Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 июня 2012 г. N А60-25346/2012
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (ИНН 6659107821, ОГРН 1046603151935)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276)
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Никифорова А.А., представитель по доверенности N 19 от 08.02.2012г.,
от заинтересованного лица: Шарова О.А., представитель по доверенности серии 66 АА N 1179213 от 02.04.2012г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заинтересованным лицом представлены отзыв на заявление, который приобщен судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
Управление Роскомнадзора по Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ФГУП "Почта России" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заинтересованным лицом с заявленными требованиями не согласилось по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Свердловской области на основании обращения гражданина Светлакова А.В. (вх. N С-215 от 17.04.2012г.) проведены мероприятия контроля в отношении ФГУП "Почта России".
В ходе проверки выявлено осуществление заинтересованным лицом предпринимательской деятельности с нарушением пункта 4, 14 условий, предусмотренных лицензией N 25577.
Заинтересованным лицом допущены следующие нарушения:
1. Оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" при оказании услуги по пересылке международного почтового отправления по своей сети на территории Российской Федерации не обеспечена его сохранность.
Международный мелкий заказной пакет N RJ782135690GB, отправленный 02.08.2011 из Великобритании в адрес: 620142, Екатеринбург, ул. Цвилинга, д. 42, кв. 70, Светлакову Алексею Всеволодовичу, 15.08.2011 поступил в место вручения, объект почтовой связи "Екатеринбург 620142" Екатеринбургского почтамта УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России".
При вручении адресату 16.08.2011 в объекте почтовой связи "Екатеринбург 620142" мелкий заказной пакет был взвешен. Масса пакета не соответствовала массе, указанной на пакете и в сопроводительных документах. При осмотре бумажной оболочки пакета установлено, что с правой стороны от адреса под коричневым скотчем просматриваются скобы от стиплера и боковой разрез оболочки конверта. По просьбе получателя, Светлакова А.В. в его присутствии пакет был вскрыт и обнаружено, что внутреннее вложение пакета (телефон) подменено и не соответствует вложению, отправленному из Интернет-магазина в Великобритании.
Должностными лицами объекта почтовой связи "Екатеринбург 620142" 16.08.2011 в присутствии Светлакова А.В. составлен акт о наружном состоянии почтового отправления N RJ782135690GB, поступившего в страховом мешке.
Таким образом, на сети оператора почтовой связи ФГУП "Почта России" на этапе пересылки международного почтового отправления по территории Российской Федерации от Места международного почтового обмена "Москва 104001" до места вручения адресату "Екатеринбург 620142" Екатеринбургского почтамта не обеспечена его сохранность - нарушение п.п. "б" и "в" п. 47 ПОУПС; ст. 20 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; п. 455 "Почтовых правил".
2. Оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" нарушается порядок работы с обращениями пользователей услугами ФГУП "Почта России".
Пользователем услугами почтовой связи Светлаковым А.В. 17.08.2011 было подано письменное заявление начальнику Екатеринбургского почтамта УФПС Свердловской области - филиала ФГУП "Почта России" по факту повреждения упаковки и замены вложения поступившего в его адрес международного почтового отправления, мелкого заказного пакета N RJ782135690GB, отправленного из Великобритании.
Екатеринбургским почтамтом данное заявление было перенаправлено в УФПС Свердловской области и далее в Департамент претензионной работы по международному почтовому обмену ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России".
12.10.2011 Светлаковым А.В. было подано второе письменное заявление начальнику Екатеринбургского почтамта, зарегистрировано в почтамте за N 4745 от 12.10.2011.
10.11.2011 Светлаковым А.В. было размещено электронное заявление на сайте Департамента претензионной работы по международному почтовому обмену ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", зарегистрировано в ДПР за N 15771-11от 10.11.2011.
19.01.2012 Светлаковым А.В. было подано третье письменное заявление начальнику Екатеринбургского почтамта, зарегистрировано в почтамте за N 215 от 19.01.2012.
По состоянию на 17.04.2012, на момент обращения Светлакова А.В. в Управление Роскомнадзора по Свердловской области с жалобой, от оператора почтовой связи ФГУП "Почта России" ответы о принятии решения по его заявлениям не поступили - нарушение пункта 55 ПОУПС; ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; пункта 7.5.7. Инструкции.
3. Оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" нарушается порядок возмещения убытков, причиненных при оказании услуг почтовой связи.
С августа 2011 года до настоящего времени оператором почтовой связи не решен вопрос о возмещении убытков Светлакову А.В., в случае утраты вложения международного почтового отправления, мелкого заказного пакета N RJ782135690GB, отправленного из Великобритании в Екатеринбург, что вынудило пользователя услугами ФГУП "Почта России" обратиться в надзорные органы - нарушение п.п. "д" п. 57 ПОУПС, ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
4. Оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" в связи с нарушением - правил оказания услуг почтовой связи не выполнены условия договора об оказании услуг почтовой связи - нарушение п.1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; абзаца 4 ст. 14, абзаца 4 ст. 16, абзаца 1 ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
5. Оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" не выполняются обязанности оператора почтовой связи, не обеспечивается качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами (на сети почтовой связи ФГУП "Почта России" не обеспечивается сохранность принятых отпользователей почтовых отправлений) - нарушение подпункта "в" пункта 47 ПОУПС.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении N 362-Пр/4 от 29.05.2012г.
Считая, что в действиях предприятия содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
Согласно статье 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
При этом определено, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (статья 2 Закона).
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
Согласно п. 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 N 221.
В соответствии с п. 55 ПОУПС порядок регистрации и рассмотрения претензий устанавливается оператором почтовой связи. Оператор почтовой связи обязан рассмотреть претензию и дать заявителю ответ (в письменной форме) в установленные указанным пунктом сроки.
В силу пп. "в" п. 47 ПОУПС операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Статьей 20 Закона "О почтовой связи" установлено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств. Прием и передача почтовых отправлений и денежных средств между организациями почтовой связи осуществляются при обеспечении точного учета передаваемых и принимаемых почтовых отправлений и денежных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.
Также в силу подп. "б", "в" п. 47 ПОУПС операторы почтовой связи обязаны:
- обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
- обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Факты оказания заинтересованным лицом услуг почтовой связи с нарушением условий лицензии и вина предприятия, выражающаяся в непринятии им всех необходимых мер для соблюдения указанных требований, подтверждены материалами дела.
Поскольку факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения установлен, подтверждается материалами дела, суд считает, что ФГУП "Почта России" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Порядок производства по делу об административном правонарушении заявителем соблюден, контролирующим органом обеспечены гарантии, предоставленные заинтересованному лицу ст. 28.2 КоАП РФ. Материалы дела содержат доказательства надлежащего извещения предприятия о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не пропущен.
Довод заинтересованного лица о нарушении административным органом порядка проведения проверки суд во внимание не принимает, при этом руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) настоящий Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и государственного надзора в области связи в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи.
Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 (далее - Порядок).
Пунктом 10 Порядка Федеральной службе по надзору в сфере связи и (или) и ее территориальным органам предоставлено право в пределах установленных полномочий организовывать и проводить плановые и внеплановые мероприятия по контролю.
Рассмотрение жалоб пользователей услугами связи осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п. 1, 3 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с подп. 5.1.1.1 п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
При этом Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы подп. 6.1 п. 1 указанного Положения), что не противоречит под. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в котором указано, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 6.1 пункта 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228
В Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" действительно дано узкое понятие должностного лица, однако п. 14 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного Приказом Минкомсвязи Российской Федерации от 08.06.2011 N 137, не исключает направления запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения, в иной государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу.
Кроме того, согласно п. 48 указанного Административного регламента ответственный исполнитель, которому поручено рассмотрение обращения, в том числе запрашивает необходимые для рассмотрения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц.
Исходя из приведенных норм, по мнению суда, заявитель наделен полномочиями по рассмотрению жалоб граждан на действия операторов связи, при этом может запрашивать, в том числе у юридических лиц (их единоличных исполнительных органов) сведения (информацию) для дачи ответа на обращения (жалобы) граждан.
Учитывая предмет регулирования и понятия, приведенные в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ст.ст. 1, 2 Федерального закона), его положения, как полагает суд, к возникшим правоотношениям не применяются, так как из существа запроса о предоставлении сведений следует, что он направлен заявителю в рамках рассмотрения обращения гражданина, то есть в данном случае должны применяться положения Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также соответствующие положения и регламенты, регулирующие компетенцию государственных органов и порядок рассмотрения ими обращений.
Таким образом, суд считает, что доводы ФГУП "Почта России" в этой части не основаны на положениях действующих нормативных документов.
Довод заинтересованного лица об отсутствии грубых нарушений также судом отклоняется.
К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", к которым в частности относятся:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Характер выявленных нарушений - значительное отступление действующей системы почтовой связи от установленных требований, которые не только не устраняются, но и не выявляются лицом, осуществляющим специализированную деятельность, для осуществления которой требуется наличие лицензии, в течение длительного времени в период действующего договора, которые повлекли причинение ущерба гражданина, не могут не свидетельствовать об их грубом нарушении.
Таким образом, выявленные нарушения подпадают под признаки грубых нарушений лицензионных требований, образующих событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд полагает, что состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, административным органом установлен и доказан, ФГУП "Почта России" подлежит привлечению к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 40000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (ИНН 6659107821, ОГРН 1046603151935) удовлетворить.
2. Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) руб. 00 коп.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
УФК по Свердловской области (Управление Роскомнадзора по Свердловской области),
БИК 046577001
расчетный счет N 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург,
ИНН 6659107821, КПП 665901001,
КБК 09611690040046000140,
ОКАТО 65401000000.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2012 г. N А60-25346/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника