Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 3 мая 2012 г. N А60-3577/2012
Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 03 мая 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел дело N А60-3577/2012
по иску закрытого акционерного общества "Энергомаш" (Екатеринбург) - Электротяжмаш" (ИНН 6673197337, ОГРН 1096673002172)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" филиал "Свердловская железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании 608 667 руб. 36 коп.,
при участии в судебном заседании
от истца: Ганижин Е. В., представитель по доверенности от 10.01.2012г. N ЭЕ/У52/12,
от ответчика: Шерстобитова Н. В., представитель по доверенности от 26.10.2011г. N 88/11-НЮ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Истец ЗАО "Энергомаш" (Екатеринбург) - Электротяжмаш" обратился в суд с иском о взыскании с ответчика 608 667 руб. 36 коп. пени, начисленной за период с 09.08.2011г. по 23.09.2011г. в соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В предварительном судебном заседании 23.04.2012г. истец уточнил свое наименование - закрытое акционерное общество "Энергомаш" (Екатеринбург) - Уралэлектротяжмаш".
Истец поддерживает исковые требования, представил возражения на отзыв, возражения приобщены судом к материалам дела.
Ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск, представленном в предварительном судебном заседании, в котором ссылается на то обстоятельство, что истцом неправомерно произведен расчет пени за нарушение срока доставки вагонов согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной ЭЭ 689805 в размере 13 244 руб. 58 коп., поскольку истцом не учтено увеличение нормативного срока доставки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, указал, что истцом необоснованно предъявлены пени за несвоевременную доставку вагона N 54758735 в размере 18 183 руб. 15 коп., поскольку предъявляя пени за несвоевременную доставку грузов, истец рассчитывал количество дней просрочки с дат, указанных в графе железнодорожных накладных "срок доставки истекает" без учета времени задержки вагонов, связанных с их коммерческой неисправностью, а также просит оставить исковое заявление без рассмотрения в части требования о взыскании пени за просрочку доставки груза в вагоне N 54758735 в сумме 61 руб. 29 коп. ввиду несоблюдении обязательного претензионного порядка урегулирования спора.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
В период с 09.08.2011г. по 23.09.2011г. ответчиком (перевозчиком) была допущена задержка доставки не принадлежащего перевозчику груза, что подтверждается представленными в материалы дела оригиналами транспортных железнодорожных накладных N N ЭЯ 795546, ЭЯ 084637, ЭА 060171, ЭЯ 300059,ЭЯ 015456, ЭЯ 750945, ЭЯ 781838, ЭЯ 868738, ЭА 006733, ЭЯ 389099, ЭА 087711, ЭЬ 118108, ЭЬ 778134, ЭЫ 795666, ЭЭ 110100, ЭЬ 456107, ЭЭ 110139, ЭЭ 110186, ЭЬ 550761, ЭЬ 471641, ЭЬ 927604, ЭЬ 618060, ЭЬ 744875, ЭЬ 775 462, ЭЭ 093949, ЭЭ 110221, ЭЭ 095965, ЭЭ 120111, ЭЭ 095240, ЭЭ 557682, ЭЭ 373548, ЭЭ 501928, ЭЭ 689805, ЭЭ 498182, ЭЫ 925197, ЭЫ 925286 с уведомлением истца (грузополучателя) о прибытии груза.
В соответствии со ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии с п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
На основании положений статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 27 (п. 2, далее - Правила N 27) исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Согласно ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно расчету, составленному истцом, размер пени за задержку доставки груза составил 29 205 руб. 00 коп.
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии от 13.09.2011г. N 990/27, от 14.10.2011г. N 990/28 с требованием о возмещении затрат за просрочку доставки не принадлежащего перевозчику груза в сумме 608 667 руб. 36 коп.
Ответчик требования истца оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
Таким образом, поскольку факт задержки доставки груза и размер пени подтверждаются материалами дела, претензионный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом соблюден, доказательств уплаты пени в добровольном порядке ответчиком не представлено, истец правомерно обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика 608 667 руб. 36 коп. пени за задержку доставки груза.
Довод ответчика о том, что истцом неправомерно произведен расчет пени за нарушение срока доставки вагонов согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной ЭЭ 689805 в размере 13 244 руб. 58 коп. с учетом п. 2.1 Правил N 27, согласно условиям которого сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, определяются исходя из следующих норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки и п.5.1 Правил N 27, согласно условиям которого сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза судом во внимание не принимается, поскольку информация об истечении срока доставки груза (06.09.2011г.) указана самим ответчиком в оригинале транспортной железнодорожной накладной ЭЭ 689805.
Довод ответчика о том, что истцом произведен расчет количества дней просрочки с дат, указанных в графе оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЯ084637 "срок доставки истекает" без учета времени задержки вагонов, связанных с их коммерческой неисправностью, судом отклоняется на основании нижеследующего.
Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом предусматривают определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки. В частности, согласно п. 6.3 данных Правил сроки доставки грузов увеличиваются в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
В силу ст. 20 Устава пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им; контейнеров - грузоотправителями.
Как следует из положений ст. 97 Устава, за просрочку доставки грузов, в том числе вызванную коммерческой неисправностью вагонов, перевозчик уплачивает пени в определенном размере, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 29 Устава.
К таким обстоятельствам ч. 1 ст. 29 Устава отнесены обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокады, эпидемии, а также иные не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок.
Таким образом, при разрешении вопроса о наличии оснований для возложения на перевозчика ответственности за просрочку доставки груза (ст. 97 Устава), вызванную коммерческой непригодностью вагонов, следует учитывать, что принадлежность вагонов, контейнеров грузоотправителю или третьим лицам сама по себе не является основанием, освобождающим перевозчика от ответственности.
Как следует из материалов дела, вагон N 54758735 был отцеплен по причине коммерческой неисправности, о чем составлен акт общей формы от 06.09.2011г. N 4/1549.
Вместе с тем, в акте общей формы от 06.09.2011г. N 4/1549 не указано, какая коммерческая неисправность послужила основанием для отцепки вагона N 54758735.
Таким образом, из представленных ответчиком документов не следует, что факт возникновения коммерческой неисправности вагона произошел по причинам, не зависящим от перевозчика (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ходатайство ответчика об оставлении искового заявления без рассмотрения в части требования истца о взыскании пени в сумме 61 руб. 29 коп. согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной ЭЯ084637 ввиду несоблюдении обязательного претензионного порядка урегулирования спора судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 120 Устава железнодорожного транспорта (далее - УЖТ) до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
В соответствии с п.6 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 42 (далее - Правила N 42) в претензии следует указывать следующие сведения:
наименование заявителя претензии, а для юридических лиц - данные свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
местонахождение юридического лица (индекс, республика, край, область, город, населенный пункт, улица, номер дома, корпуса, квартиры), а для физических лиц - данные документа, удостоверяющего личность (паспорт или документ, его заменяющий) и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию;
банковские реквизиты;
основание для предъявления претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, повреждение (порча), просрочка в доставке и другие основания);
сумма претензии по каждому отдельному требованию, по каждой накладной, квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительной карточке и другим документам;
перечень документов, прилагаемых к претензии.
Как следует из содержания имеющейся в материалах дела претензии от 13.09.2011г. N 990/27 указанная претензия содержит требование истца об уплате ответчиком пени за нарушение срока доставки груза, вверенного ответчику к перевозке в вагоне N 54758735 по оригиналу транспортной железнодорожной накладной ЭЯ084637.
Таким образом, претензионный порядок урегулирования спора по требованию об уплате ответчиком пени за нарушение срока доставки груза, вверенного ответчику к перевозке в вагоне N 54758735 по оригиналу транспортной железнодорожной накладной ЭЯ084637, истцом соблюден.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 15 173 руб. 35 коп. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу закрытого акционерного общества "Энергомаш" (Екатеринбург) - Уралэлектротяжмаш" (ИНН 6673197337, ОГРН 1096673002172) 608 667 руб. 35 коп. пени, а также 15 173 руб. 35 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 3 мая 2012 г. N А60-3577/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника