Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 10 мая 2012 г. N 33-4453/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Зинченко И.П.,
судей Звягинцевой Л.М., Киселевой С.Н.
при секретаре Шахбазовой Т.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10.05.2012 гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г.Камышлове, Камышловском районе и Пышминском районе к Администрации Камышловского городского округа о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства
по апелляционной жалобе ответчика Администрации Камышловского городского округа на решение Камышловского городского суда Свердловской области от 08.02.2012,
заслушав доклад судьи Киселевой С.Н., объяснение представителя ответчика ... (доверенность от ( / / ) сроком на ... год), представителя истца .... (доверенность ... от ( / / )) судебная коллегия
установила:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г.Камышлов, Камышловском районе и Пышминском районе обратился с иском к Администрации Камышловского городского округа. В обоснование иска указано, что в целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнения требований санитарного законодательства, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды на территории МО "Камышловский городской округ"и в соответствии с п.п. 8 п.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения>, в адрес ответчика территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районе, направлено предложение о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства ... от ( / / ). Ответчиком не представлена информация о выполнении указанного предложения. Неисполнение требований санитарных правил и норм, требований закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения>, предложений в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, может привести к угрозе и возникновению и распространению инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, случайное или умышленное загрязнение и повреждение мест расположения нецентрализованных источников водоснабжения, загрязнение воды источников водоснабжения вредного о воздействия на окружающую природную среду, среду обитания человека (отходов производства и потребления). На момент предъявления искового заявления требования санитарного законодательства не выполнены. Санитарно-эпидемиологические мероприятия не проводятся. Истец считает, что понуждение к исполнению предложения в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Просит признать бездействие ответчика в невыполнении требований санитарного законодательства незаконным, а так же обязать в течение двухмесячного срока с момента вступления решения в законную силу, в соответствии с требованиями: СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников>, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест>, СП 3.1/3.2.1379-03 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней: 1) определить источники нецентрализованного питьевого водоснабжения г. Камышлов; 2) внести источники нецентрализованного питьевого водоснабжения г.Камышлов. в реестр муниципальной собственности; 3) определить юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения и проведение производственного лабораторного контроля качества воды населенных мест г. Камышлов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Камышловского городского суда Свердловской области от 08.02.2012 исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию муниципального образования "Камышловсий городской округ"в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу: провести учет источников нецентрализованного питьевого водоснабжения на территории Камышловского городского округа; внести источники нецентрализованного питьевого водоснабжения на территории Камышловского городского округа в реестр муниципальной собственности; определить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ответственных за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения, проведение производственного лабораторного контроля качества воды населенных пунктов г.Камышлова в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С постановленным решением не согласился ответчик Администрация Камышловского городского округа. В апелляционной жалобе указывает на то, что указанные истцом санитарные нормы и правила, санитарно-эпидемиологические правила не содержат норм, обязывающих органы местного самоуправления осуществлять тот перечень действий, о которых говорит истец. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды. Согласно действующему законодательству подземные воды являются государственной собственностью. Определение границ и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Суд возложил на ответчика обязанность, которая законом возложена на истца. Просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В силу п.п.8 п.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"главные государственные санитарные врачи и их заместители наделаются в числе прочего такими полномочиями, как: вносить предложения в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды.
Таким образом, предложение относится к превентивным полномочиям главных государственных санитарных врачей, направленных на устранение угроз санитарно-эпидемиологическому благополучию населению. Каких-либо санкций при невыполнении предложений, законом не установлено.
В рамках указанных полномочий главным государственным санитарным врачом по г.Камышлову, Камышловскому району и Пышминскому району направлено предложение Главе администрации МО "Камышловского городского округа"от ( / / ) ..., в котором указано на необходимость определить достаточность нецентрализованных источников водоснабжения для обеспечения населения, определить балансовую принадлежность этих источников, обеспечить население питьевой водой соответствующей установленным требованиям (л.д....).
Истец просит суд обязать орган местного самоуправления определить источники нецентрализованного питьевого водоснабжения г. Камышлов и внести источники нецентрализованного питьевого водоснабжения г.Камышлов. в реестр муниципальной собственности.
Данные требования на законе не основаны.
В соответствии с п. 1.3 Гигиенических требований к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.11.2002 (далее СанПиН 2.1.4.1175-02), нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1175-02, источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
СанПиН 2.1.4.1175-02 имеют целью предупреждение и устранение загрязнения воды источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования (пункт 1.1).
Ссылка истца на положения Водного кодекса Российской Федерации в данном случае несостоятельна, так как в исковом заявлении речь идет об источниках нецентрализованного водоснабжения, то есть о подземных водах, а не о поверхностных водах.
В силу ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
При этом часть 6 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
В силу ст.1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"(далее Закон о недрах), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Закон о недрах, регулирующий, в том числе использование подземных вод, устанавливает государственную собственность на недра, совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения недрами и запрещает отчуждение участков недр в частную собственность. Следовательно, в настоящее время передача подземных водных объектов в частную или муниципальную собственность не допускается.
Ссылка истца на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(далее Закон о местном самоуправлении) и Устав Камышловского городского округа, регламентирующие обязанность органа местного самоуправления организовать в границах городского округа водоснабжение - несостоятельна, так как эта обязанность никем не оспаривается.
Закон о местном самоуправлении, который согласно его преамбуле в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России, определяет государственные гарантии его осуществления, прямо не указывает на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования.
Пункт 5 статьи 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относит контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Установление же порядка пользования участками недр местного значения в соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о недрах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
При таких обстоятельствах, закон не предусматривает возможность нахождения источников нецентрализованного водоснабжения в собственности органов местного самоуправления.
Более того пункт 3 статьи 10.1 Закона о недрах устанавливает, что основанием возникновения права пользования участком недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) от 29.11.2004 N 710.
Таким образом, возложение на орган местного самоуправления обязанности по определению источников нецентрализованного питьевого водоснабжения - не основано на нормах закона.
Некорректно и неправомерно также требование об определении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения, проведение производственного лабораторного контроля качества воды населения города Камышлов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения>, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ч. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статья 19 указанного Закона предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Аналогичные требования содержатся в разделе 3 СП 3.1/3.2.1379-03 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.
Между тем, суду не представлено доказательств нарушения со стороны администрации Камышловского городского округа требований санитарного законодательства, не конкретизировано в каких колодцах, скважинах, колонках питьевая вода не соответствует качеству, и есть ли в этом вина органа местного самоуправления.
Ссылка на "Санитарные правила содержания территории населенных мест"СанПиН 42-128-4690-88, содержащие основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий, необоснованна, так как указанные правила вообще не относятся к подземным водам.
Благоустройство и уборка территорий, находящихся в ведении органа местного самоуправления предметом спора не являлась.
Таким образом, отсутствует нарушенное право, которое подлежит восстановлению в судебном порядке.
Учитывая изложенные нормы закона, решение суда принято с существенным нарушением норм материального права, а также является заведомо неисполнимым.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь п.2 ст. 328, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камышловского городского суда Свердловской области от 08.02.2012 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г.Камышлов, Камышловском районе и Пышминском районе к Администрации Камышловского городского округа о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10 мая 2012 г. N 33-4453/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru