Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 11 мая 2012 г. N 33-5091/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т. Е.,
судей Романова Б. В., Суханкина А. Н.,
при секретаре Гребенщиковой Н. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 мая 2012 года гражданское дело по заявлению Нестеровой Т. М. о признании незаконным решения Верхнедубровской поселковой территориальной избирательной комиссии
по апелляционной жалобе Нестеровой Т. М.
на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 20 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т. Е., объяснения заявителя Нестеровой Т. М., просившей решение суда отменить, заключение прокурора Даниловой А. В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Нестерова Т. М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Верхнедубровской поселковой территориальной избирательной комиссии от 05 марта 2012 года N 39/1, которым отказано в удовлетворении жалоб Нестеровой Т. М. на действия председателя участковой избирательной комиссии N 2569 Ч, отказавшей ей в ознакомлении со списками избирателей.
В обоснование заявления Нестерова Т. М. указала, что она как член избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе знакомиться с документами и материалами, в том числе со списками избирателей нижестоящих избирательных комиссий. Верхнедубровской поселковой территориальной избирательной комиссией не была установлена незаконность действий председателя участковой избирательной комиссии Ч и не возбуждено в отношении нее дело об административном правонарушении по статье 5.4 КоАП РФ. Оспариваемым решением нарушены права заявителя как члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, так и избирателя.
Представитель Верхнедубровской поселковой территориальной избирательной комиссии в судебном заседании требования заявителя не признал.
Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 20 марта 2012 года постановлено: отказать в удовлетворении заявления Нестеровой Т. М. о признании незаконным и отмене решения Верхнедубровской поселковой территориальной избирательной комиссии N 39/1 от 05.03.2012 года "О рассмотрении жалоб Нестеровой Т. М.".
В апелляционной жалобе заявитель Нестерова Т. М. просит решение суда отменить, оспаривая его законность и обоснованность.
Представитель Верхнедубровской поселковой территориальной избирательной комиссии, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда не явился, не просил об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями) участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения (пункт 15).
Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно (пункт 16).
Аналогичные положения содержатся в статье 40 Избирательного кодекса Свердловской области.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из вышеуказанных требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан" и Избирательного кодекса Свердловской области.
В судебном заседании судом первой инстанции было установлено, что 04 марта 2012 года Нестерова Т. М. находилась на территории участковой избирательной комиссии N 2569 в качестве избирателя, зарегистрированного на территории указанного избирательного участка и включенного в список избирателей, с целью голосования на выборах. Сведения о Нестеровой Т. М., включенные в список избирателей, с которыми она была ознакомлена, соответствовали действительности, какие-либо ошибки или неточности отсутствовали. Указанные обстоятельства были подтверждены заявителем в судебном заседании.
Таким образом является правильным вывод суда об отсутствии нарушений прав заявителя, как избирателя, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку какие-либо препятствия в реализации избирательных прав заявителя не чинились, которая не обладает правом на ознакомление с персональными данными других избирателей, включенных в список, не дававших согласие на их разглашение в установленном законодательством порядке.
Вышеуказанный пункт 16 Федерального закона закрепляет право гражданина на уточнение сведений о себе в списке и предусматривает, что гражданин вправе обратиться в участковую избирательную комиссию как с заявлением о включении его в список избирателей, так и об устранении ошибки или неточности в сведениях о нем, которые вносятся в список избирателей, к ним относятся: фамилия, имя, отчество; год (дата) рождения; адрес места жительства, а на федеральных выборах - паспортные данные или данные документа, его заменяющего, если эти данные были внесены в список при его составлении. Возможность внесения в список избирателей при его составлении данных паспорта или заменяющего его документа предусмотрена пунктом 7 статьи 69 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 16 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ
Кроме того, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что Нестерова Т. М. явилась на избирательный участок исключительно в качестве избирателя. Какие-либо полномочия члена вышестоящей избирательной комиссии она в указанный период не исполняла и в установленном порядке председателем Верхнедубровской поселковой территориальной избирательной комиссии не была наделена контрольными функциями в день голосования на избирательном участке по ее месту жительства, что также было подтверждено заявителем в судебном заседании. Какие-либо доказательства обратного заявителем в судебном заседании представлены не были.
Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений права заявителя как члена вышестоящей избирательной комиссии, предусмотренного пунктом 21 статьи 30 Избирательного кодекса Свердловской области, поскольку в день голосования 04 марта 2012 года она не исполняла функции члена вышестоящей избирательной комиссии и в установленном порядке не реализовывала представленные ей контрольные функции на данном избирательном участке.
В судебном заседании не были установлены факты каких-либо незаконных действий указанных территориальной избирательной комиссии и участковой избирательной комиссии, нарушающих положения избирательного законодательства и избирательные права заявителя. Какие-либо подтверждающие доказательства истцом представлены не были.
Оспариваемое решение Верхнедубровской поселковой территориальной избирательной комиссии принято в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о нарушении судом положений части 3 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для отмены решения суда. Действительно, пятидневный срок для обжалования решения суда, предусмотренный частью 3 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, распространяется на решения, вынесенные до дня голосования. Решения судов, вынесенные в день голосования и после дня голосования, могут быть обжалованы на общих основаниях в срок, установленный статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому указание в решении суда, вынесенного после дня голосования, на пятидневный срок обжалования является неправильным.
Вместе с тем, заявителем было реализовано право на апелляционное обжалование решения суда путем подачи апелляционной жалобы и ее рассмотрения судом апелляционной инстанции, в который какие-либо дополнения к ранее поданной жалобе с новыми доводами заявителем представлены не были.
Апелляционная жалоба заявителя не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда. Факт вынесения оспариваемого решения избирательной комиссии по двум жалобам заявителя, поданным по одним обстоятельствам, не свидетельствует о его незаконности.
Кроме того, как следует из материалов дела, жалобы Нестеровой Т. М., поступившие 04 марта 2012 года в 20 часов 45 минут, были рассмотрены избирательной комиссией 05 марта 2012 года в 05 часов, что свидетельствует о своевременном рассмотрении жалоб с учетом истребованных объяснений и не может являться основанием для отмены решения избирательной комиссии по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Какие-либо доказательства, опровергающие выводы суда, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не представлены.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения по доводам апелляционной жалобы, в связи с чем его следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Белоярского районного суда Свердловской области от 20 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11 мая 2012 г. N 33-5091/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru