Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 мая 2012 г. N А60-9443/2012
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-9443/2012
по иску открытого акционерного общества Концерн "КАЛИНА" (ИНН 6608000083, ОГРН 1026605387665)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании 1 476 428 руб. 68 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Боднар Н. И., представитель по доверенности от 20.12.2011г. N 4/2012, Шафранский Ю. В., представитель по доверенности от 20.12.2011г. N 3/2012, Незнамов В. Д., представитель по доверенности от 20.12.2011г. N 5/2012.
от ответчика: Ахметшин П. Р., представитель по доверенности от 08.10.2009г. N 6/09-НЮ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Истец просит взыскать с ответчика 1 476 428 руб. 68 коп. неосновательного обогащения - необоснованно списанные ответчиком денежные средства с лицевого счета истца в Свердловском ДЦФТО, из которых:
- 503 865 руб. 54 коп. в качестве сбора за подачу-уборку вагонов в зону таможенного контроля на станции Свердловск-Товарный;
- 477 967 руб. 75 коп. в качестве платы за пользование вагонами в зоне таможенного контроля на станции Свердловск-Товарный;
- 250 176 руб. 68 коп. в качестве сбора за обеспечение сохранности (охрана груза) в зоне таможенного контроля на станции Свердловск-Товарный;
- 244 418 руб. 71 коп. в качестве сбора за хранение груза на складе временного хранения и зоне таможенного контроля в размере 184 363 руб. 20 коп.
Истец поддерживает исковые требования, направил в суд объяснения на отзыв, представил копии следующих документов: договора на оказание услуг по комплексному транспортному обслуживанию от 01.01.2009г. N НОДЮ-375/09/134, доверенностей от 20.12.2011г. N 3/2012, от 20.12.2011г. N 4/2012, от 20.12.2011г. N 5/2012.
Указанные документы истца приобщены судом к материалам дела.
Ответчик исковые требования не признает, направил в суд отзыв на иск, в котором заявил ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного §1 ст. 31 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, а также считает, что истцом не соблюден обязательный претензионный порядок урегулирования спора.
Отзыв на иск приобщен судом к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, между истцом (грузовладелец) и ответчиком (перевозчик) заключен договор на оказание услуг по комплексному транспортному обслуживанию от 01.01. 2009г. N НОДЮ-375/09/134.
В соответствии с п. 1.1 договора от 01.01. 2009г. N НОДЮ-375/09/134, названный договор регулирует взаимоотношения перевозчика и грузовладельца по организации перевозки грузов, оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов в комплексном транспортном обслуживании в соответствии со специализацией станции, а также по организации перевозки таможенных грузов, оказанию услуг, связанных с перевозкой и размещением таможенных грузов в зоне таможенного контроля (ЗТК) или складе временного хранения (СВХ) на станции: Свердловск-Товарный, а также осуществлять переадресацию на ст. Аппаратная, Шарташ, Керамик, Уктус, Шувакиш, Свердловск-Сортировочный, Кольцово, Лечебный (приложение N 3).
Указанные услуги осуществляются перевозчиком за вознаграждение от имени и за счет грузовладельца на сумму не более 20 000 000 руб. в год
В приложении N 3 к договору предусмотрено, что перевозчик оказывает грузовладельцу услуги по хранению подвижного состава с таможенными грузами в коммерчески исправном состоянии в ЗТК и СВХ, расположенных на станции Свердловск-Товарный Свердловской железной дороги. Перевозчик обязался размещать прибывший подвижной состав в коммерчески исправном состоянии с таможенным грузом в ЗТК и обеспечить его сохранность, а грузовладелец - оплачивать перевозчику услуги за хранение грузов в ЗТК и дополнительные услуги по переработке таможенного груза.
Кроме того, перевозчик оказывает грузовладельцу дополнительные услуги, указанные в заявке (приложение N 1) по договорным ценам, определенным в перечне услуг (приложение N 2). Заявки и приложения после подписания грузовладельцем и согласования с перевозчиком являются неотъемлемой частью договора и основанием для проведения расчетов (п. 1.2 договора).
Согласно п. 5.1 договора дополнительные виды услуг, не включенные грузовладельцем в заявку (приложение N 1), оказываются перевозчиком на основании письма, разовой заявки, по договорным ставкам сборов (перечень и размеры сборов указаны в приложении N 2).
В период января 2011г. по февраль 2011г. истец производил получение груза - вещества органические, пластиковая упаковка, изделия из пластмасс, поступившие железнодорожным транспортом со станций Малашевичи, Семянувка, Славка-Южный Польской железной дороги и станции Свислочь Белорусской железной дороги на станцию Шарташ Свердловской железной дороги в вагонах 24469231, 91885715, 91851634, 91864215, 91857862, 91888859, 22820138, 24376956, 21082110, 21138631, 24470445, 21132865, 21096342, 24007676, 24632713, 91876342, 23529159, 24202426, 21123708, 23396518, 26285999, 91874941, 91864223, 24547234, 91817916, 21105788, 24008872, 21163977, 21335302, 22320303, 21118286, 26052191, 91857763, 24012379, 24214553, 24243271, 21094032, 21123955, 21107842, 22995609, 22191126, 91887877, 24011058, 26860494, 23843873, 21112677, 23522048, 22032734, 91859439, 90831959, 91886077, 91886606, 91857631, 90864133, 21097860, 22030787, 23135379, 91888933, 22878268, 24553919, 24513889, 24618464, 24064800, 21106059, 21106505, 21587472, 91873406, 23093180, 24134405, 21124078, 21111661, 21071162, 24510323, 24400871, 22291439, 22835169, 23901168, 24483661, 22198444, 90863739, 90864117, 91817932, 91886580, 91887901, 91857805, 91868224, 91876011, 91876805, 91861161, 90831983, 21103429, 24400574, 91876789, 90864042, 24483661, 91886937, 23573132, 26963397, 91873380, 90863929, 90863853, 91857680, 21123625, 21083688, 91873919, 91869941, 90863846, 21090477, 24010720, 24480857, 24547622, 91852079, 91857417, 26640896, 91876276 согласно оригиналам накладных N N 446161, 848210, 848390, 848400, 849690, 849680, 446930, 446146, 446799, 446872, 447029, 446880, 447011, 08192235, 850610, 850900, 850640, 08192236, 447383, 447235, 447193, 849970, 850000, 447474, 849960, 447201, 447490, 08192234, 08192233, 850240, 850360, 447896, 850690, 448910, 448951, 448837, 448936, 448928, 448860, 448852, 448845, 856801, 449066, 05051, 449447, 449439, 449421, 448944, 857516, 857508, 862797, 862805, 857060, 857052, 449462, 447470, 450163, 858449, 450023, 450031, 450049, 450080, 450247, 450262, 450254, 450270, 858951, 449975, 449850, 449868, 449629, 449496, 449751, 449546, 449637, 449488, 449793, 449843, 450890, 858290, 858308, 858316, 859181, 859199, 859801, 859793, 859785, 859827, 859819, 859546, 450346, 450403, 860106, 860080, 449843, 860510, 451237, 451229, 861609, 860759, 860775, 860767, 451385, 451393, 861344, 861351, 860981, 451690, 451708, 451591, 451567, 860072, 862110, 451765, 862102.
Ответчик в рамках выполнения договора на оказание услуг по комплексному транспортному обслуживанию от 01.01.2009г. N НОДЮ-375\09\134 производил в пути следования помещение груза в вышеуказанных вагонах, в принадлежащую ему Зону таможенного контроля на станции Свердловск - Товарный, для осуществления действий по таможенному выпуску груза в свободное обращение.
На основании представленных в материалы дела накопительных ведомостей и ведомостей подачи-уборки вагонов по представленным перечням железнодорожных документов перевозчиком начислены и взысканы с единого лицевого счета истца N 1000021426 сборы, а именно: сбор за подачу-уборку вагонов в зоне таможенного контроля, плата за пользование вагонами в зоне таможенного контроля, сбора за обеспечение сохранности (охрана груза) в зоне таможенного контроля, сбор за хранение груза на складе временного хранения и зоне таможенного контроля в общей сумме 1 476 428 руб. 68 коп.
Расчет спорных сумм произведен ОАО "РЖД" на основании Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) и Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлениями Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 и N 35/15, в связи с отсутствием договорных тарифов.
Истец, полагая, что списанные с лицевого счета истца ОАО "РЖД" в Центр фирменного транспортного обслуживания "РЖД" в нарушение условий договора на оказание услуг по комплексному транспортному обслуживанию от 01.01.2009г. N НОДЮ-375/09/134, Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, Таможенного кодекса Российской Федерации сбор за подачу-уборку вагонов в зоне таможенного контроля, платы за пользование вагонами в зоне таможенного контроля, сбора за обеспечение сохранности (охрана груза) в зоне таможенного контроля, сбор за хранение груза на складе временного хранения и зоне таможенного контроля в размере 1 476 428 руб. 68 коп. подлежит списанию с ответчика и является неосновательным обогащением ответчика, обратился с рассматриваемым иском в суд.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылается истец в качестве правового основания заявленных требований, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, законом установлено основание для признания полученных средств неосновательным обогащением - их получение или сбережение без законных оснований за счет другого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку истец выбрал способ защиты своих прав исходя из норм о неосновательном обогащении, то он должен доказать отсутствие оснований для получения либо сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, сам факт такого сбережения или получения, и то, что такое получение или сбережение денежных средств произошло за счет истца.
При этом сбережение имущества одним лицом за счет другого означает сохранение в прежнем виде количества и объема имущества, которое при обычных обстоятельствах должно было уменьшиться, то есть в данном случае лицо должно было израсходовать свои собственные средства, но не израсходовало их в результате невыплаты положенного (использование чужой вещи без должных правовых оснований и без выплаты вознаграждения).
Приобретение имущества одним лицом за счет другого означает количественное увеличение размера имущества должника с одновременным уменьшением его у кредитора, то есть приобретение предполагает количественное приращение имущества, повышение его стоимости без произведения соответствующих затрат.
При этом необходимым условием является отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.
Согласно ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Главой 10 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные условия перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе процедура внутреннего таможенного транзита.
При перевозке указанных выше товаров на перевозчика возложена обязанность по оформлению разрешения на внутренний таможенный транзит, исполнение которой является условием осуществления перевозчиком его предпринимательской деятельности.
Перевозчик обязан завершить внутренний таможенный транзит в силу требований закона, а не в силу проявления таможенным органом какой-либо инициативы или дачи им указания.
В силу указания закона у перевозчика возникает (в рамках публичного правоотношения с государством в лице таможенных органов) обязанность получить разрешение на завершение внутреннего таможенного транзита. У грузополучателя в рамках названного публичного правоотношения каких-либо обязательств не возникает.
Таким образом, обязанность по получению разрешения на внутренний таможенный транзит на основании ст. 92 Таможенного кодекса Российской Федерации возложена на перевозчика.
В соответствии со ст. 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
С учетом изложенного обязательным условием применения положений ст. 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженной в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа.
Оказание ОАО "РЖД" услуг по осуществлению железнодорожных перевозок в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147 "О естественных монополиях" отнесено к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
В пункте 34 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относятся к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Следовательно, списание платы за пользование вагонами не основано ни на законе, ни на договоре.
В силу ст. 36 Устава железнодорожного транспорта по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Таможенного кодекса РФ под внутренним таможенным транзитом понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу статьи 80 Кодекса внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления). Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; лицам, указанным в пункте 6 данной статьи (лицо, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с данным Кодексом в месте доставки).
В силу статьи 85 Таможенного кодекса Российской Федерации место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405).
Таким образом, при перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, на перевозчика возложена обязанность по оформлению разрешения на внутренний таможенный транзит, исполнение которой является условием осуществления перевозчиком его предпринимательской деятельности (статья 80 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункты 9.2, 10.1, 10.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 г. N 973).
Перевозчик обязан завершить внутренний таможенный транзит в силу требований закона, а не в силу проявления таможенным органом какой-либо инициативы или дачи им указания.
В силу указания закона у перевозчика возникает обязанность получить разрешение на завершение внутреннего таможенного транзита. У грузополучателя в рамках указанного публичного правоотношения каких-либо обязательств не возникает.
Поскольку действия ОАО "РЖД" как перевозчика по оформлению внутреннего таможенного транзита регулируются нормами Таможенного кодекса Российской Федерации, следовательно, данные действия осуществляются в рамках публичного правоотношения с государством в лице таможенных органов.
Таким образом, обязанность по получению разрешения на внутренний таможенный транзит в соответствии со статьей 92 Таможенного кодекса Российской Федерации возложена на перевозчика.
В соответствии со статьей 22 Устава железнодорожного транспорта расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных статьей 22 Устава, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов, время задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).
С учетом изложенного обязательным условием применения положений ст. 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженной в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа.
Отдельного взимания сбора за подачу и уборку вагонов в ЗТК и платы за пользование вагонами с грузом, находящимися в ЗТК, соглашением сторон не предусмотрено. Как следует из материалов дела, в спорном периоде в отношении груза применялась процедура ВТТ, в рамках которой взаимодействуют только лицо, которому выдано разрешение на проведение процедуры ВТТ (ответчик) и таможенный орган. На перевозчике - ОАО "РЖД", получившем разрешение на ВТТ в таможенном органе отправления, а не на каком-либо ином лице, лежат обязанности по доставке товаров в место доставки, по обеспечению сохранности товаров, по совершению действий, необходимых для завершения ВТТ, в том числе оформлению необходимых документов, по доставке товаров в ЗТК для временного хранения до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом.
В данном случае работы, связанные с подачей вагонов в зону таможенного контроля, связаны с исполнением перевозчиком (ответчиком) обязанности по получению разрешения завершения внутреннего таможенного транзита.
Вместе с тем, доказательств того, что расходы, связанные с подачей/уборкой вагонов, а также их пользованием, вызваны выполнением перевозчиком каких-либо работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля, равно как и в подтверждение того обстоятельства, что данные услуги были оказаны истцу по его просьбе в рамках заключенного между сторонами договора на оказание услуг, ответчиком в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, сбор за подачу-уборку вагонов в зоне таможенного контроля, платы за пользование вагонами в зоне таможенного контроля, сбора за обеспечение сохранности (охрана груза) в зоне таможенного контроля, сбор за хранение груза на складе временного хранения и зоне таможенного контроля является необоснованным, в связи с чем, списание ответчиком денежных средств со счета истца произведено в отсутствие законных оснований.
Поскольку ответчик не произвел истцу оплату сбора за подачу-уборку вагонов в зоне таможенного контроля, платы за пользование вагонами в зоне таможенного контроля, сбора за обеспечение сохранности (охрана груза) в зоне таможенного контроля, сбор за хранение груза на складе временного хранения и зоне таможенного контроля, доказательств оплаты денежных средств не представил, что свидетельствует о его неосновательном обогащении за счет истца, истец правомерно, в силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявил требование о взыскании с ответчика 1 476 428 руб. 68 коп. неосновательного обогащения - необоснованно списанные ответчиком денежные средства с лицевого счета истца в Свердловском ТЦФТО в качестве сбора за подачу-уборку вагонов в зоне таможенного контроля, платы за пользование вагонами в зоне таможенного контроля, сбора за обеспечение сохранности (охрана груза) в зоне таможенного контроля, сбора за хранение груза на складе временного хранения и зоне таможенного контроля
Ходатайство ответчика о пропуске истцом специального срока исковой давности (9 месяцев), установленного ст. 31 Соглашения о международном грузовом сообщении судом рассмотрено и отклонено на основании нижеследующего.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу п. 1 ст. 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В целях организации перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сообщении министерства, ведающие железными дорогами и перечисленные в ст. 1 СМГС, заключили между собой Соглашение о международном грузовом сообщении, которым установлено прямое международное сообщение для перевозок грузов.
СМГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения (ст. 2 СМГС).
Согласно параграфу 1 ст. 31 СМГС претензии и иски отправителя или грузополучателя к железным дорогам по договору перевозки, а также требования и иски железных дорог к отправителям или получателям об уплате провозных платежей, штрафов и о возмещении ущерба могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке груза, для предъявления которых установлен 2-месячный срок.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что спор возник из договора перевозки. Напротив, обязанности перевозчика в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем, возникают в рамках публичного правоотношения с государством в лице таможенных органов.
Для отнесения произведенных ОАО "РЖД" списаний к действиям, совершенным в рамках международной перевозки, необходимо установить возникли ли в принципе какие-либо обязательственные отношения между истцом и ответчиком по поводу уплаты денежных средств, списанных последним при ВТТ.
К моменту списания одновременно реализовывались все виды перечисленных обязательственных отношений. Причем ни отношения по перевозке, ни публичные отношения между перевозчиком и таможенными органами, не предполагают внесения сборов, которые были списаны перевозчиком. Исполнение перевозчиком своих публичных обязанностей перед государством не может создавать для грузополучателя обязательств по оплате. Оснований для вывода о том, что списание денежных средств явилось предметом обязательственных отношений из международной перевозки, у суда не имеется.
Данное Соглашение не применяется к перевозкам грузов между станциями, расположенными в двух соседних странах, в том случае, когда эти перевозки на всем пути следования груза производятся в поездах железной дороги одной страны в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой дороге (пункт 3 статьи 2 СМГС).
Согласно статье 36 СМГС при приеме груза к перевозке во всем, что не урегулировано названным Соглашением, следует руководствоваться национальным законодательством, действующим на железной дороге отправления.
Учитывая изложенное, ходатайство ответчика о применении судом срока исковой давности, удовлетворению не подлежит.
Ходатайство ответчика об оставлении искового заявления без рассмотрения ввиду несоблюдении обязательного претензионного порядка урегулирования спора судом отклоняется на основании нижеследующего.
В соответствии с п.6 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 42 (далее - Правила N 42) в претензии следует указывать следующие сведения:
наименование заявителя претензии, а для юридических лиц - данные свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
местонахождение юридического лица (индекс, республика, край, область, город, населенный пункт, улица, номер дома, корпуса, квартиры), а для физических лиц - данные документа, удостоверяющего личность (паспорт или документ, его заменяющий) и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию;
банковские реквизиты;
основание для предъявления претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, повреждение (порча), просрочка в доставке и другие основания);
сумма претензии по каждому отдельному требованию, по каждой накладной, квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительной карточке и другим документам;
перечень документов, прилагаемых к претензии.
В соответствии с п. 6.2 договора на оказание услуг по комплексному транспортному обслуживанию от 01.01. 2009г. N НОДЮ-375/09/134 претензионный порядок обязателен. Срок рассмотрения претензий - 30 календарных дней с момента получения.
Как следует из материалов дела, 23.08.2011г. истец направил ответчику претензию N 2308/1 в связи с необоснованным взысканием перевозчиком сбора за подачу-уборку вагонов, платы за пользование вагонами, сбора за обеспечения сохранности грузов (охрана грузов), сбора за хранение груза в зоне таможенного контроля на станции Свердловск-Товарный по договору на оказание услуг по комплексному транспортному обслуживанию на сумму 1 476 428 руб. 68 коп., которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Таким образом, претензионный порядок урегулирования спора истцом соблюден.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 27 764 руб. 29 коп. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу открытого акционерного общества Концерн "КАЛИНА" (ИНН 6608000083, ОГРН 1026605387665) 1 941 681 руб. 40 коп. основного долга, а также 27 764 руб. 29 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подачек иска.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 мая 2012 г. N А60-9443/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника