Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 мая 2012 г. N А60-6362/2012
Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен 22 мая 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи
при ведении протокола секретарем судебного заседания
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Партнер-2" (ИНН 6674119613, далее - Заявитель)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, далее - Заинтересованное лицо)
о признании недействительными ненормативных правовых актов налогового органа,
при участии в судебном заседании
от заявителя: С.Г. Голдырева, представитель по доверенности от 07.02.2012,
от заинтересованного лица: А.В. Харманаева, представитель по доверенности от 10.05.2012 N 04-13/10627.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений не поступило.
От заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Ходатайство судом удовлетворено.
Заявитель просит Арбитражный суд Свердловской области признать недействительными поручение заинтересованного лица об истребовании документов (информации) от 12.12.2011 N 11-17/8820, а также его требование о представлении документов (информации) от 29.12.2011 N 11-17/14606/2.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Заинтересованным лицом в адрес заявителя были направлены поручение об истребовании документов (информации) от 12.12.2011 N 11-17/8820 и требование о представлении документов (информации) от 29.12.2011 N 11-17/14606/2.
Полагая, что указанные ненормативные акты заинтересованного лица не соответствуют положениям Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
При этом в соответствии с п. 2 указанной статьи в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В соответствии с п. 3 ст. 93.1 Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В силу п. 4 ст. 93.1 Кодекса в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
При этом отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 Кодекса (п. 6 ст. 93.1 Кодекса).
В силу п.п. 1, 2, 3, 8 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, приложение N 3 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, согласно ст. 93.1 Кодекса при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, а также информации относительно конкретной сделки, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др.).
Налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов налоговому органу по месту учета контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо лица, располагающего документами, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, у которого должны быть истребованы указанные документы.
В поручении об истребовании документов должно содержаться:
полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы;
место нахождения организации (место жительства физического лица);
основание направления поручения (указывается статья 93.1 Кодекса и вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, и (или) информации относительно конкретной сделки);
полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля;
перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения об истребовании документов налоговый орган по месту учета лица, у которого подлежат истребованию документы, направляет этому лицу требование о представлении документов. К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов.
В случае если контрагент проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов направляется этому лицу указанным налоговым органом.
Настоящий порядок применяется при выполнении поручений об истребовании информации.
Исходя из приведенных норм, как полагает суд, у налоговых органов в рамках ст. 93.1 Кодекса имеются различные полномочия в зависимости от мероприятий налогового контроля.
Так при проведении налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, однако, при осуществлении проверок вне рамок проведения налогового контроля налоговый орган вправе истребовать только информацию.
В ходе судебного заседания установлено, что каких-либо мероприятий налогового контроля в отношении контрагента либо самого заявителя заинтересованным лицом не производилось, следовательно, у заинтересованного лица, с учетом приведенных норм, отсутствовали полномочия по истребованию от заявителя документов, касающихся его контрагента, тем более в отношении его самого, однако, оспариваемые поручение и требование содержат именно требование о представлении документов, а не информации.
Кроме того, часть истребуемых документы относятся к деятельности заявителя, а не его контрагента, следовательно, должны применяться положения ст. 93 Кодекса, но в отношении заявителя, как было указано выше, также никаких мероприятий налогового контроля не проводилось.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования общества с ограниченной ответственностью "Партнер-2" (ИНН 6674119613) удовлетворить.
Признать недействительным поручение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019) об истребовании документов (информации) от 12.12.2011 N 11-17/8820.
Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019) о представлении документов (информации) от 29.12.2011 N 11-17/14606/2.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Партнер-2" (ИНН 6674119613).
2. В порядке распределения судебных расходов взыскать с поручение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Партнер-2" (ИНН 6674119613) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" "http://ekaterinburg.arbitr.ru".
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 мая 2012 г. N А60-6362/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника