Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, М.Н. Обрубовой,
с участием гражданки А.С. Дедовой, обратившейся в Уставный Суд, представителя Думы городского округа Краснотурьинск А.И. Бако, представителей Главы городского округа Краснотурьинск Е.А. Бочкановой и Ю.В. Долматовой, руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 83, 84, 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 2 пункта 2 главы 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск, утвержденного Решением Думы городского округа Краснотурьинск от 24 июля 2008 года N 46 "Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки A.C. Дедовой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые заявительницей нормативные положения указанного акта.
Заслушав в судебном заседании сообщение судьи-докладчика В.Ю. Пантелеева, объяснения сторон, мнение приглашенного в судебное заседание В.А. Алферова - представителя Уполномоченного по правам человека г Свердловской области, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Дедова Алефтина Семеновна с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области главы 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск, утвержденного Решением Думы городского округа Краснотурьинск от 24 июля 2008 года N 46 "Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск" (далее - Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы).
Оспариваемая заявительницей глава 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы предусматривает условия назначения пенсии за выслугу лет. В судебном заседании A.C. Дедова уточнила требования и просила признать не соответствующими Уставу Свердловской области нормативные положения подпункта 2 пункта 2 главы 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы, который предусматривает, что пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск, при наличии стажа муниципальной службы не менее 10 лет и уволенным с муниципальной службы в связи:
с ликвидацией органа местного самоуправления либо с сокращением штата муниципальных служащих органов местного самоуправления;
с достижением предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;
с увольнением по собственному желанию, в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
с обнаружившимся несоответствием замещаемой должности вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы.
Заявительница A.C. Дедова, 1933 года рождения, в 1965 году решением сессии городского Совета депутатов трудящихся была избрана секретарем исполнительного комитета Краснотурьинского городского Совета депутатов трудящихся. В 1988 году освобождена от обязанностей секретаря исполкома Краснотурьинского городского Совета народных депутатов в связи с уходом на пенсию. Ее трудовой стаж в этой должности составил более 23 лет. В сентябре 2010 года в назначении пенсии за выслугу лет ей было отказано на том основании, что согласно законодательству Российской Федерации и Свердловской области она не приобрела право на получение муниципальной пенсии.
По мнению заявительницы, подпункт 2 пункта 2 главы 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы, нарушает ее право на социальное обеспечение, конституционные принципы равноправия и справедливости, поскольку не предусматривает право на установление пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших должность секретаря исполнительного комитета Краснотурьинского городского Совета народных депутатов, и не соответствует Уставу Свердловской области.
2. В соответствии с Конституцией Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя. Поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения (статья 39).
Социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Одной из гарантий, установленных для муниципальных служащих, является возможность получения пенсии за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункт 1 статьи 13 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области"). Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Реализуя предоставленные органам местного самоуправления полномочия, Думой городского округа Краснотурьинск было принято Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы.
Определение круга лиц, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет, и условий реализации данного права является дискреционным полномочием законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регулируя условия и порядок предоставления конкретных видев пенсионного обеспечения, необходимо соблюдать конституционные принципы справедливости и равенства. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав не должны устанавливаться произвольно - они допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).
Поскольку Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит вопрос установления пенсионного обеспечения за выслугу лет к вопросам местного значения городского округа, органы местного самоуправления городского округа вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного закона, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (статьи 16, 16.1).
Таким образом, органы местного самоуправления вправе установить пенсионное обеспечение за выслугу лет лицам, которым оно не установлено федеральными законами и законами Свердловской области, за счет доходов, местных бюджетов в соответствии с законодательством.
Пенсия за выслугу лет является дополнительной, в связи с чем право заявительницы на пенсионное обеспечение, как оно предусмотрено статьей 39 Конституции Российской Федерации, не нарушается, а расширение круга лиц, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение, относится к компетенции представительных органов муниципальных образований.
Исходя из изложенного, подпункт 2 пункта 2 главы 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск, соответствует Уставу Свердловской области.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области постановил:
1. Признать подпункт 2 пункта 2 главы 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск, утвержденного Решением Думы городского округа от 24 июля 2008 года N 46 "Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск" соответствующим Уставу Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликование в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 27 сентября 2011 г. N 6-1-7-2011 "По делу о соответствии Уставу Свердловской области подпункта 2 пункта 2 главы 2 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Краснотурьинск, в связи с запросом А.С. Дедовой"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 30 сентября 2011 г. N 360 стр. 9