Апелляционное определение Свердловского областного суда
от 7 июня 2012 г. N 33-6925/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Тушнолобовой Л.А.
судей Семерневой Е.С., Чумак Г.Н.
при секретаре Ситкиной Н.М.,
рассмотрела в судебном заседании 07.06.2012 дело по иску Л.Н. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области "Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району" и ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району о признании права на получение удостоверения о праве на меры социальной поддержки, возложении обязанности выдать удостоверение и о признании права на назначение пенсии по потере кормильца
по апелляционной жалобе ответчиков - представителей ГУ УПФ РФ по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, УСЗН МСЗН СО по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 09.04.2012
Заслушав доклад судьи Семернёвой Е.С., судебная коллегия
установила :
Л.Н. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В обоснование указала, что является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в пределах тридцатикилометровой зоны отчуждения Л.М., умершего ( / / )
Л.М. был призван Синарским военкоматом г. Каменска-Уральского и в период с 21.10.1986 по 30.12.1986 в составе воинской части N ... Уральского военного округа принимал участие в данных работах.
Он имел воинскую специальность - водитель грузового автомобиля. За период участия Л.М. получил дозу облучения 2,87 брэ.
Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Л.М. не получил по не независящим от его воли обстоятельствам, поскольку данные удостоверения стали выдавать после 31 марта 1990 года.
12.10.2011 она (Л.Н.) обращалась к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, как вдове умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако ей было отказано по причине не предоставления соответствующего удостоверения и предложено обратиться в ТОИОГВ Свердловской области "Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району".
30.11.2011 она обратилась в данное Управление и получила отказ по причине отсутствия документов, подтверждающих факт участия Л.М. в работах в пределах тридцатикилометровой зоны отчуждения Чернобыльской АЭС.
Считает, что факт участия Л.М. в вышеназванных работах подтверждается справкой военкомата, свидетельскими показаниями и другими письменными доказательствами.
Просила признать мужа Л.М., ( / / ) года рождения, умершего ( / / ) года, лицом, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в пределах тридцатикилометровой зоны отчуждения; признать за ней право на получение удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренного Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; возложить обязанности на ТОИОГВ Свердловской области "Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району" оформить и выдать ей удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя умершего мужа Л.М.; о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца с 01 октября 2011 года.
Представитель ответчика ТОИОГВ Свердловской области "Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району" Волкова Н.Ю. исковые требования не признала, мотивируя отсутствием доказательств участия Л.М. в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 30-ти километровой зоне отчуждения. Такое обстоятельство по ее мнению может устанавливаться только в особом производстве.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Пшеницина С.В. в письменном отзыве исковые требования не признала, ссылаясь на то обстоятельство, что пенсия по потере кормильца Л.Н. могла быть назначена только после предъявления удостоверения о праве на льготы на имя Л.М. Не согласна с датой назначения пенсии с 01.10.2011 года, поскольку на день обращения в УПФР Л.Н. не имела соответствующего удостоверения. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Свердловской области в письменном отзыве просили рассмотреть дело без их участия, указали, что в случае предоставления Л.Н. достаточных доказательств, свидетельствующих о невозможности получения в ином порядке документов, удостоверяющих факт участия Л.М. в вышеназванных работах, не возражают против установления данного факта в судебном порядке.
Судом удовлетворены заявленные требования.
В апелляционных жалобах, ответчики просят решение суда отменить.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили и поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным, в том числе в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, потерявшим кормильцев, указаны в статье 10 Федерального Закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать;
В соответствие с пунктом 3 статьи 29 указанного закона супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности гарантируется пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных.
Судом установлен факт участия мужа истца Л.М., умершего ( / / ), в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в пределах тридцатикилометровой зоны отчуждения.
Л.Н., согласно свидетельству о браке, выданного ( / / ) является супругой умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Л.М.
Основанием для назначения пенсии по потери кормильца Л.Н. с 01 октября 2011 года является достижение ею возраста 50-ти лет, что подтверждается паспортом.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд правомерно пришел к выводу о необходимости признания за истцом права на социальные льготы и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району о том, что закон связывает вопрос назначения пенсии по случаю потери кормильца с наличием удостоверения соответствующего образца тождественны доводам, приводимым в суде первой инстанции. Оснований для иной мотивировки непринятия позиции Пенсионного фонда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ответчика представителя УСЗН МСЗН СО по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району о недоказанности вида выполнения Л.М. работ опровергается собранными по делу доказательствами. Судебная коллегия соглашается с оценкой этих доказательств.
Ссылка на необходимость рассмотрения спора в порядке особого производства ( ст. 262 ГПК Российской Федерации) отклоняется, требования истца носят материально-правовой характер. Учитывая универсальность искового производства, и, соблюдая принцип процессуальной целесообразности, вопрос об установлении юридического факта может быть рассмотрен одновременно с иными требованиями. Нарушений процесса не имеется. Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 09.04.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 7 июня 2012 г. N 33-6925/2012
Текст определения размещен на сайте Свердловского областного суда в сети Интернет http://www.ekboblsud.ru