Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 17 мая 2012 г. N 33-5260/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е. И.,
судей Карпинской А. А., Шаламовой И. Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Соболевой А. Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2012 года гражданское дело по иску Подольниковой М. Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области и Администрации Муниципального образования "город Нижний Тагил" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
по апелляционной жалобе ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 20 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Шаламовой И. Ю., объяснения истца, полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 20 декабря 2011 года удовлетворены исковые требования Подольниковой М. Н.
На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Администрацией муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области, для Подольниковой М. Н.; распределить построенное (приобретенное) жилое помещение Подольниковой М. Н.; безвозмездно передать построенное (приобретенное) жилое помещение в собственность муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области для предоставления его по договору социального найма Подольниковой М. Н.
На Администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области возложена обязанность предоставить Подольниковой М. Н. переданное жилое помещение, построенное (приобретенное) за счет средств областного бюджета Свердловской области, по договору социального найма.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области просил данное решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Представители ответчиков Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области и Администрации Муниципального образования "город Нижний Тагил", представители третьих лиц Правительства Свердловской области, СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Ленинскому району г. Нижнего Тагила, третьи лица Подольниковы Н. Н., С. Н., А. Н., Ильенко О. Н., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке на основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, федеральное законодательство прямо гарантирует, право указанной категории лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 5, 6 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 30 сентября 2005 года N 1112 учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом было установлено и сторонами не оспаривается, что Подольникова М. Н., 04 февраля 1981 года рождения, в отношении которой мать была лишена родительских прав, а у отца она была отобрана, в период с 02 июля 1987 года по 31 августа 1998 года воспитывалась в Государственном образовательном учреждении Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Верхнетагильский детский дом-школа, с 16 октября 1998 года по 18 июня 1999 года проходила обучение в ГОУ НПО СО "Профессиональное училище N135" и была зарегистрирована в общежитии училища по адресу: ..., а в 2000 году была поселена администрацией города Нижний Тагил в общежитие по адресу: ..., на комнату в котором в 2002 году администрацией города ей был выдан ордер.
В соответствии с решением районной комиссии по учету и распределению жилья администрации Ленинского района города Нижний Тагил от 30 сентября 2004 года Подольникова М. Н. была поставлена на учет малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции правильно установил, что решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 23 мая 1985 года N 178 за Подольниковой М. Н. наравне с 3 братьями и сестрой неправомерно было закреплено право на квартиру по ..., поскольку указанное жилое помещение представляло собой 3-комнатную квартиру, в которой семья Подольниковых по договору социального найма занимала лишь 1 комнату площадью 15,3 кв.м., которая затем вне контроля со стороны органов опеки и попечительства, функцию которых до 2008 года выполняла районная Администрация муниципального образования, была неоднократно отчуждена лишенными родительских прав родителями истца без учета прав несовершеннолетних детей, в том числе Подольниковой М. Н. В 1989 году матерью истца указанная комната 15, 3 кв. м. по ... была обменена на однокомнатную квартиру жилой площадью 18 кв.м. по адресу: ..., которая в последующем была передана в собственность родителей истца, а также малолетних брата и 2 сестер, родившихся у Подольниковых после лишения родительских прав в отношении старших детей, и продана. После продажи этой квартиры был приобретен дом жилой площадью 27, 5 кв. м. ..., сособственником которого истец Подольникова М. Н. не является. При этом согласия органа опеки и попечительства на обмен закрепленного за несовершеннолетними детьми Подольниковых жилого помещения получено не было. Квартира по ... была приобретена СС и ТТ, вселившимися в нее на основании обменного ордера, в дальнейшем была приватизирована и тоже не принадлежит Подольниковой М. Н. на каком-либо праве.
Таким образом, наличие постановления исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов города Нижний Тагил от 23 мая 1985 года N 178 о закреплении за Подольниковой М. Н. жилого помещения правового значения не имеет, поскольку такое закрепление за истцом, ее братьями и сестрой права на ... фактически произведено не было и истец была лишена возможности реализовать свое право на проживание в закрепленном жилом помещении.
Вместе с тем, учитывая значительное количество лиц, имевших право на прежде занимаемую Подольниковыми комнату, а также и ныне занимаемое жилое помещение, где на проживающих приходится площадь значительно менее нормы нуждаемости, что и при наличии решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 23 мая 1985 года N 178 не освобождает ответчиков, ссылавшихся на наличие у истца закрепленного жилого помещения, от обязанности предоставления истцу, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения.
Правильно несостоятельными суд первой инстанции признал и доводы ответчиков о том, что не является основанием для отказа в удовлетворении иска обращение истца с иском о предоставлении жилья после достижения ею возраста 23 лет, поскольку по смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли, при том, что в пределах установленного срока имело место обращение за предоставлением жилого помещения, которое своевременно им предоставлено не было. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Как следует из материалов дела, в период нахождения истца в детском доме директор детского дома обращался к Главе администрации Ленинского района города Нижний Тагил с просьбой принять меры к сохранности закрепленного за Подольниковой М. Н. жилого помещения, на что был получен ответ, что она обозначена проживающей по адресу: ..., а родители истца выписаны из этого адреса. Тем самым закрепленное за истцом, ее братьями и сестрой жилое помещение на момент прибытия истца из детского учреждения не являлось свободным. По окончании обучения истца в профессиональном училище N 135 администрация учебного заведения совместно с отделом опеки и попечительства обращалась в управление по жилищной политике Администрации города по вопросу выделения Подольниковой М. Н. жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не имеющему закрепленного жилья, в результате чего при своевременном обращении за предоставлением жилого помещения в соответствии с законом, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, Подольникова М. Н. вместо обеспечения ее жильем по договору социального найма, согласно ордеру на занятие места в общежитии от 09 июля 2002 года Администрацией была заселена в общежитие по ... не в связи с трудовыми отношениями, где проживает и имеет регистрацию до настоящего времени. Более того, истец, имея право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма,. была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилья не в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а по иному основанию. По объяснениям Подольниковой М. Н. в суде апелляционной инстанции, как до заселения истца Администрацией города в указанное общежитие, так и после этого, она неоднократно обращалась в Администрацию по вопросу предоставления жилья ей как лицу, оставшемуся без попечения родителей и получала ответы о скором выделении ей жилого помещения, поэтому суд правильно исходил из того, что оснований для применения исковой давности не имеется, истец, своевременно обратившись в Администрацию за предоставлением ей жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, учитывая временные меры, предпринятые органами исполнительной власти в отношении обеспечения ее жильем, до обращения в связи с нарушением ее прав с иском в суд, имела основания полагать, что органами исполнительной власти будет выполнена установленная законом обязанность по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма,
В связи с чем у Подольниковой М. Н., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания обучения, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, жилое помещение Подольниковой М. Н.не было предоставлено, что привело к нарушению ее прав, гарантированных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года N 84-ПП утвержден "Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения", согласного которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей сирот, является СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства". Договоры социального найма жилых помещений с детьми-сиротами заключаются органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Таким образом, Подольникова М. Н. как лицо, оставшееся без попечения родителей, вне очереди должна быть обеспечена жилым помещением на условиях договора социального найма. Обязанность по приобретению жилья за счет средств областного бюджета должна быть возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а обязанность предоставить жилое помещение, приобретенное за счет средств областного бюджета, - на администрацию МО "город Нижний Тагил".
С учетом изложенного оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, которые основаны на неправильном толковании норм материального права, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17 мая 2012 г. N 33-5260/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru