Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 10 мая 2012 г. N 33-5181/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Тушнолобовой Л.А.,
судей Ишенина Д.С., Седых Е.Г.
при секретаре Ситкиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10.05.2012 гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральск к Администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности по установлению границ земельных участков по апелляционной жалобе представителя ответчика Агафонова Е.С. на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 22.02.2012.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., пояснения прокурора Истоминой И.В. и представителя ответчика Агафонова Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор ЗАТО г. Новоуральск обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Новоуральского городского округа о возложении обязанности установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, произвести в установленном законом порядке регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами в застроенной части города.
18.10.2011 судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора (л.д.112-116).
22.12.2011 судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда отменила решение в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по установлению границ земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение (л.д.127-131).
При новом рассмотрении дела стороны поддержали свои требования и возражения.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 22.02.2012 исковые требования прокурора удовлетворены, на Администрацию Новоуральского городского округа возложена обязанность установить границы земельных участков, занятых городскими лесами в застроенной части города.
Не согласившись с названным решением, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование своих доводов указал, что полномочия по установлению границ городских лесов являются исключительными полномочиями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Агафонов Е.С., действующий на основании доверенности от ( / / ), поддержал доводы жалобы.
Прокурор возражала против доводов апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области и представитель третьего лица Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили и поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в суд апелляционной инстанции, представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области просил решение суда оставить без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что по смыслу законодательства, регулирующего правоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие разграничения государственной собственности и отсутствие факта регистрации права собственности за муниципальным образованием на земельные участки, занятые лесами, органы местного самоуправления обязаны проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции.
Согласно ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью образуют лесной фонд.
В силу ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения и городского округа.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.Согласно п.п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
Ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ " О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Поскольку в данном случае речь идет о земельных (лесных) участках, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому суд при принятии решения правильно руководствовался п. 10 ст. 3 вышеназванного Федерального закона N 137-ФЗ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 18.06.2007, которым утверждены Правила проведения лесоустройства.
Согласно вышеназванным Правилам лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В ст. 1 указанного Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из анализа норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации") материалы лесоустройства так же, как материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Учитывая приведенные нормы закона, довод представителя ответчика о том, что на администрацию Новоуральского городского округа не может быть возложена обязанность по установлению границ земельных участков, занятых городскими лесами, нельзя признать обоснованным.
Решение суда является законным и обоснованным. Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 22.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Агафонова Е.С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10 мая 2012 г. N 33-5181/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru