Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 6 июня 2012 г. N 33-6035/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Константиновой О.В.,
судей Москаленко Ю.П., Ковелина Д.Е.
при секретаре Шардаковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 июня 2012 года гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Камышлове, Камышловском и Пышминском районах (далее - Управление Роспотребнадзора) к администрации муниципального образования "Галкинское сельское поселение" о понуждению к выполнению требований санитарного законодательства по апелляционной жалобе ответчика на решение Камышловского городского суда Свердловской области от 19 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.П., объяснения представителя ответчика Пестикова С.М., действующего на основании доверенности от ( / / ), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Горюшиной О.С., действующей по доверенности от ( / / ), полагавшей оспариваемое решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с названным выше иском, указав в обоснование заявленных требований, что в целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнения требований санитарного законодательства, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды на территории муниципального образования "Галкинское сельское поселение" и в соответствии с п.п. 8 п.1 ст.51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в адрес администрации поселения направлялись предложения по реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства N 01-10-15/505 от 08 ноября 2011 года, N 01-10-15/497 от 30 марта 2011 года. В установленный срок информация о выполнении предложений ответчиком представлена не была. Ответчиком нарушены права и законные интересы граждан, проживающих на подведомственной территории, на благоприятную среду обитания. Неисполнение требований санитарных правил и норм, требований закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Земельного кодекса Российской Федерации, предложений в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, может привести к угрозе и возникновению и распространению инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, случайное или умышленное загрязнение и повреждение мест водозабора и водозаборных сооружений, загрязнение воды источников водоснабжения, вредного воздействия на окружающую природную среду, среду обитания человека (отходов производства и потребления). На момент предъявления иска требования санитарного законодательства не выполнены, санитарно-эпидемиологические мероприятия не проведены. Понуждение к исполнению предложения в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Истец просил суд: признать бездействие администрации муниципального образования "Галкинское сельское поселение" в невыполнении требований санитарного законодательства незаконным; обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения", СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СП 3.1/3.2.1379-03 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитных болезней: 1) определить источники питьевого водоснабжения в д. Бутырки, д. Ерзовка, д. М. Пульникова, д. Мельникова, д. Михайловка, д. Першата, п. Калина, д. Б. Пульниково, с. Галкинское, с. Квашнинское. с. Кочневское, с. Куровское, хутор Бухаровский, поселок Рассвет; 2) разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в д. Бутырки, д. Ерзовка, д. М. Пульникова, д. Мельникова, д. Михайловка, д. Першата, п. Калина, д. Б. Пульниково, с. Галкинское, с. Квашнинское. с. Кочневское, с. Куровское, хутор Бухаровский, поселок Рассвет; 3) на разработанные проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в д. Бутырки, д. Ерзовка, д. М. Пульникова, д. Мельникова, д. Михайловка, д. Першата, п. Калина, д. Б. Пульниково, с. Галкинское, с. Квашнинское. с. Кочневское, с. Куровское, хутор Бухаровский, поселок Рассвет получить санитарно - эпидемиологические заключения в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области; 4) на использование водных объектов населенных мест в д. Бутырки, д. Ерзовка, д. М. Пульникова, д. Мельникова, д. Михайловка, д. Першата, п. Калина, д. Б. Пульниково, с. Галкинское, с. Квашнинское. с. Кочневское, с. Куровское, хутор Бухаровский, поселок Рассвет получить санитарно - эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области; 5) внести источники нецентрализованного питьевого водоснабжения в реестр муниципальной собственности; 6) определить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения и проведение производственного лабораторного контроля качества воды населенных мест в д. Бутырки, д. Ерзовка, д. М. Пульникова, д. Мельникова, д. Михайловка, д. Першата, п. Калина, д. Б. Пульниково, с. Галкинское, с. Квашнинское. с. Кочневское, с. Куровское, хутор Бухаровский, поселок Рассвет в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) установить ограничения в использовании земельными участками, расположенными в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации, населенных мест в д. Бутырки, д. Ерзовка, д. М. Пульникова, д. Мельникова, д. Михайловка, д. Першата, п. Калина, д. Б. Пульниково, с. Галкинское, с. Квашнинское. с. Кочневское, с. Куровское, хутор Бухаровский, поселок Рассвет. На ограничение прав на землю провести государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; 8) провести корректировку генерального плана застройки поселения в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно - защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с требованиями Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года с учетом реализации требований Земельного кодекса Российской Федерации, в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон. Внести изменения в Генеральный план застройки территории муниципального округа; 9) обеспечить информирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на участке водного объекта, а также земельных участках, расположенных в зонах санитарной охраны об установленных ограничениях в их использовании; 10) обеспечить организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.41110-02 с учетом установленных ограничений.
Решением Камышловского городского суда Свердловской области от 19 марта 2012 года вышеназванный иск был удовлетворен.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить. Считает, что при принятии решения суд нарушил нормы материального и процессуального права, неправильно определил материальный закон, а также обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу п.п. 8 п. 1 ст. 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наделаются в числе прочего такими полномочиями, как: вносить предложения в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды.
Таким образом, предложение относится к превентивным полномочиям главных государственных санитарных врачей, направленных на устранение угроз санитарно-эпидемиологическому благополучию населению. Каких-либо санкций при невыполнении предложений, законом не установлено.
Реализуя предоставленное п.п. 8 п. 1 ст. 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право, главный государственный санитарный врач по городу Камышлову, Камышловскому и Пышминскому районам обращался в администрацию поселения с предложениями о реализации мер по улучшению санитарно - эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, которые, несмотря на неоднократность подобных предложений, администрацией приняты не были.
Судебная коллегия принимает во внимание доводы автора апелляционной жалобы, поскольку требования Управления Роспотребнадзора на законе не основаны.
Истец просит суд обязать орган местного самоуправления определить источники питьевого водоснабжения на территории муниципального образования и внести источники нецентрализованного питьевого водоснабжения в реестр муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1.3 Гигиенических требований к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года (далее СанПиН 2.1.4.1175-02), нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
СанПиН 2.1.4.1175-02 имеют целью предупреждение и устранение загрязнения воды источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования (пункт 1.1).
Ссылка истца на положения Водного кодекса Российской Федерации в данном случае несостоятельна, так как в исковом заявлении речь идет об источниках нецентрализованного водоснабжения, то есть о подземных водах, а не о поверхностных водах.
В силу ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
При этом часть 6 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
В силу ст.1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Закон о недрах, регулирующий, в том числе использование подземных вод, устанавливает государственную собственность на недра, совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения недрами и запрещает отчуждение участков недр в частную собственность. Следовательно, в настоящее время передача подземных водных объектов в частную или муниципальную собственность не допускается.
Ссылка истца на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) и Устав муниципального образования, регламентирующие обязанность органа местного самоуправления организовать в границах городского округа водоснабжение - несостоятельна, так как эта обязанность никем не оспаривается.
Закон о местном самоуправлении, который согласно его преамбуле в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России, определяет государственные гарантии его осуществления, прямо не указывает на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования.
Пункт 5 статьи 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относит контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Установление же порядка пользования участками недр местного значения в соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о недрах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
При таких обстоятельствах, закон не предусматривает возможность нахождения источников нецентрализованного водоснабжения в собственности органов местного самоуправления.
Более того п. 3 ст. 10.1 Закона о недрах устанавливает, что основанием возникновения права пользования участком недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) от 29 ноября 2004 года N 710.
Таким образом, возложение на орган местного самоуправления обязанности по определению источников нецентрализованного питьевого водоснабжения - не основано на нормах закона.
Некорректно и неправомерно также требование об определении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем нецентрализованного питьевого водоснабжения, проведение производственного лабораторного контроля качества воды населения муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статья 19 указанного Закона предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Аналогичные требования содержатся в разделе 3 СП 3.1/3.2.1379-03 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.
Между тем, суду не представлено доказательств нарушения со стороны администрации поселения требований санитарного законодательства, не конкретизировано в каких колодцах, скважинах, колонках питьевая вода не соответствует качеству, и есть ли в этом вина органа местного самоуправления.
Ссылка на "Санитарные правила содержания территории населенных мест" СанПиН 42-128-4690-88, содержащие основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий, необоснованна, так как указанные правила вообще не относятся к подземным водам.
Благоустройство и уборка территорий, находящихся в ведении органа местного самоуправления предметом спора не являлась.
Таким образом, отсутствует нарушенное право, которое подлежит восстановлению в судебном порядке.
Учитывая изложенные нормы закона, решение суда принято с существенным нарушением норм материального права, а также является заведомо неисполнимым.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камышловского городского суда Свердловской области от 19 марта 2012 отменить.
Принять по настоящему делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Камышлове, Камышловском районе и Пышминском районе к администрации муниципального образования "Галкинское сельское поселение" о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 6 июня 2012 г. N 33-6035/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru