Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 мая 2012 г. N А60-18163/2012
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело N А60-18163/2012
по заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора (далее - заявитель)
к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Специализированная автобаза", ИНН 6608003655 (далее - ЕМУП "Специализированная автобаза", заинтересованное лицо)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Иванова А.П., старший помощник прокурора по доверенности N 6 от 16.05.2012, удостоверение;
от заинтересованного лица: Дёмин А.В., представитель по доверенности N 217 от 31.12.2011, паспорт; Васёва Т.В., представитель по доверенности N 327 от 03.04.2012, паспорт.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений, ходатайств не поступило.
Заявитель просит привлечь ЕМУП "Специализированная автобаза" к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что на предприятии имеются две категории работников: которые прошли обучение по обращению с отходами и осуществляют свои должностные обязанности согласно трудовых договоров и должностных инструкций и те, которые не допущены к работе с опасными отходами, т.к. не прошли обучение. Кроме того, заявитель указывает, что ЕМУП "Специализированная автобаза" осуществляется производственный контроль за обращением с отходами, а экологический (экоаналитичнский) контроль не входит в производственный контроль.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ЕМУП "Специализированная автобаза" законодательства об обращении с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что ЕМУП "Специализированная автобаза" осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению опасных отходов с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
заинтересованным лицом к деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности допущены лица, не имеющие профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности;
заинтересованным лицом производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности осуществляется не в полном объёме.
По данному факту 02.04.2012 прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении ЕМУП "Специализированная автобаза" дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, затем заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 (действующим на момент проведения проверки).
При этом, в соответствии с пп. б, в п. 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности к грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий относятся: допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности; отсутствие у лицензиата - юридического лица производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
В ходе проверки установлено, что согласно Уставу ЕМУП "Спецавтобаза", расположенное по адресу: Свердловская обл., г.Екатеринбург, ул.Посадская д.3, осуществляет деятельность по вывозу твердых и жидких отходов, содержанию и эксплуатации полигонов (мест складирования) бытовых и нетоксичных промышленных отходов.
ЕМУП "Спецавтобаза" на основании свидетельства N 36-п от 11.03.1998 о предоставлении земельного участка в постоянное пользование осуществляет эксплуатацию полигона ТБО "Северный" (код 213) -расположен на территории Муниципального образования Верхняя Пышма, в 6 км северо-восточнее г. Верхняя Пышма, в 1,5 км юго-восточнее п. Красногвардейский, в 1 км западнее автодороги Садовый-Октябрьский, в квадратах 78, 79 Уралмашевского лесничества на правом склоне ручья Крутого - правобережного притока р. Крутиха.
ЕМУП "Спецавтобаза" на основании свидетельства N 50-з от 02.04.1992 о предоставлении земельного участка в постоянное пользование осуществляет эксплуатацию полигона ТБО "Широкореченский" (код 214) - расположен в III квартале Широкореченского лесничества Верх-Исетского лесхоза, в 8 км от московского тракта, в 5 км от пос. Медный.
ЕМУП "Спецавтобаза" заключены договоры на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) отходов на полигонах ТБО "Северный" и "Широкореченский". Согласно данным договорам ЕМУП "Спецавтобаза" осуществляет транспортировку и захоронение твердых бытовых и промышленных отходов 1 -4 класса опасности на полигонах ТБО "Северный" и "Широкореченский" за соответствующую плату. Таким образом, ЕМУП "Спецавтобаза" осуществляет предпринимательскую деятельность по обращению с отходами.
ЕМУП "Спецавтобаза" получена лицензия N ОП-54-002077 от 26.02.2010г. на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. Согласно приложению к данной лицензии ЕМУП "Спецавтобаза" разрешена деятельность по сбору от сторонних организаций, транспортировке и размещению ТБО "Северный" и "Широкореченский" отходов 1-4 класса опасности.
При оценке нарушения, выразившегося в том, что заинтересованным лицом производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности осуществляется не в полном объёме суд исходит из следующего:
Как следует из материалов дела, в 2011 году ЕМУП "Спецавтобаза" разработан Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Согласно данному порядку в сферу экоаналитического контроля (экологического производственного контроля) входят следующие контролируемые компоненты и объекты окружающей среды, располагающиеся в зоне влияния объектов размещения отходов, принадлежащих ЕМУП "Спецавтобаза":
воды - природные подземные и поверхностные, ливневые сточные;
воздух - атмосферный;
почвы (в аспекте загрязнения).
Также ЕМУП "Спецавтобаза" разработаны Проекты мониторинга полигона ТБО "Широкореченский" и "Северный". На основании данных проектов разработаны планы-графики экологического мониторинга за состоянием окружающей среды в местах размещения отходов на 2011, 2012 г.г., согласно которым должны проводиться исследования атмосферного воздуха, подземных вод, поверхностных вод, почвы.
При этом в 2011, текущем периоде 2012 г.г. производственный контроль за состоянием окружающей среды в районе размещения полигонов ТБО "Широкореченский" и "Северный" проводился не в полном объеме.
В 2011 году проведены следующие исследования:
Подземные воды:
- "Широкореченский" полигон ТБО (протокол N 256.1 от 08.07.2011, протоколы N 2533-2537 от 02.11.2011);
- "Северный" полигон ТБО (протокол N 256.1 от 12.07.2011, протоколы N 2539-2545 от 01.11.2011)
Таким образом, исследования проводились только 2 раза. При этом, согласно Плану-графику контроль за состоянием подземных вод должен проводиться ежеквартально.
Исследования содержания хлоридов и сульфатов проводились только 1 раз в 2011 году (протоколы N 2533-2538 от 02.11.2011, протоколы N 2539-2545 от 01.11.2011).
Исследования по микробиологическим показателям (общий бактериальный анализ, яйца гельминтов, цисты патогенных кишечных простейших, ОКБ, ТБК, коли-фаги) не проводились (должны проводиться ежеквартально)
Поверхностные воды:
- "Широкореченский" полигон ТБО (протокол N 256.1 от 08.07.2011, протокол N 2538 от 02.11.2011);
- "Северный" полигон ТБО (протокол N 256.1 от 12.07.2011, протоколы N 2542-2543 от 01.11.2011).
Согласно Плану-графику контроль за состоянием поверхностных вод должен проводиться ежеквартально.
Почва:
Исследования по микробиологическим показателям (общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов) не проводились (предусмотрен анализ 1 раз в год).
Аналитический контроль за состоянием почв в зоне влияния полигонов Широкореченский" полигон ТБО и "Северный" полигон ТБО в 2011 не проводился.
Мероприятий производственного контроля не проводилось (контроль подземных и поверхностных вод согласно Плану-графику экологического мониторинга должен производиться ежеквартально).
Данные факты подтверждаются заключением ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" N 45 от 16.12.2011.
Следовательно, производственный контроль за соблюдением состояния природной среды в районе расположения полигонов ТБО "Широкореченский" и "Северный" ЕМУП "Спецавтобаза" ведется не в полном объеме, что противоречит ст.26 ФЗ от 24.06.1998N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.п.6.6.-6.9 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7 "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16.
Ссылка заинтересованного лица на то, что ЕМУП "Специализированная автобаза" осуществляется производственный контроль за обращением с отходами, а экологический (экоаналитический) контроль не входит в производственный контроль судом не принимается, т.к. не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Оценив представленные документы и учитывая, что факт выявленного нарушения, выразившегося в проведении производственного контроля не в полном объёме, подтверждается материалами дела, суд полагает, что событие административного правонарушения, установленного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в указанных действиях ЕМУП "Специализированная автобаза", нашло свое подтверждение.
Вместе с тем, при оценке нарушения, выразившегося в том, что заинтересованным лицом к деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности допущены лица, не имеющие профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности суд исходит из следующего:
В ходе проверки установлено, что к деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности допущены следующие лица:
машинисты бульдозера Безматерных В.В., Давлятов Р.Я., Панов А.В., Кладов Н.В., Исаков Ю.В., Инишев В.И., Маурин В.В., Шавкунов Л.Г., Подъянов О.Ю., Пономарев П.Ю., Родин A.M., Подивилов СВ., Церковник К.В., - осуществляют разработку, перемещение грунтов и планировку площадей на полигонах ТБО;
рабочие полигонов Батталов Ф.Р., Белопашенцев Н.М., Демин В.А., Костарев П.А., Уфимцев А.И., Кузьменко А.В., Масалов Н.И., Ушаков Н.В., Сунагатов Л.Х., Терентьев В.М., Гарифьянов A.M., Морозов Н.Н., Пальцев В.В., Фомин А.В., Токарев А.А., Аникин В.П., Бакин С.А., Демин Д.Н., Силкина В.В., Боярских В.В. - осуществляют прием и визуальный осмотр завозимых отходов; определение, исходя из состава отходов, карты складирования, организация по выравниванию, сдвиганию, уплотнению и изоляции твердых отходов;
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
Из материалов проверки следует, что указанные машинисты бульдозера, рабочие полигона, осуществляющие деятельность по обращению с отходами 1-4 класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности не имеют.
Однако административным органом не установлено и не представлено доказательств того, что работники ЕМУП "Спецавтобаза" Безматерных В.В., Давлятов Р.Я., Панов А.В., Кладов Н.В., Исаков Ю.В., Инишев В.И., Маурин В.В., Подъянов О.Ю., Пономарев П.Ю., Родин A.M., Подивилов СВ., Церковник К.В., Батталов Ф.Р., Белопашенцев Н.М., Демин В.А., Костарев П.А., Уфимцев А.И., Кузьменко А.В., Масалов Н.И., Ушаков Н.В., Сунагатов Л.Х., Терентьев В.М., Гарифьянов A.M., Морозов Н.Н., Пальцев В.В., Фомин А.В., Токарев А.А., Аникин В.П., Бакин С.А., Демин Д.Н., Силкина В.В., Боярских В.В. фактически были допущены к работам по сбору, размещению и обезвреживанию опасных отходов на предприятии.
Напротив, заинтересованным лицом в материалы дела представлен приказ N 77-к от 19.04.2010 "О недопуске к работе с опасными отходами 1-4 класса" вышеперечисленных работников.
Кроме того, в отношении машиниста бульдозера Шавкунова Л.Г., суд отмечает, что согласно приказу N 76-к от 19.04.2010 он допущен к работе с опасными отходами 1-4 класса опасности. Также, заинтересованным лицом в материалы дела представлено свидетельство о повышении квалификации, выданное Шавкунову Л.Г.
Таким образом, административным органом не представлено доказательств того, что ЕМУП "Спецавтобаза" в нарушение требований ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к непосредственной работе с опасными отходами допущены лица, не обладающие специальными знаниями по безопасному обращению с отходами, представляющими угрозу окружающей среде и здоровью человека.
Соответственно, исходя из положений ст.1.5, п.5 ст.205 КоАП РФ, суд полагает, что событие административного правонарушения, не может считаться установленным, в связи с чем, в данной части состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, в действиях ЕМУП "специализированная автобаза" заявителем не доказан.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо статьи 1.5, пункт 5 статьи 205 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ РФ имеется в виду статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ пункт 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ
Однако вышеуказанные обстоятельства не влияют на общую правовую оценку действий ЕМУП "Специализированная автобаза" при рассмотрении указанных административных правонарушений, выявленных заявителем, поскольку факт совершения иного нарушения подтвержден материалами дела и является достаточным основанием для квалификации по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ и привлечения ЕМУП "Специализированная автобаза" к административной ответственности.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако, каких-либо доказательств того, что у заинтересованного лица не имелось возможности для соблюдения природоохранного и лицензионного законодательства, а также того, что заинтересованным лицом были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению, суду не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждают, что правонарушение совершено заинтересованным лицом виновно.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, суд считает, что ЕМУП "Специализированная автобаза" подлежит привлечению к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40000 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора (620041, г. Екатеринбург, пер. Асбестовский, 7) о привлечении ЕМУП "Специализированная автобаза" к административной ответственности удовлетворить.
2. Привлечь Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (ИНН 6608003655, ОГРН 1026602351049, расположенное по адресу: 620086, г. Екатеринбург, ул. Посадская, 3) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области) ИНН: 6658033077, КПП 665501001, БИК 046577001, р/с 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области. КБК: 41511690010000000140.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2012 г. N А60-18163/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника