Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 3 мая 2012 г. N 33-4636/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Куликовой М.А.,
судей Тушнолобовой Л.А., Козлова О.А.,
при секретаре Тяжовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03.05.2012 в апелляционном порядке представление прокурора ЗАТО г. Новоуральска, жалобы Глухова Д.М. и Нагорных А.И., Федерального государственного казенного учреждения "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 16.02.2012
по гражданскому делу по иску по иску Глухова Д.М., Нагорных А.И. к Федеральному Государственному Казенному Учреждению "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе и взыскании среднего денежное довольствие за время вынужденного перерыва в службе, а также компенсации морального вреда, о взыскании невыплаченной премии, компенсации детского отдыха, взыскании среднего заработка на период трудоустройства,
заслушав доклад судьи Козлова О.А.,судебная коллегия
установила:
Глухова Д.М. ( / / ) заключил с МЧС России в лице начальника ГУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" контракт о государственной противопожарной службе в МЧС России и в соответствии с Приказом ... от ( / / ) проходил её с ( / / ) в должности ... специальной пожарной части N 4 Специального управления ФПС N 5 МЧС России.
Нагорных А.И. ( / / ) заключил с МЧС России в лице начальника ГУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" контракт о государственной противопожарной МЧС России и в соответствии с Приказом... от ( / / ) и дополнительным соглашением к нему от ( / / ) проходил её с ( / / ) в должности ... специальной пожарной части N 4 Специального управления ФПС N 5 МЧС России.
Приказом Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России от ( / / ) ... "Об организационно-штатных мероприятиях" с ( / / ) были сокращены должности группы профилактики пожаров специальной пожарной части N 4 Специального управления ФПС N 5 МЧС России (2 единицы - ..., 3 единицы - ...").
На основании указанного приказа был издан приказ по Специальному управлению ФПС N 5 МЧС России от ( / / ) ..., в соответствии с которым сотрудники, занимавшие должности инспекторов группы профилактики пожаров специальной пожарной части N 4 Специального управления ФПС N 5 МЧС России, а именно Нагорных А.И., Глухова Д.М., ... были освобождены от занимаемых должностей и зачислены в распоряжение Специального управления ФПС N 5 МЧС России, в соответствии с требованиями ст.16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В тот же день им вручены уведомления о предстоящем увольнении по сокращению.
( / / ) Глухова Д.М. и ( / / ) Нагорных А.И. уволены с Государственной противопожарной службы МЧС России по ст. 58 ч. 1 п. "е" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) в соответственно Приказами начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" ... от ( / / ) и ... от ( / / ).
Считая увольнение незаконным Глухова Д.М. и Нагорных А.И. обратились в суд с указанным иском.
Решением суда постановлено:
исковые требования Глухова Д.М., Нагорных А.И. к Федеральному Государственному Казенному Учреждению "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда, о взыскании невыплаченной премии, компенсации детского отдыха, взыскании среднего заработка на период трудоустройства удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального Государственного Казенного Учреждения "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в пользу Глухова Д.М. денежные средства в сумме ..., судебные расходы по составлению искового заявления и по оплате услуг представителя в сумме ...
Взыскать с Федерального Государственного Казенного Учреждения "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в пользу Нагорных А.И. денежные средства в сумме ..., судебные расходы по составлению искового заявления и по оплате услуг представителя в сумме ....
В остальной части иска Глухова Д.М. и Нагорных А.И. отказать.
Не согласившись с решением суда, Глухова Д.М. и Нагорных А.И. подали апелляционную жалобу, в которой просят по доводам, указанным ими при рассмотрении дела в суде первой инстанции, решение суда в части отказа в восстановлении на службе отменить и принять новое решение об удовлетворении данных требований.
В апелляционном представлении прокурор ЗАТО г. Новоуральска также просит в связи с неполучением ответчиком предварительного согласия профсоюзного органа и непредложением истцам всех вакантных должностей решение суда части отказа в восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отменить и принять новое решение об удовлетворении данных требований.
ГУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" также подало апелляционную жалобу с требованием об отмене решения суда в части удовлетворенного иска. В обоснование указывает, что спорные правоотношения регулируются специальным законодательством, которым выплата средней заработной платы за период трудоустройства не предусмотрена.
В судебном заседании апелляционной инстанции Глухов Д.М. и Нагорных А.И. жалобу поддержали и пояснили, что им при увольнении ответчиком не были предложены вакантные ... должности, а также должности ..., не было получено согласие профсоюза, членами которого они являются.
Представитель профсоюза Буторов Д.М. пояснил, что требования истцов о восстановлении на службе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Представитель прокуратуры Свердловской области Истомина И.В. апелляционное представление поддержала.
Представители ГУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" свою апелляционную жалобу поддержали и пояснили, что должность начальника караула была занята сотрудником, назначенным на нее в порядке перемещения по службе, истцы не отвечают требованиям, предъявляемым к водителям. Профсоюзный комитет не является первичной организацией, с которой ответчик в силу закона обязан согласовывать увольнение сотрудника.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционных жалоб и представления, заслушав доводы участвующих в деле лиц, судебная коллегия находит решение суда в части иска о восстановлении на службе и взыскании средней заработной платы за период трудоустройства подлежащим отмене.
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.
На основании п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от23.12.1992 N 4202-1, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
В соответствии со ст. 16 Положения о службе в органах внутренних дел, при проведении организационно - штатных мероприятий сотрудник органа внутренних дел может быть освобожден от занимаемой должности с зачислением его в распоряжение органа внутренних дел на срок не более двух месяцев с сохранением размера денежного довольствия. До истечения указанного срока решается вопрос о трудоустройстве данного сотрудника.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что после уведомления о сокращении должностей ( / / ) ГУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" предлагало Глухова Д.М. ( / / ), ( / / ), ( / / ), ( / / ) и Нагорных А.И. ( / / ), ( / / ), ( / / ) продолжить прохождение службы на одной из имеющихся в данной организации штатных вакантных должностях, а именно: ..., от которых они отказались.
Должность ... в специальной пожарной части N 5 Специального управления ФПС N 5 МЧС России, истцам при сокращении не предлагалась, поскольку с ( / / ) Приказом Специального управления ФПС N 5 МЧС России от ( / / ) ... сотрудник ... в порядке перемещения по службе был назначен исполняющим обязанности по данной должности с освобождением от занимаемой должности ..., а после проведения аттестации ( / / ) на нее назначен.
Другие имеющиеся вакантные должности: ... ответчиком истцам не предлагались, в связи с отсутствием у них соответствующего образования, связанного со специальными познаниями, и квалификации.
Начальник Специального управления ФПС N 5 МЧС России обращался в Главное управление МЧС России по Свердловской области с вопросом о возможности прохождения службы сокращаемых сотрудников в подразделениях Главного управления МЧС России по Свердловской области, был получен ответ о возможности решения данного вопроса индивидуально при непосредственном обращении сотрудника. Ответ был доведен до сведения истцов, однако они своим правом на перевод в подразделения Главного управления не воспользовались.
В соответствии с п. 17.13 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от ( / / ) ..., истцам было вручено направление на медицинское освидетельствование Военно-врачебной комиссией главного управления внутренних дел Свердловской области, для определения степени годности к дальнейшему прохождению службы, от прохождения освидетельствования Глухов Д.М. и Нагорных А.И. отказались.
Разрешая иск в части о восстановлении на службе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, суд установил, что истцы отказались от предложенных им с учетом их квалификации и ранее занимаемых должностей штатных вакантных должностей, не представили ответчику документы, подтверждающие их членство в профсоюзной организации, обязанности у ответчика предлагать им иные штатные вакантные должности в другой местности не имелось, в связи с чем пришел к выводу о соблюдении последним процедуры увольнения и отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований.
Судебная коллегия находит, что указанный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права, поскольку в соответствии с п. 17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 14.12.1999 N 1038 (далее Инструкция N 1038), регулирующей спорные правоотношения, увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.
Данное нормативное положение о необходимости предложения сотрудникам, должности которых были сокращены, штатных вакантных должностей в другой местности нашло свое отражение в Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной после расторжения между сторонами служебных отношений Приказом МЧС России от 03.11.2011 N 668 (далее - Инструкция N 668).
Так согласно п. 57 данной Инструкции N 668 руководителем организации МЧС России или по его поручению одним из заместителей в присутствии представителей кадрового и правового подразделений, а также руководителя соответствующего структурного подразделения проводится собеседование с сотрудниками, находящимися в распоряжении организации МЧС России.
В ходе собеседования сотрудникам разъясняются:
порядок проведения организационно-штатных мероприятий;
основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы;
порядок возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями;
права и гарантии социальной защиты сотрудника, зачисленного в распоряжение или увольняемого со службы.
Сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данной или иной организации, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от нее должны быть зафиксированы в письменной форме.
Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования. В случае отказа сотрудника от подписания листа собеседования составляется акт. Лист собеседования (акт) хранится в личном деле сотрудника.
Поскольку из материалов дела следует, что истцам штатные вакантные должности в иной организации (в другой местности), обязанности по которым они могут выполнять с учетом их квалификации и ранее занимаемых должностей не предлагались, они от перемещения по службе в другую местность не отказывались, их доводы о нарушении ответчиком порядка увольнения являются обоснованными.
Кроме того, обоснованным является довод истцов, что им не предложили должность ..., поскольку из дела следует, что в период с ( / / ) по ( / / ), то есть до назначения на нее в соответствии со ст. 16 Положения о службе в органах внутренних дел сотрудника ..., она являлась штатной вакантной должностью в ГУ ГПС N 5 МЧС России.
Согласно ст. 65 Положения о службе в органах внутренних дел сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженными в должности, лишенными специального звания либо сниженными в специальном звании, а также незаконно уволенными из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел. Основанием для восстановления в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел являются заключение по результатам служебной проверки, вступившее в силу решение суда либо заявление реабилитированного в установленном действующим законодательством порядке сотрудника органов внутренних дел о его восстановлении на службе.
Доводы ответчика о том, что заявители отказались о прохождения военно-врачебной комиссии правового значения для разрешения данного спора не имеет, поскольку каким-либо нормативным актом её обязательное прохождение при перемещении сотрудника по службе не предусмотрено, а кроме того, из не оспоренных объяснений истцов следует, что они ежегодно с целью установления степени годности к службе проходили соответствующее медицинское освидетельствование.
В связи с изложенным, решение суда в силу положений п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части отказа в восстановлении на службе независимо от иных доводов, изложенных в апелляционных жалобе и представлении не может быть признано законным и подлежит отмене, а данное требование удовлетворению.
Согласно ст. 68 Положения о службе в органах внутренних дел сотрудникам органов внутренних дел, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным из органов, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах внутренних дел, но не более чем за один год, а сотрудникам, которые в период увольнения и до восстановления на службе работали на предприятиях, в учреждениях и организациях, занимались предпринимательской деятельностью, компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком в период вынужденного перерыва в службе.
При таких обстоятельствах подлежит взысканию денежное довольствие за время вынужденного перерыва в службе в пользу Глухова Д.М. за период с ( / / ) по ( / / ) (за 202 календарных дня) исходя из следующего расчета:
... (выплаченное денежное содержание за 12 месяцев) : 365 дней (т. 2 л.д. 61) х 202 дня = ...
с учетом выплаченного единовременного пособия при увольнении в сумме ...
всего в сумме ...
в пользу Нагорных А.И. за период с ( / / ) по ( / / ) (за 183 календарных дня) исходя из следующего расчета:
... (выплаченное денежное содержание за 12 месяцев) : 365 дней (т. 2 л.д. 59) х 183 дня = ...
с учетом выплаченного единовременного пособия при увольнении ...
всего в сумме ...
В связи с тем, что судебной коллегией принято решение о восстановлении истцов на службе их требования о взыскании с ответчика средней заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства, и взыскании в связи с данным нарушением компенсации морального вреда, как взаимоисключающие, не могут быть удовлетворены, поэтому решение суда первой инстанции в данной части в силу п. 1 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также подлежит отмене.
Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии со ст. 237 Трудового Кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку ответчиком допущено указанное нарушение трудовых прав истцов, которое несомненно причинило каждому из них нравственные страдания, судебная коллегия находит законными и обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению заявленные ими требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в пользу Глухова Д.М. в сумме ... и Нагорных А.И. в сумме ....
В остальной части решение суда первой инстанции лицами, участвующими в деле не обжалуется и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 16.02.2012 в части отказа в восстановлении на службе, взыскании среднего денежное довольствие за время вынужденного перерыва в службе и компенсации морального вреда, средней заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства, отменить и принять новое решение, которым:
Требования Глухова Д.М. о восстановлении на службе и взыскании среднего денежного довольствия за время вынужденного перерыва в службе и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Восстановить Глухова Д.М. на государственной противопожарной службе в распоряжении Федерального Государственного Казенного Учреждения "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Взыскать в пользу Глухова Д.М. с Федерального Государственного Казенного Учреждения "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы ... Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" среднее денежное довольствие за время вынужденного перерыва с ( / / ) по ( / / ) в сумме ... и компенсацию морального вреда в сумме ....
Требования Нагорных А.И. о восстановлении на службе и взыскании среднего денежного довольствия за время вынужденного перерыва в службе и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Восстановить Нагорных А.И. на государственной противопожарной службе в распоряжении Федерального Государственного Казенного Учреждения "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Взыскать в пользу Нагорных А.И. с Федерального Государственного Казенного Учреждения "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" среднее денежное довольствие за время вынужденного перерыва с ( / / ) по ( / / ) в сумме ... и компенсацию морального вреда в сумме ....
В удовлетворении требования Глухова Д.М. о взыскании средней заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства отказать.
В удовлетворении требования Нагорных А.И. о взыскании средней заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального Государственного Казенного Учреждения "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 мая 2012 г. N 33-4636/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru