Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 29 мая 2012 г. N 33-5555/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,
судей Шаламовой И.Ю. и Карпинской А.А.,
при секретаре Патракеевой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29.05.2012 гражданское дело по иску Лебедевой Зои Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о включении периодов работы в специальный медицинский стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области.
Заслушав доклад судьи Карпинской А.А., пояснения представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области Миненковой В.Н., действующей на основании доверенности от ( / / ), судебная коллегия
установила:
решением ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга от 27.10.2011 N 627181 было отказано в досрочном (независимо от возраста) назначении пенсии по пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установленной для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Основанием для такого отказа послужила недостаточность имеющегося у нее соответствующего специального стажа, который по подсчетам пенсионного органа составил только 05 лет 08 месяцев 17 дней вместо необходимых 30 лет. Не согласившись с таким решением, Лебедева З.И. оспорила его в суде. Она полагала неправомерным исключение пенсионным органом из медицинского стажа периодов работы с 01.11.1977 по 13.07.1979, 24.07.1979 по 08.11.1979, 12.11.1979 по 15.06.1980, 18.06.1980 по 12.08.1980, 16.08.1980 по 08.09.1980 в должности медицинской сестры, с 01.04.1978 в должности фельдшера, 04.02.1980 в должности старшего фельдшера, с 01.08.1980 в должности фельдшера в Станции скорой помощи г. Перми, с 23.04.1984 по 15.07.1984, с 01.08.1984 по 24.09.1984 в должности заведующей здравпунктом "Облтрикотажбыт" в городской больнице N2 им. Миславского, с 01.10.1984 по 28.03.1985, 04.04.1985 по 16.01.1987, 17.01.1987 по 12.06.1988, с 13.06.1988 по 15.08.1989, с 01.09.1989 по 07.08.1990, с 22.08.1990 по 04.08.1991, с 18.08.1991 по 12.07.1992, с 27.07.1992 по 08.08.1993, с 22.08.1993 по 26.02.1994, 16.02.1994 по 01.07.1994 в должности заведующей здравпунктом Фирмы "Урал" в городской клинической больнице N 27, с 15.07.1988 в Центральной городской клинической больнице N1, с 0l.07.1992 года в городской поликлинике N 5, с 13.09.1993 в Муниципальном учреждении "Поликлинике N5", с 02.07.1994 по 31.12.2001, 01.01.2002 по 30.05.2003ь в должности заведующей медпунктом в ТОО "Фирма музыкальных инструментов "Этюд-Урал" с 30.06.1998 в ЗАО "Фирма музыкальных инструментов "Этюд-Урал", с 01.06.2003 по 15.12.2003 в должности заведующей медпунктом в ЗАО "Холдинговая компания "Роскондитер", с 24.12.2003 по 10.11.2005, с 10.12.2005 по 11.12.2005 в должности заведующей здравпунктом в ЗАО "СФАБИ", с 03.01.2006 по 19.07.2011 в должности заведующей здравпунктом-фельдшер в фельдшерском здравпункте ГУПСО "Фармация", с 01.09.2000 по 31.12.2010 работа по совместительству в должности медицинской сестры гинекологического отделения в Муниципальном учреждении "Центральная городская клиническая больница N 1", просила обязать ответчика ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга включить вышеуказанные периоды в медицинский стаж, признать за ней право на досрочное социальное обеспечение.
В судебном заседании истец Лебедева З.И. на удовлетворении исковых требований настаивала, дополнительно пояснив, что в периоды, когда она являлась заведующей здравпунктами, она исполняла обязанности фельдшера, поскольку являлась единственным сотрудником в здравпункте.
Ответчик ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга в лице его представителя Миненковой В.Н. иск не признала, настаивала на законности принятого решения об отказе Лебедевой З.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости за отсутствием требуемого специального 30-летнего стажа.
Судом постановлено решение, по которому требования истца Лебедевой З.И. удовлетворены частично. В специальный стаж приняты к зачету периоды работы истца с 01.11.1977 по 13.07.1979, с 24.07.1979 по 08.11.1979, с 12.11.1979 по 15.06.1980, с 18.06.1980 по 12.08.1980, с 16.08.1980 по 08.09.1980 в должности медицинской сестры, с 01.04.1978 в должности фельдшера, с 04.02.1980 в должности страшего фельдшера, с 01.08.1980 по фельдшера, с 23.04.1984 по 15.07.1984, с 01.08.1984 по 24.09.1984 в должности-заведующей здравпунктом "Облтрикотажбыт" в городской " больнице N 2 им. Миславского, с 01.10.1984 по 28.03.1985, с 04.04.1985 по 16.01.1987, с 17.01.1987 по 12.06.1988 (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет), с 22.04.1994 по 01.07.1994 в должности заведующей здравпунктом, фельдшером, с 01.04.2009 года по 19.07.2011года в должности заведующей здравпунктом в ГУПСО "Фармация". В удовлетворении остальной части иска отказано.
С таким решением не согласилась истец Лебедева З.И., в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении ее требований, ссылается на незаконность и необоснованность судебного решения в части не включения периодов работы в должностях фельдшера и медицинской сестры, когда ею осуществлялась медицинская деятельность.
Ответчиком решение не оспорено.
В судебное заседание судебной коллегии истец Лебедева З.И. не явилась, была уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, о причинах уважительности неявки суд не уведомила, в связи с чем суд апелляционной инстанции счел возможным в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и возражениями на нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2011 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно указанной норме досрочная (независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста) трудовая пенсия по старости, на которую претендует истица, назначается лицам, не менее 30 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в города. При этом положения данной статьи согласно ее пункту 2 реализуются посредством списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 09.09.1991, действовавших до 1 ноября 1999 года, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления N 464 следует читать как "06 сентября 1991 г."
При этом термин "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем, следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 "заведующий отделением", а в соответствии с примечанием N 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. Данный нормативный акт применяется при обращении за назначением пенсии за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 01.11.1999, а при оценке пенсионных прав на выплату таких пенсий работникам пенсионерам (письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.2000 N 3948/1-17, Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 N 06-25/8625.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа N 377 следует читать как "15 октября 1999 г."
Учитывая изложенное, суд верно включил работу истца в льготный стаж, когда она находилась в должности заведующей здравпункта, то есть на руководящей должности и выполнением обязанностей фельдшера или медсестры.
Из архивной справки N ... от ( / / ) следует, что за время работы Лебедевой З.И. в поликлиническом отделении N ... в должности заведующей здравпунктом она работала по совместительству в должности фельдшера в январе-июне, сентябре-декабре 1989, в январе - декабре 1992 года, в должности медицинской сестры поликлиники в январе - декабре 1991, что подтверждается выписками из приказов от 02.01.1989 N2, от 15.01.1991 N4, от 27.01.1992 N 11-к, лицевыми счетами за период с 1988-1994 года.
Таким образом, могли быть зачтены в стаж и периоды работы с 02.01.1989 по 30.06.1989, с 01.09.1989 по 31.12.1989, с 27.07.1992 по 31.12.1992 в должности фельдшера, а также с 01.01.1991 по 04.08.1991, с 18.08.1991 по 12.07.1992 в должности медицинской сестры поликлиники и фельдшера. Иных доказательств о том, что выполняя работу в должности заведующей здравпунктом, выполнялись и функции фельдшера или медицинской сестры, истец Лебедева З.И. вопреки требований ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не предоставила, в связи с чем суд обоснованно не принял их в специальный стаж.
Что касается разрешения спора в части включения периодов работы с 02.07.1994 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 30.05.2003 в должности заведующей медпунктом в ТОО "Фирма музыкальных инструментов "Этюд-Урал" с 30.06.1998 в ЗАО "Фирма музыкальных инструментов "Этюд-Урал", с 01.06.2003 по 15.12.2003 в должности заведующей медпунктом в ЗАО "Холдинговая компания "Роскондитер", с 24.12.2003 по 10.11.2005, с 10.12.2005 по 11.12.2005 в должности заведующей здравпунктом в ЗАО "СФАБИ", то суд правильно исходил из Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (в редакции Постановления от 26 мая 2009 г. N 449), утвердившим Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Названный Список содержит наименование должности заведующий: медицинская сестра (фельдшер).
В разделе Списка "наименование учреждений" действительно не указаны ТОО "Фирма музыкальных инструментов "Этюд-Урал", ЗАО "Холдинговая компания "Роскондитер", ЗАО "СФАБИ".
Вместе с тем, как верно указано судом, указанный Список подлежит применению в совокупности с утвержденными тем же Постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции от 26 мая 2009 г. N 449) Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пункте 3 указанных Правил изложена общая норма, в соответствии с которой в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений.
Наряду с этим, в соответствии с пунктом 6 названных Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Схожую норму содержал пункт 1 ранее действовавших Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 в редакции от 19 февраля 2001 года.
Таким образом, приведенный пункт 6 действующих Правил, равно как и пункт 1 Правил, действовавших до 14 ноября 2002 года, дополняет графу Списка "Наименования учреждений" перечнем не указанных в Списке учреждений и структурных подразделений, предусматривая возможность зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы в должностях, указанных в Списке, в организациях (их структурных подразделениях), которые в Списке не поименованы, но указаны в пункте 6 названных Правил.
Однако истцом опять же не предоставлено суду доказательств, что медпункты (здравпункты) структурно были выделены в учреждениях ТОО "Фирма музыкальных инструментов "Этюд-Урал", ЗАО "Холдинговая компания "Роскондитер", ЗАО "СФАБИ", где ею осуществлялась работа в должности заведующей. Сами же учреждения, по всей видимости, учреждениями здравоохранения не являются, во всяком случае из материалов дела это обстоятельство установить не представляется возможным.
Период работы в ГУПСО "Фармация" с 03.01.2006 по 19.07.2011 в должности заведующей здравпунктом-фельдшером, где истец работает по настоящее время, судом зачтен только в части с 01.04.2009 по 19.07.2011, при этом суд исходил из того, что истцом не предоставлено доказательств, что в период с 03.012.2006 по 31.01.2007 был организован фельдшерский здравпункт, а лицензирован на осуществление доврачебной медицинской помощи здравпункт только с апреля 2009.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, суд фактически поставил лечебную деятельность истца в зависимость от получения лечебным учреждением лицензии на отдельно структурно выделенный медицинский здравпункт.
Согласно разъяснению п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" суд вправе устанавливать тождественность выполняемых работником (истцом) функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Этот вопрос должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из Положения о медицинском здравпункте, утвержденным ГУП СО "Фармация" директором 30.12.2008, следует, что структурное подразделение - медицинский здравпункт организован для оказания первичной медицинской помощи сотрудникам предприятии. Учитывая, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в зависимость включения в стаж получением лицензии структурного подразделения не ставит, период работы Лебедевой З.И. может быть включен с момента, когда произошло выделение структурного подразделения, то есть с 30.12.2008 по 19.07.2011.
Вместе с тем, с включением судом спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, специальный стаж составит 17 лет 09 месяцев 17 дней, что составляет менее требуемого стажа для назначения пенсии, а потому право за истцом на ее получение признано быть не может.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
отменить решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14.02.2012 в части, включить в специальный медицинский стаж истца Лебедевой Зои Ивановны периоды работы с 02.01.1989 по 30.06.1989, с 01.09.1989 по 31.12.1989, с 27.07.1992 по 31.12.1992 в должности фельдшера, а также с 01.01.1991 по 04.08.1991, с 18.08.1991 по 12.07.1992 в должности медицинской сестры поликлиники и фельдшера, с 30.12.2008 по 19.07.2011 в должности заведующей здравпунктом с выполнением обязанностей фельдшера в ГУПСО "Фармация".
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лебедевой Зои Ивановны без удовлетворения.
Председательствующий: |
Плотникова Е.И. |
Судья: |
Шаламова И.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 29 мая 2012 г. N 33-5555/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru