Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 5 мая 2012 г. N А60-15549/2012
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен 05 мая 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Управления Роскомнадзора по Свердловской области
к Управлению федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Э.М. Сатаева (служебное удостоверение N 4210), представитель по доверенности от 08.02.2012 г. 18;
от заинтересованного лица: О.А. Шарова (паспорт серии 6505 N 194552), представитель по доверенности от 02.04.2012 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Управление мотивирует свое требование тем, что в ходе проведения проверки деятельности общества без взаимодействия с проверяемым лицом были выявлены факты нарушения предприятием условий лицензии.
Предприятие заявленные требования не признает, ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные заинтересованным лицом при проверке.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области проведена проверка ФГУП "Почта России", владельца лицензии N 25577 на оказание почтовых услуг связи, без взаимодействия с проверяемым лицом, на сети почтовой связи УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России".
В ходе проверки выявлено осуществление заинтересованным лицом предпринимательской деятельности с нарушением пунктов 4, 14 условий, предусмотренных лицензией N 25577.
Заинтересованным лицом допущены следующие нарушения
- Оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" при оказании услуги по пересылке ценного письма с объявленной ценностью N 62099244135012 на внутригородской территории города федерального значения Екатеринбург нарушены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции на этапе пересылки от объекта приема почтового отправления "Екатеринбург 620000" до объекта доставки "Екатеринбург 620062". Письмо отправлено 11.12.2011, поступило в объект доставки 15.12.2011. Срок пересылки составил 4 дня, при контрольном сроке 2 дня - нарушение подпункта "а" пункта 47 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных постановлением Правительства РФ 15.04.2005 г. N 221 и п.п. "б" пункта 6 "Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 160.
- Оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" в связи с нарушением сроков пересылки вышеуказанного письма не выполнены условия договора об оказании услуг почтовой связи - нарушение п.1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; абзацев 1, 2 и 4 ст. 16, абзаца 4 ст. 14, абзаца 1 ст. 19 и подпункта "в" пункта 47 ПОУПС.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении N 114-Пр/4 от 06.03.2012.
Полагая, что в действиях предприятия содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
Согласно статье 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
При этом определено, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (статья 2 Закона).
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
Согласно п. 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 N 221.
Подп. "а", "в" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные правонарушения выявлены по месту нахождения УФПС Свердловской области-филиала ФГУП "Почта России" ул. Луначарского, д. 134-Б, г. Екатеринбург, 620110.
Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки (абз. 2 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода (п. 52 ПОУПС).
Следовательно, выявленные нарушения сроков пересылки письменной корреспонденции являются нарушениями в рамках исполнения обязательств по договору пересылки почтовых отправлений вытекающих из деятельности объектов почтовой связи УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России".
Таким образом, факт оказания заинтересованным лицом услуг почтовой связи с нарушением условий лицензии подтверждается материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Изучив материалы дела, суд установил, что ФГУП "Почта России", осуществляя деятельность в сфере оказания услуг почтовой связи, имело возможность выполнить условие лицензии, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании не был обеспечен.
При таких обстоятельствах вина предприятия в совершении административного правонарушения подтверждена материалами дела.
Поскольку факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения установлен, подтверждается материалами дела, суд считает, что ФГУП "Почта России" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Порядок производства по делу об административном правонарушении заявителем соблюден, контролирующим органом обеспечены гарантии, предоставленные заинтересованному лицу ст. 28.2 КоАП РФ. Материалы дела содержат доказательства надлежащего извещения предприятия о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Протокол составлен в присутствии защитника.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не пропущен.
При определении размера наказания суд учитывает наличие предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отягчающего административную ответственность обстоятельства, а именно - совершение повторного однородного административного правонарушения при том, что за совершение предшествующих административных правонарушений лицо уже подвергалось административным наказаниям, по которым не истек предусмотренный ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок со дня исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Оснований для применения малозначительности в виду неоднократно совершенных правонарушений суд не находит.
Заинтересованное лицо ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом в ходе проверки и привлечения общества к административной ответственности (отсутствие приказа или распоряжения о проведении проверки, не вручение акта проверки), а именно нарушение порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Данный довод отклоняется судом по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 27 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ до 01 января 2011 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона (часть пятая введена Федеральным законом от 28.04.2009 N 60-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ).
При этом ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ предусматривает, что "Особенности организации и проведения проверок при осуществлении таможенного, антимонопольного, экспортного контроля, контроля и надзора в сфере миграции, контроля в сфере рекламы, государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, лицензионного контроля, государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности, государственного строительного надзора, контроля и государственного надзора в области связи, контроля в области обращения и защиты информации, контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны, государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, контроля за оборотом оружия, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроля и надзора в сфере труда, государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства, государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора по ядерной и радиационной безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами".
Суд учитывает также, что дело о привлечении к административной ответственности осуществляется в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях с учетом требований Арбитражного процессуального кодекса РФ, в связи с чем указанные выше доводы подлежат отклонению.
Ссылка на нарушение трехдневного срока направления протокола в суд (ст.28.8 КоАП РФ) не является безусловным основанием для признания незаконным протокола. Кроме того, указанный срок не является пресекательным.
Таким образом, суд считает, что ФГУП "Почта России" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 35000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (юридический адрес: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37; ОГРН 1037724007276) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий, предусмотренных лицензией, в виде штрафа в размере 35000 (тридцать пять тысяч) руб.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Управление Россвязькомнадзора по Свердловской области),
БИК 046577001
расчетный счет N 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург,
ИНН 6659107821, КПП 665901001,
КБК 09611690040040000140,
ОКАТО 65401000000.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 мая 2012 г. N А60-15549/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника