Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 14 июня 2012 г. N 33-6856/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
Председательствующего Калимуллиной Е.Р.
Судей Зайцевой В.А. Павленко О.Е.
при секретаре Кисельман Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14.06.2012 дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Свердловской области "Режевское лесничество", Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа о возложении обязанности по организации сбора и вывоза несанкционированных свалок отходов,
по апелляционной жалобе представителя администрации Режевского городского округа Пакулиной В.Е. (по доверенности от ( / / )) на решение Режевского городского суда Свердловской области от 21.03.2012,
Заслушав доклад судьи Калимуллиной Е.Р., объяснения прокурора отдела Прокуратуры Свердловской области Киприяновой Н.В., судебная коллегия
установила:
истец - Режевской городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Свердловской области "Режевское лесничество", Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа о возложении обязанности по организации сбора и вывоза несанкционированных свалок отходов.
Судом постановлено решение, которым удовлетворены исковые требования Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявленные к администрации Режевского городского округа. В удовлетворении исковых требований в оставшейся части оказано.
Оспаривая постановленное решение, представитель ответчика - администрации Режевского городского округа в апелляционной жалобе указал на его незаконность и необоснованность, полагает, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, не учтено, что обязанность по сбору и транспортировке отходов производства и потребления в Режевсом городском округе возложена на муниципальное унитарное предприятие "Чистый город". Указано также, что земли, на которых расположены несанкционированные свалки, относятся к землям лесного фонда и являются в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации федеральной собственностью.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили и поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Конституцией Российской Федерации гарантированы права на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья (статьи 41, 43).
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закреплено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 13 указанного федерального закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Абзацем 4 статьи 5 Областного закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В пункте 12 статьи 6 Устава Режевского городского округа, принятого решением Режевской Думы от ( / / ) N ... закреплено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения Режевского городского округа.
В силу пункта 61 статьи 41 названного Устава в полномочия администрации Режевского городского округа входит, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.
Материалами дела подтверждено, что несанкционированные свалки расположены в границах Режевского городского округа. Проверкой, проведенной Режевской городской прокуратурой России по Свердловской области, собственник отходов не установлен (л.д. 7 - 11, 13 - 34).
Согласно примечания к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Ссылаясь на то, что обязанность по организации сбора и вывоза несанкционированных свалок отходов возложена на МУП "Чистый город", представитель ответчика администрации Режевского городского округа в силу статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации соответствующих доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, не представил.
Таким образом, судебная коллегия находит, что судом правильно определен субъект ответственности по рассматриваемым исковым требованиям прокурора - администрация Режевского городского округа. Указанный вывод является правильным и основан на законе.
Довод апелляционной жалобы о том, что свалки отходов расположены на землях лесного фонда, которые относятся к федеральной собственности, отклоняется в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Если право собственности Российской Федерации на земельный участок до его включения в границы населенного пункта было зарегистрировано в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке, то в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса право Российской Федерации право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок сохраняется.
В случае отсутствия зарегистрированного в установленном законодательством порядке права собственности Российской Федерации на земельной участок право распоряжения земельным участком переходит в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органам местного самоуправления.
Достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что свалки отходов расположены именно на землях лесного фонда и что право собственности на указанные земли зарегистрировано за Российской Федерацией в установленном законом порядке представителем администрации Режевского городского округа не представлено.
При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным.
Другими лицами, участвующими в деле, решение не обжаловано. Нарушения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции судом не допущено.
Руководствуясь статьей 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Режевского городского суда Свердловской области от 21.03.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Режевского городского округа Пакулиной В.Е. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14 июня 2012 г. N 33-6856/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru