Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 16 мая 2007 г. N 44г-291/07
(извлечение)
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Яковлевой Т.И.
и членов президиума Богословской И.И., Павлюченко М.А., Черкасовой Г.А.,
рассмотрел в судебном заседании от 16 мая 2007 года гражданское дело N 2-46/06 по иску Лужского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов несовершеннолетних К., 19.12.1993 г.р., К-ой, 08.06.1997 г.р., К-ва, 27.06.1995 г.р., к Министерству финансов Российской Федерации, Комитету финансов Правительства Ленинградской области о взыскании сумм задолженности по выплате денежного пособия на содержание опекаемых.
на основании жалобы в порядке надзора Министерства финансов Российской Федерации и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда Д. от 19 апреля 2007 года о передаче дела в суд надзорной инстанции, заслушав доклад судьи Д.,
Президиум установил:
Прокурор Лужской городской прокуратуры Ленинградской области обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском в защиту интересов несовершеннолетних К., 19.12.1003 года рождения, К-ой, 08.06.1997 года рождения и К-ва, 27.06.1995 года рождения, к Министерству финансов Российской Федерации и Комитету финансов Администрации Ленинградской области о взыскании в пользу опекуна указанных выше несовершеннолетних Х. задолженности по невыплаченному опекунскому пособию на содержание опекаемых в размере 100 800 рублей, образовавшейся за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлениями главы администрации МО "Лужский район" от 22.03.2001 года N 185/5 над указанными выше несовершеннолетними детьми назначена опекуном Х., которой назначено денежное содержание на опекаемых, однако, выплата пособий в 2004 году производилась не в полном размере.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 3 февраля 2006 года с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ленинградской области в пользу Х. взыскана задолженность на содержание несовершеннолетних опекаемых в размере 100 800 рублей за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
В надзорной жалобе, поступившей в Санкт-Петербургский городской суд 15.02.2007 года, представитель Министерства финансов Российской Федерации просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 28.02.2007 года дело истребовано в Санкт-Петербургский городской суд.
Гражданское дело N 2-46/06 поступило в Санкт-Петербургский городской суд 12.03.2007 года.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 19.04.2007 года дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Санкт-Петербургского городского суда.
В соответствии со статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушенных норм материального или процессуального права.
Суд, удовлетворяя исковые требования прокурора и взыскивая недополученные суммы на содержание опекаемых детей, пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по задолженности за 2004 год является Министерство финансов Российской Федерации, поскольку выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ленинградская область.
При этом суд указал, что в 2004 году из федерального бюджета не поступали в бюджет Ленинградской области денежные средства на выплату опекунам пособий, а также на отсутствие доказательств распределения и закрепления за Ленинградской областью как субъектом Российской Федерации предполагаемых расходов на указанные цели в данный период из бюджета Российской Федерации. Судом также учтено, что из казны Ленинградской области производилась выплата денежных средств на содержание детей.
Президиум Санкт-Петербургского городского суда, изучив материалы дела, полагает надзорную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в связи с несоответствием решения суда первой инстанции нормам материального и процессуального права, выразившимся в следующем.
Согласно статье 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления и, следовательно, все функции по осуществлению опеки и попечительства отнесены к компетенции органов местного самоуправления и являются вопросами местного значения.
В соответствии п. 5 ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации на содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установлены нормы материального обеспечения воспитанников детских домов согласно Приложений NN 1-1, которые распространяются и на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку в семьи граждан.
Во исполнение указанного Постановления приказом Министерства образования Российской Федерации N 199 от 19.08.1999 года утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно п.п. 1 которого органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Статьей 1 областного закона "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области" (в редакции от 11.07.2001 года) установлено, что органами опеки и попечительства в Ленинградской области являются органы местного самоуправления. Согласно части 7 статьи 4 данного закона выплата денежных средств на содержание подопечных относится к основным функциям органов опеки и попечительства.
Начиная с 1999 года, в областном бюджете Ленинградской области предусматривались средства на осуществление опеки и попечительства. Выплата указанных средств производилась в соответствии с "Порядком финансирования ежемесячных пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ленинградской области", ежегодно утверждаемым вице-губернатором - председателем комитета финансов Ленинградской области. На 2004 год данный порядок утвержден не был.
В статье 8 указанного областного закона предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти Ленинградской области устанавливает нормативы финансирования подведомственных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и размеры денежных средств, необходимых на содержание опекаемых с учетом региональных особенностей и требований Правительства Российской Федерации; финансирует подведомственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержание опекаемых и детей, находящихся в приемных семьях.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Устава Ленинградской области высшим исполнительным органов власти Ленинградской области является Правительство Ленинградской области, соответственно установление размера ежемесячного пособия опекунам на одно физическое лицо находится в его компетенции, размер указанных средств должен быть утвержден в форме распоряжения.
Таким образом, надлежащим ответчиком по данным требованиям является Администрация Ленинградской области.
Суд при рассмотрении спора неправильно применил нормы материального права, взыскав денежные средства с Министерства финансов Российской Федерации.
Судом также нарушены нормы процессуального права, так как дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства финансов Российской Федерации, которое не было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах принятое по делу судебное постановление подлежит отмене, а дело следует направить на новое рассмотрение в тот же суд ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум постановил:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 3 февраля 2006 года отменить.
Дело по иску Лужского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов несовершеннолетних К., 19.12.1993 г.р., К-ой, 08.06.1997 г.р., К-ва, 27.06.1995 г.р., к Министерству финансов Российской Федерации, Комитету финансов Правительства Ленинградской области о взыскании сумм задолженности по выплате денежного пособия на содержание опекаемых направить на новое рассмотрение в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в ином составе судей.
Председательствующий: |
Т.И. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 16 мая 2007 г. N 44г-291/07
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления предоставлен Санкт-Петербургским городским судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении без указания фамилий и адресов лиц, участвующих в деле