Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 июня 2012 г. N А60-15361/2012
Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Сысертского районного потребительского общества к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании бездействия незаконным.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "ФКЦ "Земля".
При участии в судебном заседании:
от заявителя: Шалапугина Н.В., представитель по доверенности от 01.08.2011 г.; Кадникова С.В., представитель по доверенности от 24.05.2012 года;
от заинтересованного лица: Поташова Е.Е., представитель по доверенности от 08.12.2001 года N 08-23/1868;
от третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: Юзвак Ю.С., представитель по доверенности от 01.02.2012 года N 17-01-82/851;
от третьего лица Правительства Свердловской области: Малов А.А., представитель по доверенности от 30.12.2009 года N 02-09-4521.
Представитель третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия "ФКЦ "Земля" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени им месте судебного заедания на сайте суда.
На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица - ФГУП "ФКЦ "Земля".
Представителям лиц, участвующих в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Представителем заявлено ходатайство об уточнении требований в порядке статьи 49 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Учитывая, что в представленном ходатайстве заявителем по сути заявлено дополнительное требование, которое повлекло за собой изменение и предмета и основания заявленных требований, суд отказал в принятии уточненных требований. К материалам дела по ходатайству представителя заявителя приобщены копии писем Правительства Свердловской области N 01-01-82/5866 и N 01-01-82/5867 от 30.05.12. В судебном заседании был объявлен перерыв. После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей лиц, участвующих в деле. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Сысертское районное потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в части необеспечения внесения обратным числом изменений в нормативный правовой акт, касающегося исправления кадастровой ошибки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 66:33:01 01 008:0194, 66:33:01 01 008:0195 и 66:33:01 01 002:0195.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве возражает против заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Сысертскому районному потребительскому обществу на праве общей долевой собственности принадлежат:
земельный участок с кадастровым номером 66:33:01 01 008:0194, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для производственной деятельности, площадью 1201 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль, ул.1 Мая,7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АГ 503073 от 25.12.2008г.;
земельный участок с кадастровым номером 66:33:01 01 008:0195, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для производственной деятельности, площадью 473 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль, ул.1 Мая,11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АГ 503071 от 25.12.2008г.
Кроме этого Сысертскому районному потребительскому обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:33:01 01 002:0195, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для производственной деятельности, площадью 22219 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль, ул.Пролетарская,78, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АБ 573674 от 29.12.2004г.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Постановления Правительства Свердловской области от 30.05.2007 N 480-ПП "Об организации работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель на территории Свердловской области" Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области по состоянию на 1 января 2007 года.
При расчете кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области N 1347 от 19.12.08, в соответствии с отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области были допущены кадастровые ошибки, а именно: кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков с видом разрешенного использования "для производственной деятельности" (группа 9) были рассчитаны по 5 группе, "как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Данный факт был обнаружен Территориальным отделом N 17 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области 24 ноября 2009 года при утверждении кадастровых выписок о вышеуказанных земельных участках.
Территориальным отделом N 17 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области было принято решение о необходимости устранения кадастровой ошибки от 24.11.2009г. N 1923, которое направлено руководителю управления Роснедвижимости по Свердловской области.
20 апреля 2010 года Территориальным отделом N 17 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области были вынесены решения N 33/10-186, N 33/10-187 и N 33/10-188 о приостановлении исправления кадастровой ошибки обнаруженной в сведениях ГКН, которые содержали ссылку на необходимость представления в орган кадастрового учета исправленного Постановления Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008г.
Заявитель письмом N 225 от 02.07.10 обратился в Правительство Свердловской области с просьбой устранить вышеуказанную кадастровую ошибку.
20 июля 2010 года Сысертским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области были приняты решения: N 33/10-357, N 33/10-358, N 33/10-359 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Общество письмом от 29.07.2010г. обратилось к Начальнику Сысертского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области с просьбой исправить кадастровую ошибку.
Письмом N 639 от 10.08.10, подписанным начальником Сысертского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области, заявителю было сообщено, что кадастровая ошибка подлежит исправлению на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, из органа, допустившего такую ошибку. В данном случае - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. Письмом от 10.08.2010г. N 635 направлены предложения в Управление Росреестра по Свердловской области о внесении изменений в материалы гос. кадастровой оценки земель.
Письмом N 354 от 02.11.2010г. заявитель обратился к руководителю Росреестра по Свердловской области с просьбой устранить кадастровые ошибки.
Письмом N 29-13/373/52888 от 18.11.2010г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, сообщило что земельные участки с кадастровыми номерами 66:33:0101008:194, 66:33:0101008:195, 66:33:0101002:195 были включены в перечень земельных участков, по которым в государственном кадастре недвижимости содержатся кадастровые ошибки в расчетах кадастровой стоимости. Исполнителем работ были проведены работы по устранению ошибок в расчетах кадастровой стоимости земельных участков, по результатам которых было подготовлено Дополнение в Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в Свердловской области (далее Дополнение). Согласно Дополнению земельные участки Исполнителем работ были отнесены к 9 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" Типового перечня видов разрешенного использования в соответствии с Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007г. N П/0152.
Результаты расчетов в соответствии с Административным регламентом "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, направлены на проверку в Центральный аппарат Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
После завершения проверки согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты расчетов будут представлены в Правительство Свердловской области для внесения изменений в постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008г. N 1347 -ПП.
В июле 2011 года в адрес Сысертского РАЙПО поступил ответ от 06.07.2011г. N 78-9254 из Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о том, что земельные участки, указанные в нашем обращении включены в перечень, переоцениваемых земельных участков. Проект постановления "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008г. N 1347-ПП" находится на согласовании в Правительстве Свердловской области.
07 июня 2011 года Постановлением Правительства Свердловской области N 695-ПП были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области по состоянию на 01 января 2010 года. При этом расчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:33:0101008:194, 66:33:0101008:195, 66:33:0101002:195 был произведен в соответствии с 9 группой видов разрешенного использования.
Заявителем в Инспекцию ФНС России по Сысертскому району Свердловской области была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год.
12 декабря 2011 года налоговым органом было вынесено решение N 398/2001 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения согласно которому ИФНС России по Сысертскому району, считает, что заявитель занизил исчисленную сумму налога, применяя результаты кадастровой оценки, утвержденные постановлением Правительства от 07.06.2011г.N 695-ПП, позиция налогового органа основана на данных базы ПК ЭОД (Роснедвижимость), в соответствии с которыми кадастровая стоимость спорных земельных участков указана с кадастровыми ошибками.
Заявитель обратился за разъяснениями в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Письмом N 29-20/896/58415 от 20.12.2011г. заинтересованное лицо сообщило, что Управлением Росреестра по Свердловской области в апреле 2011 года проект постановления по внесению изменений в постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, подготовленный на основании Дополнения, был передан в Правительство Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты нового тура государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Свердловской области по состоянию на 01.01.2010.
Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП является самостоятельным актом и не вносит исправлений в результаты кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП."
Считая, что в данном случае имеет место нарушение прав общества, так как ошибки в кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66:33:0101008:194, 66:33:0101008:195. 66:33:0101002:195 не исправлены, полагая, что заинтересованным лицом не принимаются какие-либо действия в части не обеспечения внесения обратным числом изменений в нормативный правовой акт, касающиеся исправления кадастровой ошибки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 66:33:01 01 008:0194, 66:33:01 01 008:0195 и 66:33:01 01 002:0195, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным бездействия необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Факт наличия кадастровых ошибок в расчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 66:33:01 01 008:0194, 66:33:01 01 008:0195 и 66:33:01 01 002:0195, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.08, а именно: кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков с видом разрешенного использования "для производственной деятельности" (группа 9) были рассчитаны по 5 группе, "как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", что повлекло увеличение кадастровой стоимости земельных участков, материалами дела подтверждается и не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона, при обнаружении кадастровой ошибки орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.
Кроме того, согласно письму Федеральной регистрационной службы Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.04.09 N 3-1324-ГЕ исправление ошибки в определении группы вида разрешенного использования земельного участка, осуществляется в следующей последовательности:
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 ст. 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ по ГКОЗ осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка указанного в решении. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик обеспечивает внесение изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. Орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в ГКН.
Заявляя требования, общество, ссылаясь на пункт 3 указанного письма, считает, что заинтересованное лицо не обеспечило внесения обратным числом изменений в нормативный правовой акт, касающегося исправления кадастровой ошибки в отношении спорных земельных участков.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) государственный кадастр недвижимости - это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества. Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти (ст. 3 Закона).
Управление не имеет полномочий на совершение действий по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 г. "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" к полномочиям отнесено ведение государственного кадастра недвижимости, а также организация проведения государственной кадастровой оценки.
В соответствии со ст. 3 Закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган государственного учета).
Предусмотренные Законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные бюджетные учреждения. Наделенные соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно Приказу Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам РФ полномочиями органов кадастрового учета, а так же совместного приказа Управления и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области (далее - ФГУ ЗКП) от 14 сентября 2010 г. N 262/213 с 15 сентября 2010 г ФГУ ЗКП наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также: приему, проверке представленных на кадастровый учет документов и выдаче документов; постановке на учет вновь образованных земельных участков, учету текущих изменений характеристик существующих земельных участков, снятию с кадастрового учета, прекративших существование земельных участков на основании решений, принятых Управлением; удостоверению документов, подготавливаемых по запросам о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, а также кадастровых паспортов и кадастровых выписок земельных участков, подготовленных в результате осуществления государственного кадастрового учета.
В ходе судебного заседания также было установлено, что исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земельных участков земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области на основании государственного контракта являлось ФГУП "ФКЦ "Земля", заказчиком - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Таким образом Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не является заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель, в связи с чем судом отклоняется довод заявителя о незаконном бездействии со ссылкой на пункт 3 письма Федеральной регистрационной службы Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.04.09 N 3-1324-ГЕ.
В ходе судебного заседания также было установлено, что заинтересованным лицом при обнаружении кадастровых ошибок в отношении спорных земельных участков были совершены все необходимые действия, предусмотренные законодательством для исправления таких ошибок.
На основании вышеизложенного, суд считает, что материалы дела не содержат доказательств того, что заинтересованное лицо допустило незаконное бездействие в связи с чем, оснований для признания бездействия незаконными в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных Сысертским районным потребительским обществом требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2012 г. N А60-15361/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника