Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 10 мая 2012 г. N 33-5347/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Панкратовой Н.А.,
судей Карпинской А.А., Мехонцевой Е.М.
при секретаре судебного заседания Лукичевой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10.05.2012 гражданское дело по иску прокурора г. Красноуральска в интересах А.А. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа Красноуральск о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
по апелляционной жалобе ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 22.02.2012.
Заслушав доклад судьи Мехонцевой Е.М., пояснения прокурора А.В. и истца А.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Красноуральска в интересах Скутиной А.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации городского округа Красноуральск о приобретении за счет средств областного бюджета жилого помещения в городе Красноуральск Свердловской области площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам для А.А. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Красноуральск; возложении обязанности на администрацию городского округа Красноуральск заключить со А.А. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
В обоснование требований указано, что А.А. является ребенком-сиротой, ее родители умерли, она воспитывалась в детском доме. А.А. не имеет закрепленного за ней жилья. Постановлением главы администрации ... от ( / / ) N ... А.А. была направлена в Красноуральский дом детства. Распоряжением главы Администрации муниципального образования "..." от ( / / ) N ...-р А.А. была поставлена на регистрационный учет на получение жилой площади детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации городского округа Красноуральск от ( / / ) N ... А.А. постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма муниципального жилищного фонда. В настоящее время А.А. проживает в комнате, не пригодной для проживания.
С учетом уточненных исковых требований истец просил обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения в г. Красноуральске Свердловской области площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам для А.А. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность городского округа Красноуральск.
В судебном заседании истец А.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований, пояснила, что жилье, в котором проживали ее родители, разрушено. Она воспитывалась в Красноуральском детском доме, затем была направлена на обучение в г. Сухой Лог, обучение не окончила, обучалась в Красноуральском многопрофильном техникуме, проживала у знакомых. Ей было предоставлено временное жилье - комната в коммунальной квартире, проживать в которой невозможно.
Представитель ответчика Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве указал, что возражает против заявленных требований, просил в иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области отказать, поскольку жилье А.А. должны были предоставить органы местного самоуправления. Кроме этого, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в муниципальную собственность.
Представитель администрации городского округа Красноуральск О.И. требования признала, указав, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилье, в котором проживала А.А. до помещения в детский дом, было признано непригодным для проживания, не было закреплено за ней. На учет для получения жилья по указанному основанию А.А. не поставлена. Была поставлена на учет для получения жилья на основании Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Представитель третьего лица ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по городу Красноуральску Г.В. требования прокурора поддержала, пояснив, что при помещении несовершеннолетней А.А. в детский дом, жилье, в котором она проживала, грозило обвалом, поэтому квартира за ней не была закреплена.
Решением Красноуральского городского суда Свердловской области от 22.02.2012 исковые требования удовлетворены.
На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения в г. Красноуральске Свердловской области площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам для А.А. с последующей передачей муниципального жилья в муниципальную собственность городского округа Красноуральск.
На администрацию городского округа Красноуральск Свердловской области возложена обязанность заключить со А.А. договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение.
С таким решением ответчик Министерства строительства и архитектуры Свердловской области не согласилось, в апелляционной жалобе просило отменить решение суда в части возложения на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности по передаче жилого помещения, приобретенного в г. Красноуральске для А.А., в муниципальную собственность городского округа Красноуральск в связи с неправильным применением судом норм материального права, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указало, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области и осуществляет передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность.
В возражении на апелляционную жалобу прокурора указал, что оснований для отмены решения суда не имеется, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии ответчики Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, администрация городского округа Красноуральск, третье лицо ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по городу Красноуральску не явились. В материалах дела имеется уведомление, согласно которому извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были направлены им ( / / ). Судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
На основании исследованных материалах дела суд установил следующее. А.А., ..., в настоящее время относится к лицам, из числа детей-сирот. Оба родителя А.А. умерли: мать А.Л. умерла ( / / ), отец А.П. умер ( / / ). Постановлением главы администрации г. Красноуральска от ( / / ) А.А. была направлена в Красноуральский детский дом. Из акта обследования жилищно-бытовых условий от ( / / ) следует, что перед помещением в больницу, а затем в детский дом А.А. проживала по адресу: .... Согласно акту обследования от ( / / ) указанный дом находится в антисанитарном, полуразрушенном состоянии; в квартире, где проживала А было холодно, грязно, темно, окна заколочены. Основания вселения А.А. в указанное жилое помещение не известны. Постановлением главы муниципального образования ... от ( / / ) N ... дом по ..., был признан непригодным для постоянного проживания граждан. С ( / / ) по ( / / ) А.А. была временно зарегистрирована по месту пребывания в ..., ( / / ) снята с регистрационного учета. С ( / / ) по ( / / ) А.А. обучалась в ГОУ ... по профессии "...", с ( / / ) по ( / / ) обучалась в ГОУ НПО СО "Курьинское профессиональное училище" по программе профессиональной подготовки "штукатур (маляр строительный)". ( / / ) со А.А. заключен договор найма жилого помещения, в соответствии с которым ей предоставлена во временное пользование одна комната в трехкомнатной квартире по ..., ...
Исходя из установленного и основываясь на положениях ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд пришел к верному выводу о праве истца на обеспечение жильем по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета. Данные выводы суда соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5).
Статус А.А., как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Факт отсутствия у А.А. на праве собственности жилья достоверно подтвержден исследованными в судебном заседании доказательствами. Как следует из материалов дела, ( / / ) со А.А. заключен договор найма жилого помещения, в соответствии с которым ей предоставлена во временное пользование одна комната в трехкомнатной квартире по ..., ...
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора г. Красноуральска Свердловской области.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у суда оснований для возложения обязанности Министерство строительства и архитектуры Свердловской области передать жилое помещение, приобретенное в г. Красноуральске для А.А., в муниципальную собственность городского округа Красноуральск, отклоняются судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и им дана верная оценка.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 N 1631-ПП "О главном распорядителе денежных средств" с 2010 года на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Свердловской области от ( / / ) N ...-ПП утвержден порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно п. 12 указанного Порядка Министерство строительства и архитектуры Свердловской области уполномочено на распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений.
В соответствии с п. 8 Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Иных оснований для предоставления жилья А.А. истцом не названо, судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, поскольку они были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить в силе, апелляционное представление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 22.02.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Панкратова Н.А. |
Судьи |
Карпинская А.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10 мая 2012 г. N 33-5347/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru