Уставный Суд Свердловской области в составе председательствующего заместителя Председателя Суда Н.А. Жилина, судей В.И. Задиоры, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина, с участием заявителя Дряннова Н.Г., представителя заявителей Суворовой Э.Р., представителя Главы Екатеринбурга как органа, принявшего оспариваемый акт, Огарковой Л.Н.,
рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области распоряжения Главы города Екатеринбурга от 11 марта 2005 года N 467-р "О создании Комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.А. Жилина, объяснения заявителя, представителей сторон, мнение приглашенных в судебное заседание представителя Екатеринбургской городской Думы Ситника А.В. и представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Гилевой И.В., исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. Борщевский Т.В., Дряннов Н.Г. и Поротникова И.Е. обратились в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области распоряжения Главы города Екатеринбурга от 11 марта 2005 года N 467-р "О создании Комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", (далее - Распоряжение N 467-р), Приложения N 1 к данному распоряжению, которым утвержден состав Комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и Приложения N 2 Положение о комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", а также Приложения к Положению о Комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", которым закреплена форма документа, названного "Паспорт временной ночной автопарковки" (далее - Паспорт автопарковки).
Заявители полагают, что оспариваемые акты Главы города Екатеринбурга не соответствуют Уставу Свердловской области, поскольку устанавливают не предусмотренный действующим законодательством порядок предоставления земельных участков, регулируют деятельность должностных лиц государственных органов, а также не опубликованы для всеобщего сведения, чем нарушен принцип законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных актов.
Главой Екатеринбурга 1 марта 2007 года издано Распоряжение N 487-р, которым оспариваемые акты признаются утратившими силу, поэтому, а также в связи с ненормативностью оспариваемого акта представитель Главы Екатеринбурга полагает, что дело не подлежит рассмотрению Уставным Судом.
В соответствии с правовой позицией Уставного Суда, сформулированной в Постановлении от 13 октября 2005 года, при принятии правовых актов и отнесении их к нормативным или ненормативным органы местного самоуправления должны руководствоваться критериями, установленными Законом Свердловской области "О правовых актах в Свердловской области" (статья 2). Нормативный правовой акт - правовой акт, содержащий нормы права, рассчитанные на многократное применение правила поведения, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права, обязанности, ответственность персонально неопределенного круга лиц и (или) предусматривающие утверждение, введение в действие, толкование, приостановление либо признание утратившим силу нормативного правового акта; ненормативный (индивидуальный) правовой акт - правовой акт, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам).
Утвержденное Распоряжением N 467-р "Положение о комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", форма "Паспорта автопарковки" отвечают всем признакам нормативного правового акта, а по содержанию норм затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 15) устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Следовательно, обязательному опубликованию в установленном порядке подлежит нормативный правовой акт муниципального органа, признающий утратившим силу другой нормативный правовой акт этого органа, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В связи с этим Уставный Суд не может применить Распоряжение N 487-р от 1 марта 2007 года о признании утратившим силу оспариваемого Распоряжений N 467-р от 11 марта 2005 года как неопубликованное и, следовательно, не вступившее в силу, и прекратить производство по делу.
В соответствии со статьей 4 (пункт 2) Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" нормативные положения распоряжения Главы города Екатеринбурга от 11 марта 2005 года N 467-р "О создании Комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" являются предметом рассмотрения Уставного Суда в данном деле.
2. Анализ нормативных положений Распоряжения от 11 марта 2005 года N 467-р "О создании Комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных этим распоряжением Приложений, а также Паспорта автопарковки позволяет сделать вывод, что Глава города Екатеринбурга установил ими порядок передачи в аренду земельных участков для организации временных ночных автопарковок, поскольку в результате заинтересованное лицо за плату получает во временное пользование имущество - земельный участок, что в соответствии с гражданским законодательством регулируется договором аренды (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, к которому относятся земельные участки, а также их части, регулируются гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации). Однако в соответствии с правовой позицией Уставного Суда Свердловской области (Постановление от 31 марта 2006 года), установление порядка передачи муниципального имущества во временное пользование иным лицам, в том числе и в аренду, не может быть отнесено исключительно к сфере гражданского законодательства. К вопросам местного значения муниципальных образований относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом (пункт 1.3 статьи 14, пункт 1.3 статьи 15, пункт 1.3 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а передача, как и регулирование порядка передачи муниципального имущества в пользование иным лицам, в том числе и в аренду, непосредственно охватываются этими полномочиями.
В соответствии со статьей 90 Устава Свердловской области местное самоуправление осуществляется на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Как обосновано в постановлениях Уставного Суда Свердловской области от 7 июля 1999 года, от 5 октября 1999 года, от 6 декабря 1999 года и других, сохраняющих свою силу, к общим правовым принципам организации местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится, в частности, принцип законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (статья 608 ГК РФ), то есть муниципальному образованию "город Екатеринбург". При этом реализовать это право могут только органы местного самоуправления, действующие самостоятельно от имени муниципального образования (часть 1 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), то есть Администрация, которая в соответствии с пунктом 1.9 статьи 37 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" осуществляет права по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, включая муниципальные земли. Между тем решение о передаче в аренду земельных участков - а паспорт автопарковки является основанием для заключения договора аренды (пункт 4.3 Положения о комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург") - принимает комиссия, которая не является органом местного самоуправления, поскольку не предусмотрена Уставом Екатеринбурга, и не является юридическим лицом, то есть с точки зрения гражданского права не может быть участником гражданско-правовых отношений.
Тем самым при установлении порядка передачи муниципального имущества в аренду, закрепленного в оспариваемых нормативных актах, нарушен принцип законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов, и, следовательно, нормативные акты, в которых этот порядок установлен, противоречат статье 90 Устава Свердловской области.
3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 9) земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Соответственно земельные участки на территории муниципального образования "город Екатеринбург" могут находиться как в собственности самого муниципального образования, так в частной и иных формах собственности. При этом собственник или владелец земельного участка, находящегося, к примеру, в частной собственности, не лишен права использовать его по своему усмотрению, в том числе и для организации автопарковки или передачи его в аренду для этих же целей (статья 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Распоряжение Главы города Екатеринбурга N 467-р можно истолковать таким образом, что установленный порядок передачи в аренду земельных участков или части их распространяется не только на муниципальные земли, но и на земельные участки, находящиеся в частной и иных формах собственности. Между тем полномочиями по установлению порядка реализации собственниками своих прав по владению, пользованию и распоряжению земельным участком органы муниципальных образований не наделены.
Неопределенность правовой нормы, влекущая возможность ее произвольного истолкования и нарушающая конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации), является основанием для ее дисквалификации (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 11 марта 1998 года N 8-П, от 16 марта 1998 года N 9-П, от 15 июня 1998 года N 18-П и другие).
Установление в муниципальном нормативном акте положения, которое не обеспечивает его однозначное понимание, дезориентирует правоприменителей, может привести к произвольной реализации на практике и тем самым создает препятствия в осуществлении конституционного права частной собственности на землю, вводит необоснованные ограничения для хозяйственной деятельности и противоречит статьям 2 и 102 (пункт 2) Устава Свердловской области.
4. Оспариваемый нормативный акт в нарушение требований части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации не был опубликован, хотя, как установлено в судебном заседании, применяется на территории города Екатеринбурга более двух лет.
Конституционный принцип гласности в деятельности органов местного самоуправления конкретизируется в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 47), который устанавливает, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Конституционные принципы гласности и законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими актов, которые в силу статьи 90 Устава Свердловской области являются обязательными в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушены при введении в действие оспариваемого акта Главы города Екатеринбурга, в связи с чем он не соответствует Уставу Свердловской области, его статьям 2 и 90.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 8, 76, 77, 78, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2, 90, 102 распоряжение Главы города Екатеринбурга от 11 марта 2005 года N 467-р "О создании Комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
2. Настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке нормативных актов органов местного самоуправления на территории Свердловской области, содержащих положения, которые признаны не соответствующими Уставу Свердловской области.
3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 26 июня 2007 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области распоряжения Главы города Екатеринбурга от 11 марта 2005 года N 467-р "О создании Комиссии по организации деятельности временных ночных автопарковок, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 30 июня 2007 г. N 215 стр. 6; в "Собрании законодательства Свердловской области" от 16 августа 2007 г. N 6-4 (2007), ст. 839
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника