Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 17 мая 2012 г. N 33-5448/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Карпинской А.А., Шаламовой И.Ю.,
с участием прокурора Дубовских Т.В.
при ведении протокола помощником судьи Соболевой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2012 года гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" и муниципальному казенному учреждению "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления
по апелляционной жалобе ответчика администрации МО "город Нижний Тагил" на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шаламовой И.Ю., заключение прокурора, полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14 февраля 2012 года исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" и муниципальному казенному учреждению "Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил" о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления удовлетворены.
На Администрацию муниципального образования "Город Нижний Тагил" и Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил возложена обязанность восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов производства и потребления на территории муниципального образования "город Нижний Тагил".
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО "город Нижний Тагил" просит данное решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Представители ответчиков Администрации МО "город Нижний Тагил" и Комитета по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке на основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило предусмотрено п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, что предусмотрено п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления",ст. 5 Закона Свердловской области от 19 декабря 1997 года "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", пп. 11 и 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, финансирование этих расходов осуществляется из средств местного бюджета.
В соответствии со ст. 29 Устава муниципального образования "Город Нижний Тагил" к полномочиям Администрации города отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 12 октября 2007 года N 1212 в целях организации благоустройства и озеленения территории города, содержания зеленых насаждений, очистки и уборки городских территорий, в соответствии со ст. 26 Устава города Нижний Тагил утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил, согласно которым физические и юридические лица обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
Организацию уборки иных территорий осуществляют Администрация города по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории (статья 2 Правил).
Администрация города, ее органы и структурные подразделения осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами Правил.
Из содержания Правил следует, что на территории МО "город Нижний Тагил" определены места складирования бытовых отходов. Выброс отходов в иных местах недопустим, является незаконным.
Правилами сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил, утвержденными постановлением Администрации города от 14 августа 2009 года N 1403, осуществление контроля за соблюдением данных Правил возложено на Комитет по городскому хозяйству Администрации города и отдел по экологии и природопользованию Администрации города в пределах своей компетенции.
В соответствии с Положением о Комитете по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, утвержденным решением Нижнетагильской городской Думы от 20 декабря 2007 года N 69, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; осуществляет организацию благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города; координирует работу организаций жилищно-коммунального комплекса, транспорта и связи независимо от их форм собственности; готовит предложения о порядке и объемах финансирования затрат на содержание и эксплуатацию объектов городского хозяйства и представляет Главе города. Комитет осуществляет свою деятельность за счет средств местного бюджета.
Судом был установлен факт несанкционированного размещения 31 объекта отходов производства и потребления общим объемом 541772,55 куб.м на территории МО "город Нижний Тагил", что подтверждается: актами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 12 октября 2011 года, от 18 октября 2011 года и от 27 октября 2011 года; фотоснимками мест несанкционированной свалки, приложенными к актам проверок; материалом об административной ответственности. Из представленных доказательств следует, что в указанных прокурором местах, специально не отведенных для складирования бытовых отходов, имеются свалки, на указанных территориях места складирования бытовых отходов не предусмотрены. Суду не было представлено доказательств, подтверждающих, что территории, на которых обнаружены несанкционированные свалки, находятся во владении и пользовании граждан, предприятий, учреждений, организаций. Следовательно, лица, ответственные за уборку территорий, на которых выявлены несанкционированные свалки, на момент рассмотрения настоящего дела не определены. Уборка, санитарная очистка территорий, на которых обнаружены свалки, на территории города Нижний Тагил возложена на Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, который осуществляет свою деятельность за счет средств местного бюджета. Лица, виновные в размещении отходов в несанкционированных местах, также установлены не были.
При таких обстоятельствах на основании выше приведенных правовых норм суд правомерно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении иска, признав, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация МО "город Нижний Тагил", к компетенции которой относится определение порядка и способов ликвидации несанкционированных свалок, источников финансирования, которая несет ответственность за санитарное состояние выше приведенных территорий, а также Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, на который локальным нормативным актом возложена обязанность по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил, поэтому устранение нарушения санитарных норм судом правомерно было возложено на Администрацию МО "город Нижний Тагил" и Комитет по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил.
При этом денежные средства, необходимые для устранения выявленных нарушений, не предусмотренные местным бюджетом на этот год, могут быть предусмотрены в бюджете муниципального образования на 2013 год, а отсутствие таковых средств не может являться основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них законодательством обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, но может являться основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда в порядке, предусмотренном ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые воспроизводят возражения ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации МО "город Нижний Тагил" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17 мая 2012 г. N 33-5448/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru