Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 июня 2012 г. N А60-18421/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 26 июня 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Садоводческого некоммерческого товарищества "Сад им.Старых Большевиков" (ИНН 6658085903, далее - Заявитель)
к Отделу надзорной деятельности Верх-Исетского района муниципального образования город Екатеринбург (далее - Заинтересованное лицо)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.А.Павлов, представитель, председатель Правления, выписка из протокола от 28.08.2011 N 2,
от заинтересованного лица: А.И.Косенков, старший инспектор, предъявлено удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство об уточнении наименования заинтересованного лица. Ходатайство удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу об отмене постановления о назначении административного наказания от 02.04.2012 N 199.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, считает обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
На основании распоряжения от 16.03.2012 N 141 сотрудниками заинтересованного лица проведена внеплановая выездная проверка соблюдения заявителем требований пожарной безопасности по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московский тракт, 9 км.
В ходе проверки установлены факты нарушения заявителем требований пожарной безопасности, а именно:
- противопожарное расстояние от лесного массива до участков садового товарищества составляет менее 15 метров, что является нарушением п.3 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, п. 1 ст. 75 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5 приложения 1 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Результаты мероприятий по контролю оформлены актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 29.03.2012 N 141.
По результатам материалов проверки (имеются в материалах дела) составлен протокол об административном правонарушении от 29.03.2012 N 199.
Рассмотрев протокол и материалы проверки, должностное лицо Отдела надзорной деятельности Верх-Исетского района г. Екатеринбурга вынесло постановление о назначении административного наказания от 02.04.2012 N 199, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Полагая, что указанное постановление заинтересованного лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд, руководствуясь ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверил оспариваемое постановление в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в "Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров.
Вышеуказанные нарушения заявителем требований Правил пожарной безопасности подтверждаются материалами дела.
Однако в силу ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ч. 3 ст. 1.5 Кодекса указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Частью 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ст. 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" также разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Протокол об административном правонарушении от 29.03.2012 N 199, а также оспариваемое постановление, обстоятельств, свидетельствующих о виновности заявителя, не содержат, то есть вина заявителя заинтересованным лицом фактически не устанавливалась.
Как видно из представленных заявителем в материалы дела документов, территория Садоводческого некоммерческого товарищества "Сад им.Старых Большевиков" граничит с лесным массивом Московского лесного парка. Из ответа ГКУ "Верх-Исетское лесничество" от 19.04.2012 N 33-ЛП следует, что Московский лесной парк является особо охраняемой природной территорией Свердловской области на основании постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2001 N 41-ПП "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области", рубки в лесах на территории Московского лесного парка сада запрещены, следовательно, заявитель не может обеспечить противопожарное расстояние шириной не менее 15 метров.
В связи с чем, по мнению суда, вина заинтересованного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса отсутствует.
Поскольку материалами дела не подтверждается состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, а именно не доказана вина, требования заявителя следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования Садоводческого некоммерческого товарищества "Сад им. Старых Большевиков" (ИНН 6658085903) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Верх-Исетского района г. Екатеринбурга о назначении административного наказания от 02.04.2012 N 199.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июня 2012 г. N А60-18421/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника