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы.
Заявитель и третьи лица подтвердили, что информация о поступившей жалобе была размещена на сайте антимонопольной службы и электронной площадке. Заявитель жалобы и заказчик уведомлены телеграммой.
При таких обстоятельствах ЗАО "Монолит СТ" имел возможность представить свои возражения и участвовать в рассмотрении жалобы.
Судом не принимается в качестве доказательства по делу представленное заключение специалиста, поскольку оно не было предметом при рассмотрении жалобы и принятии оспариваемых актов.
Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 апреля 2012 г. N А60-7346/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника