Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 июня 2012 г. N А60-20656/2012
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 27 июня 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Газпромнефть-Урал"(ИНН 6661002209, ОГРН 1026605234677)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице Отдела надзорной деятельности Серовского городского округа, Сосьвинского городского округа
о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании
от заявителя: Анкудинов П.В., представитель по доверенности N 08/8-168 от 01.01.2012.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, отзыв не представило, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом (почтовое уведомление о вручении определения суда), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Открытое акционерное общество "Газпромнефть-Урал" просит признать недействительным предписание от 05.03.2012 N 31/2/31 Отдела надзорной деятельности Серовского городского округа, Сосьвинского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9 и 10 этого предписания.
Оспаривая пункт 1 данного предписания, заявитель ссылается на то, что ссылка заинтересованного лица на необходимость решения вопроса о выносе нефтебазы за пределы границ города в соответствии со СНиП 2.01.51-90 является необоснованной, поскольку в силу п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что положения этого Закона не распространяются на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, следовательно, требования СНиП 2.01.51-09 не могут быть отнесены к объектам Серовской нефтебазы, построенной в 1936 году.
В части пункта 2 предписания заявитель ссылается на то, что положения СНиП 2.11.03-93 не содержат требований об указанной организации противопожарного водопровода и допускает подачу воды на охлаждение и тушение пожара передвижной пожарной техникой из противопожарных емкостей (резервуаров) или открытых искусственных и естественных водоемов, поскольку нефтебаза относится к 111 категории; по этим же основаниям заявитель оспаривает пункт 7 предписания об устройстве наружного водопровода с возможностью подачи воды для охлаждения резервуаров и тушения пожаров, а также пункт 9 предписания о выполнении стационарной установки охлаждения резервуаров и пункт 10 предписания о выполнении сухотруба для охлаждения железнодорожных цистерн и устройства для подключения стационарных лафетных стволов.
Заявитель указывает на неправомерность требования п. 3 предписания о выполнении производственно-ливневой канализации, ссылаясь на то, что СНиП 2.01.51-09 не регламентирует данный вопрос, поэтому отсутствие такой канализации не может рассматриваться в качестве нарушений правил пожарной безопасности.
По мнению заявителя, пункт 6 предписания об устройстве аварийного освещения включен в предписание без учета того, что аварийное освещение не требуется, если количество эвакуирующихся людей не превышает 50 человек и выход людей их помещения не связан с опасностью травматизма из-за продолжения работы производственного оборудования.
Возражая против пункта 8 предписания об оборудовании железнодорожных путей стрелочными переводами для обеспечения вывода и рассредоточения подвижного состава, заявитель ссылается на то, что железнодорожные пути находятся в собственности ОАО "РЖД" и общество не вправе их самостоятельно переоборудовать.
В части требований пунктов 4 и 5 предписания об устройстве помещений автоматической пожарной сигнализацией и исключения отделки путей эвакуации горючими материалами заявитель, не оспаривая наличие указанных нарушений, пояснил, что установленный предписанием срок устранения нарушений - до 28.11.2012, является недостаточным исходя из отсутствия у общества необходимых финансовых ресурсов, в связи с чем просит продлить срок исполнения этих пунктов предписания до конца первого квартала 2013 года.
Заинтересованным лицом отзыв не представлен.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Газпромнефть-Урал" является собственником зданий и сооружений промышленного назначения, образующих комплекс нефтебазы, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Серов, ул. Орджоникидзе, д. 1А на земельном участке площадью 38758 кв.м. (земли населенных пунктов).
В адрес общества Отделом государственного пожарного надзора г. Серова и Серовского района ГУ МЧС России по Свердловской области было направлено предписание от 04.06.2010 по устранению нарушений требований пожарной безопасности с указанием перечня необходимых мероприятий и сроков их выполнения.
На основании распоряжения от 21.02.2012 N 31 Отделом надзорной деятельности Серовского городского округа, Сосьвинского городского округа 24.02.2012 проведена проверка выполнения требований предписания от 04.06.2010, которой установлено, что часть указанных в предписании нарушений не устранена.
В соответствии с актом проверки от 27.02.2012 N 31, обществом не был решен вопрос по выносу нефтебазы за пределы границ города; тупиковый противопожарный водопровод не закольцован, не предусмотрена дополнительная установка ПГ на территории резервуарного парка; на территории нефтебазы не выполнена производственно-ливневая канализация; не оборудованы помещения складов ТМЦ, фасованных нефтепродуктов, товарного склада пожарной сигнализацией.
В административном здании нефтебазы на путях эвакуации отделочный материал не демонтирован, для отделки стен и потолков эвакуационных путей (лестничных клеток, фойе, вестибюли, коридор) используются горючие материалы; на путях эвакуации людей по коридорам и лестничным клеткам не предусмотрено аварийное освещение.
Резервуарный парк нефтебазы также имеет не устраненные нарушения требований пожарной безопасности, а именно, подача воды для охлаждения резервуаров и тушения пожара на расходных складах нефтепродуктов предприятия не предусмотрена от наружного водопровода; железнодорожные пути для стоянки вагонов, путевых машинных станция не оборудованы стрелочными переводами для обеспечения вывода и рассредоточения подвижного состава на случай пожара; не выполнен сухотруб для охлаждения железнодорожных цистерн на сливоналивных устройствах (эстакадах) и устройства для подключения стационарных лафетных стволов.
В связи с этим в адрес общества направлено предписание от 05.03.2012 N 31/2/31 об устранении указанных нарушений требований пожарной безопасности, не устраненных предыдущим предписанием, в котором указано следующее:
1. Решить вопрос по выносу нефтебазы за пределы границы города или выполнить требование по разрыву между зданиями в соответствии СНиП 2.11.03.93. Срок - при реконструкции нефтебазы 01.01.2018;
2. Тупиковый противопожарный водопровод закольцевать, предусмотрев при этом дополнительную установку ПГ на территории резервуарного парка, срок - 2013 год;
3. Выполнить на нефтебазе производственно-ливневую канализацию, предусмотрев при этом прием в нее воды от охлаждения резерваторов в случае пожара. Срок - до 28.11.2012;
4. Оборудовать помещения складов ТМЦ: склада фасованных нефтепродуктов и тарного склада автоматической пожарной сигнализацией;
5. На путях эвакуации в административном здании отделочный материал демонтировать, запретить использовать для отделки стен и потолков эвакуационных путей (лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п) горючие материалы, срок исполнения - 28.11.2012;
6. На путях эвакуации людей по коридорам и лестничным клеткам предусмотреть аварийное освещение, срок исполнения - 28.11.2012;
7. В резервуарном парке подачу воды для охлаждения резервуаров и тушения пожара на расходных складах нефтепродуктов предприятия предусмотреть от наружного водопровода (при обеспечении расчетного расхода воды и необходимого свободного напора в сети), срок - 28.11.2012;
8. Железнодорожные пути для стоянки вагонов, путевых машинных станций оборудовать стрелочными переводами для обеспечения вывода и рассредоточения подвижного состава на случай пожара, срок - при реконструкции нефтебазы 01.01.2018;
9. Выполнить стационарную установку охлаждения для резервуаров. Расход воды на охлаждение наземных вертикальных резервуаров следует определить расчетом, исходя из интенсивности подачи воды, срок - 28.11.2012;
10. Выполнить сухотруб для охлаждения железнодорожных цистерн на сливоналивных устройствах (эстакадах) и устройства для подключения стационарных лафетных стволов, срок - 28.11.2012.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий (бездействия) необходима совокупность двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст. 6 Закона о пожарной безопасности и п. 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентирован п. 2 ст. 1 Закона N 294-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Из материалов дела следует, что целью проведения внеплановой проверки в отношении общества является истечение срока ранее выданного предписания по устранению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях общества; задачей проверки является соблюдение требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки; предметом проверки является выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с п. 46 Административного регламента при непосредственном обнаружении в ходе внепланового мероприятия по надзору вновь выявленных нарушений требований пожарной безопасности принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и выдаются предписания об устранении нарушений.
Внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства, проводится в форме выездной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном п. 36 - 45 Административного регламента (п. 47 Административного регламента).
Из смысла п. 49 Административного регламента следует, что при проведении проверки, основанием для которой явилось истечение срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, согласование проведения внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц не требуется.
Таким образом, выявление новых нарушений требований пожарной безопасности в ходе проведения внепланового мероприятия не запрещено действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, поводом для вынесения оспариваемого предписания явилось непосредственное обнаружение государственным инспектором по пожарному надзору нарушений требований пожарной безопасности, допущенных обществом.
На основании с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Пункт 1 оспариваемого предписания содержит требование к собственнику нефтебазы решить вопрос по выносу нефтебазы за пределы границы города или выполнить требование по разрыву между зданиями в соответствии СНиП 2.11.03.93. Срок - при реконструкции нефтебазы 01.01.2018;
Устройство базисных складов для хранения сильно-действующих ядовиты веществ, взрывчатых веществ и материалов, горючих веществ в загородной зоне с удалением от городских и сельских поселений и объектов народного хозяйства предусмотрено действующим СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны", на неприменимость которого ссылается заявитель.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются вышеназванным Федеральным законом о пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правила и нормы пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона о пожарной безопасности предусмотрено, что нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно абзацу 4 статьи 20 Федерального закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В силу пункта 36 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Согласно части 6 статьи 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности противопожарные расстояния от жилых домов и общественных зданий до складов нефти и нефтепродуктов общей вместимостью до 2000 кубических метров, находящихся в котельных, на дизельных электростанциях и других энергообъектах, обслуживающих жилые и общественные здания, сооружения и строения, должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 13 приложения к настоящему Федеральному закону; требования к противопожарным расстояниям от складов нефтепродуктов до жилых домов и общественных зданий установлены также СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 6 статьи 70 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Пункт 1 части 2 статьи 1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности устанавливает, что положения настоящего закона обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объекта защиты.
Согласно части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что эксплуатация заявителем нефтебазы - опасного объекта, расположенной в черте города Серова в непосредственной близости от жилой зоны, приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, требование заинтересованного лица о решении вопроса о переносе данного объекта или решения вопроса о выполнении требований закона о противопожарных разрывах (расстояниях), направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей и не может быть признано неправомерным.
То обстоятельство, что нефтебаза была построена до введения в действие соответствующих СНиП и Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, само по себе не делает возможным дальнейшее существование опасного объекта в зоне жилой застройки, поскольку из буквального толкования названного выше положения в части определения случаев применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не следует, что возможное возникновение пожара обусловлено дальнейшей эксплуатацией здания, сооружения и строения, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности. Приведенная норма закона указывает на то, что возможное возникновение пожара является причиной угрозы жизни и здоровью людей, которая возникает в случае дальнейшей эксплуатации соответствующих объектов защиты.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии со ст. 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В силу статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Заявителем не представлено доказательств того, что пожарная безопасность нефтебазы, расположенной в чете населенного пункта, обеспечена в полном объеме, в связи с чем требования пункта 1 предписания, в соответствии с которым предлагается решить вопрос о выносе нефтебазы за пределы городской черты г. Серова или решить вопрос об устройстве необходимых противопожарных разрывов, отвечает интересам населения г. Серова, следовательно, полностью соответствует целям регулирования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
В силу п. 1 ППБ 01-03 настоящие Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Система противопожарной защиты обеспечивается устройством эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Согласно п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей.
В соответствии с п. 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Установленное административным органом нарушение правил пожарной безопасности, изложенное в п. 6 предписания, обществом не опровергнуто.
Требования пунктов 2, 7, 9 и 10 предписания об организации на нефтебазы общества системы пожаротушения полностью соответствуют положениям СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", пунктом 13. которого, в частности, предусмотрено, что сети противопожарного водопровода и растворопроводов (постоянно наполненных раствором или сухих) для тушения пожара резервуарного парка или железнодорожной эстакады, оборудованной сливоналивными устройствами с двух сторон, следует проектировать кольцевыми с тупиковыми ответвлениями (вводами) к отдельным зданиям и сооружениям (в том числе и к резервуарам, оборудованным установкой автоматического пожаротушения). Сети следует прокладывать за пределами внешнего обвалования (или ограждающих стен) резервуарного парка и на расстоянии не менее 10 м от железнодорожных путей эстакады. К наземным резервуарам объемом 10 000 м3 и более, а также к зданиям и сооружениям склада, расположенным далее 200 м от кольцевой сети растворопроводов, следует предусматривать по два тупиковых ответвления (ввода) от разных участков кольцевой сети растворопроводов для подачи каждым из них полного расчетного расхода на тушение пожара. Прокладку растворопроводов следует предусматривать, как правило, в одной траншее с противопожарным водопроводом с устройством общих колодцев для узлов управления и для пожарных гидрантов.
В силу пункта 10.12. СНиП 2.11.03-93 подачу воды для охлаждения резервуаров и тушения пожара на расходных складах нефтепродуктов предприятий следует предусматривать от наружного водопровода предприятия (при обеспечении расчетного расхода воды и необходимого свободного напора в сети) или в соответствии с п.8.8 настоящих норм, а в соответствии с п. 8.11 СНиП 2.11.03-93 расход воды на охлаждение наземных вертикальных резервуаров следует определять расчетом, исходя из интенсивности подачи воды, принимаемой по табл.8. Общий расход воды определяется как сумма расходов на охлаждение горящего резервуара и охлаждение соседних с ним в группе.
В соответствии с пунктом 8.7 СНиП 2.11.03-93 наземные резервуары объемом 5000 м3 и более должны быть оборудованы стационарными установками охлаждения, а для резервуаров с теплоизоляцией из негорючих материалов допускается не присоединять стационарную установку охлаждения к противопожарному водопроводу, при этом сухие трубопроводы ее должны быть выведены за пределы обвалования и оборудованы соединительными головками и заглушками.
Довод заявителя о том, что указанные требования к системам и организации пожаротушения относятся лишь к складам 1 и 11 категории, тогда как нефтебаза общества относится к категории 111а, на которой допускается не устраивать противопожарный водопровод, не может быть признан обоснованным.
Действительно, в соответствии с п. 8.8. СНиП 2.11.03-93 на складах III категории с резервуарами объемом менее 5000 м3 допускается не устраивать противопожарный водопровод, а предусматривать подачу воды на охлаждение и тушение пожара передвижной пожарной техникой из противопожарных емкостей (резервуаров) или открытых искусственных и естественных водоемов.
Вместе с тем из материалов дела следует, что объемы резервуаров Серовской нефтебазы составляют 13475 куб.м, в связи с чем требование об организации противопожарного водопровода в соответствии с положениями СНиП 2.11.03-09 является обоснованным.
Суд также не принимает довод заявителя о том, что требование п. 8 предписания об оборудовании находящихся на нефтебазе железнодорожных путей для стоянки вагонов, путевых машинных станций в соответствии с п. 407 ППБ 01-03 стрелочными переводами для обеспечения вывода и рассредоточения подвижного состава на случай пожара, не может быть отнесено к ОАО "Газпромнефть-Урал", которое не является собственником этих железнодорожных путей.
В соответствии с техническим паспортом Серовской нефтебазы нефтебаза общества имеет на своей территории железнодорожные подъездные пути и тупики длиной 550 м. с возможностью одновременной установки или хранения до 4-х вагонов или железнодорожных цистерн.
Поскольку данные железнодорожные пути обеспечивают деятельность общества по хранению на нефтебазе нефтепродуктов, обязанность по организации данных подъездных путей в соответствии с Правилами пожарной безопасности и предусматривающей возможность рассредоточения подвижного состава на случай пожара лежит на лице, эксплуатирующем опасный объект. Нефтебаза общества, в том числе подъездные пути к ней, должны отвечать требованиям пожарной безопасности, которые обязан обеспечить собственник нефтебазы, поскольку владелец железнодорожных путей не осуществляет деятельность по хранению на нефтебазе нефтепродуктов и не отвечает за соблюдение соответствующих требований пожарной безопасности.
Требование п. 3 предписания о выполнении производственно-ливневой канализации для отведения воды от охлаждения резерваторов на случай пожара также направлено на обеспечение пожарной безопасности, поскольку связано с надлежащим функционированием системы пожаротушения, поэтому является обоснованным, а ссылка предписания на СНиП 2.01.51-09, регулирующего проведение инженерно-технических мероприятий в целях обеспечения безопасности людей от поражающих факторов, в том числе рисков возникновения пожаров, права и законные интересы общества не нарушает.
Несмотря на то, что заинтересованным лицом не исполнена возложенная на него ст. 200 АПК РФ обязанность по доказыванию наличия оснований для вынесения оспариваемого предписания, в отсутствие документов, опровергающих факты указанных в предписании нарушений, основания для вывода о том, что эти нарушения не создают неблагоприятные условия для безопасной эвакуации опасного объекта и могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, отсутствуют.
Помимо этого, являются необоснованными доводы общества о невозможности выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в установленные в предписании сроки, поскольку выполнение этих мероприятий не связано с материальными или финансовыми возможностями хозяйствующего субъекта.
Обращенная к суду просьба о продлении срока выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не может быть рассмотрена судом, поскольку решение этого вопроса отнесено к компетенции государственного органа пожарного надзора и к компетенции суда не относится.
При этом суд отмечает, что указанная просьба не является самостоятельным требованием заявителя и связана с его требованием о признании предписания недействительным, в связи с чем основания для процессуальной оценки просьбы общества о продлении срока исполнения предписания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2012 г. N А60-20656/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника