Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 мая 2012 г. N А60-19552/2012
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации по Свердловской области
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276)
о привлечении к административной ответственности.
В заседании участвовали:
от заявителя - Сатаева Э.М. (доверенность N 18 от 08.02.2012);
от заинтересованного лица - Шарова О.А. (доверенность от 02.04.2012).
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Ходатайств не поступило.
При отсутствии возражений сторон суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание по первой инстанции.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации по Свердловской (заявитель, Управление) области просит привлечь ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Заинтересованное лицо представило отзыв, состав правонарушения не оспаривает, просит применить положение о малозначительности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Почта России" имеет лицензию А 025271 N 25577 на предоставление услуг почтовой связи, сроком действия до 11.04.2013 г.
В результате проведенного анализа письменного обращения Копченого А.В. (вх. N К-148 от 19.03.2012) в период с 19.03.2012г. по 02.04.2012г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области установлен факт нарушения ФГУП "Почта России" условий лицензии на предоставление услуг почтовой связи.
Заявителем установлено, что в нарушение п.п. 4, 14 условий лицензии А 025271 N 25577, подп. "б" п. 3, п. 4, подп. "а", "в" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, абз. 4 ст. 14, абз. 2 и 4 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", п.1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", ФГУП "Почта России" не выполняются обязанности оператора почтовой связи по пересылке почтовых отправлений в установленные сроки, не обеспечивается качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, а также предоставляемой оператором почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
По факту осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области в отношении ФГУП "Почта России" в присутствии представителя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N 216-Пр/4 от 09.04.2012 г., предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом заинтересованное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола.
Поскольку, в соответствии с абз.3 ч.3 ст.23.1 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, протокол об административном правонарушении вместе с заявлением от 12.04.2012 г. направлены заявителем в Арбитражный суд Свердловской области.
Пунктами 4, 14 указанной лицензии ФГУП "Почта России" предусмотрено, что при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно абз. 4 ст. 14 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются, в том числе, обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) оператор связи обязан, в том числе, оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг (абз. 4 ст. 16 Закона N 176-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 29 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут оказывать услуги связи только при наличии у них соответствующей лицензии. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87.
Согласно п. 5 указанного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221 (далее - ПОУПС).
В силу подп. "а", "в" п. 47 ПОУПС операторы почтовой связи обязаны:
- пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
- обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
Согласно п. 3 ПОУПС операторы почтовой связи оказывают пользователям услуги почтовой связи на условиях договора. Договор об оказании услуг почтовой связи, заключаемый с физическими лицами, является публичным договором.
Услуги почтовой связи подразделяются на:
а) универсальные услуги почтовой связи;
б) иные услуги, в том числе:
услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств;
услуги по пересылке международных почтовых отправлений;
услуги EMS.
В силу абз. 2 ст. 16 Закона N 176-ФЗ, операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в отношении ФГУП "Почта России" проверки выявлены нарушения, выразившееся в том, что на сети почтовой связи ФГУП "Почта России" не соблюдаются сроки оказания иных услуг почтовой связи, сроки прохождения международных отправлений ЕМS, установленные оператором почтовой связи, не обеспечивается качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи и условиями договора, а именно:
1. Международное ЕМS-отправление обыкновенное N ЕE001371776DE, принятое к пересылке 12.01.2012 в Германии и адресованное: г. Полевской, Свердловской области, Копченову А.В., на территорию РФ поступило 21.03.2012. Таможенное оформление в объекте почтовой связи "Санкт-Петербург 190974" (Место международного почтового обмена) завершено 23.03.2012.
ЕМS-отправление поступило в место вручения адресату - объект почтовой связи "Полевской 623380" УООП Асбестовского почтамта 30.03.2012, и в этот же день вручено адресату.
Указанное свидетельствует о том, что оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" при оказании услуги по пересылке международного ЕМS-отправления N ЕE001371776DE по территории Российской Федерации нарушены сроки прохождения внутренних ЕМS-отправлений, установленные оператором почтовой связи, с замедлением на 1 день на этапе пересылки от Места международного почтового обмена (объекта почтовой связи "Санкт-Петербург 190974") до места вручения адресату - объект почтовой связи "Полевской 623380" УООП Асбестовского почтамта.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 20 Всемирной почтовой конвенции, страны-члены или назначенные операторы должны устанавливать и публиковать свои нормативы и контрольные цифры в области доставки входящих отправлений письменной корреспонденции, которые должны быть увеличены на время, требуемое для таможенного контроля, следовательно, контрольный срок исчисляется со дня поступления почтового отправления на территорию Российской Федерации.
Согласно п. 4 ПОУПС сроки на оказание иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи. Установленный оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" срок прохождения ЕМS отправления от Москвы до Екатеринбурга составляет 3 дня.
Установленный оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" срок прохождения EMS отправления от Санкт-Петербурга до Екатеринбрга и далее до г. Полевского составляет 5 дней.
В соответствии с Приложением N 1 к приказу ФГУП "Почта России" от 14.01.2008 N 1-п сроки прохождения - это контрольные сроки доставки отправлений ЕМS от места подачи до места вручения.
В данном случае контрольный срок пересылки международного ЕМS -отправления, предусмотренный распоряжением ФГУП "Почта России" от 23.11.2009 N 122-р, с учетом установленного трехдневного срока для прохождения таможенного контроля (согласно п. 11 Правил оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.12.2003 N 1381 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 21.01.2004), из Санкт-Петербурга до г. Полевского составляет - 8 дней.
Фактически срок пересылки составил 9 дней с замедлением на 1 день; тем самым ФГУП "Почта России" нарушило п. 4 и пп. N а пункта 47 ПОПУС; абз. 2 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999г. N 176-ФЗ "О почтовой связи".
2. В связи с нарушением правил оказания услуг почтовой связи и не соблюдением установленных сроков прохождения ЕМS отправлений, оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" не выполнены условия договора об оказании услуг почтовой связи; нарушены требования п.1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003г. N 126-ФЗ "О связи"; абз. 4 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"; пп. "б" пункта 3 ПОУПС.
3. Оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" не выполняются обязанности оператора почтовой связи, не обеспечивается качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами (на сети почтовой связи ФГУП "Почта России" не соблюдаются установленные оператором сроки прохождения внутренних отправлений ЕМS.
Факт нарушения установленного срока прохождения ЕМS-отправления подтверждается копиями приходно-расходных документов, а также информацией из официального сайта ФГУП "Почта России" по отслеживанию почтового отправления, подтверждающей фактический срок прохождения ЕМS-отправления по сети почтовой связи ФГУП "Почта России".
Указанное свидетельствует о нарушении ФГУП "Почта России" требований п. 4 и п.п. "а" и "в" п. 47 ПОУПС, выполнение которых является обязательным требованием к соблюдению условий, предусмотренных лицензией N 25577.
Таким образом, поскольку ФГУП "Почта России" нарушены лицензионные требования, суд считает, что событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и является установленным.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ФГУП "Почта России", установленная административным органом, выразилась в том, что у данного юридического лица, допустившего правонарушение, имелась возможность соблюдения условий лицензии, но им не приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании не был обеспечен. При этом указанное лицо в установленном законом порядке не ограничивалось в исполнительной и распорядительной деятельности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях заинтересованного лица содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности судом не установлено, срок привлечения не пропущен.
Оснований для применения положений о малозначительности суд не усматривает.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу пунктов 17, 18, 18.1 разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 02.06.2004 г. N 10 суд при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В данном случае правонарушение является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Кроме того, суд отмечает, что положения о малозначительности нельзя применить, поскольку имеются отягчающие ответственность обстоятельства, а именно: повторное (в данном случае неоднократное) совершение однородного административного правонарушения, что не оспаривается заявителем.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
При этом согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении наказания суд, учитывая повторность совершения правонарушения и отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств, считает, что ФГУП "Почта России" подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде штрафа в размере 35000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации по Свердловской области удовлетворить.
2. Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276; место нахождения: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 35000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Управление Роскомнадзора по Свердловской области),
ИНН 6659107821, КПП 665901001, КБК 09611690040046000140,
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург,
БИК 046577001, Счет N 40101810500000010010, ОКАТО 65401000000.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2012 г. N А60-19552/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника