Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда
от 24 октября 2007 г. N 44г-700/07
(извлечение)
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Пономарева А.А.
и членов президиума Богословской И.И., Павлюченко М.А.,
Черкасовой Г.А., Яковлевой Т.И.,
рассмотрел в судебном заседании 24 октября 2007 года гражданское дело N 2-811/07 по иску Г.Ю.П. к ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области о взыскании суммы недоплаченной пенсии с учетом индексации и процентов на основании надзорной жалобы Г.Ю.П. и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда от 2 октября 2007 года о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А., Г.Ю.П.,
Президиум установил:
Г.Ю.П. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что является пенсионером МВД РФ, с 1 января 1995 года на основании постановления Правительства РФ N 1349 от 7 декабря 1994 года "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" было произведено увеличение должностных окладов, однако, ответчик начислил ему пенсию в увеличенном размере только с 1 марта 1998 года.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 сентября 2006 года, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, были частично удовлетворены исковые требования Г.Ю.П., с ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в пользу Г.Ю.П. взыскана сумма недоплаченной пенсии за период с 1 января 1995 года по 1 марта 1998 года с учетом индексации в размере 24540 руб. 62 коп. и госпошлина в доход государства 836 руб. 22 коп, в остальной части иска отказано.
Постановлением Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2007 года состоявшиеся по делу судебные постановления отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом надзорной инстанции предложено при новом рассмотрении проверить, производилось ли фактически увеличение должностного оклада соответствующей категории сотрудников ОВД (по последней занимаемой должности).
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2007 года Г.Ю.П. в иске отказано.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что фактического увеличения денежного довольствия по должности, занимаемой истцом к моменту увольнения, не производилось.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 мая 2007 года решение районного суда оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Г.Ю.П. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, считая их неправильными, принять новое решение об удовлетворении иска, оспаривает вывод суда и указывает, что должностной оклад по названной должности в период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года выплачивался с увеличением на 25%.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с п. "б" ст.49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения, учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Приказом МВД России N 450 от 31 декабря 1994 года, изданным во исполнение постановления Правительства РФ от 7 декабря 1994 года N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" начальникам главных управлений и управлений МВД России, министрам внутренних дел республик, начальникам УВД (ГУВД) краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных областей и округов,..., учебных (военно-учебных) заведений и научно-исследовательских учреждений, др. разрешалось в пределах выделенных ассигнований устанавливать сотрудникам и военнослужащим с 1 января 1995 года должностные оклады и оклады по воинским должностям с увеличением на 25% за службу в органах внутренних дел и внутренних войсках.
Судом первой инстанции установлено, что Гунькин Ю.П. уволен в запас по возрасту с должности заместителя начальника Высшего политического училища им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР (в настоящее время Санкт-Петербургского военного института внутренних войск).
Как следует из ответа Санкт-Петербургского военного института внутренних войск от 16 апреля 2007 года, на основании приказа МВД РФ N 450 от 31 декабря 1994 года, военнослужащим внутренних войск с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года выплачивалась надбавка к должностному окладу в размере 25% "за службу во внутренних войсках".
С 1 марта 1998 года в соответствии с приказом МВД РФ N 429 от 13 июля 1998 года указанная надбавка включена в состав должностного оклада.
Отказывая в иске, суд счел, что фактического увеличения денежного довольствия по должности, с которой уволен Г.Ю.П., не производилось, т.к. указанная надбавка не входит в состав должностного оклада лиц, состоящих на службе, и ее выплата не влечет пересмотра размера пенсии в соответствии со ст.49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку согласно ст.43 данного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, в которое включаются оклады по должности и званию, а также другие установленные в Законе выплаты, к которым такая надбавка не относится.
С таким выводом согласиться нельзя.
Выплата надбавки военнослужащим внутренних войск в размере 25% "за службу во внутренних войсках" в период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года, в дальнейшем включенной в должностной оклад, осуществлялась на основании приказа МВД РФ от 31 декабря 1994 года N 450, изданного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года N 1349.
Таким образом, правовым основанием к выплате надбавки послужили те акты, на основании которых разрешалось произвести увеличение должностных окладов сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, ответчиком фактически взамен увеличения окладов установлена надбавка, не учитываемая при исчислении и перерасчете размеров пенсии, что нарушает права лиц, имеющих право на пенсии в соответствии со ст.49 Закона РФ, и ставит их в неравное положение с сотрудниками и военнослужащими, которым при назначении пенсии применялись оклады с увеличением на 25%.
В надзорной жалобе истец ссылается и прикладывает копию приказа МВД РФ от 19 февраля 1998 года N 114 "О применении должностных окладов (окладов по воинской должности) и перерасчете пенсий", зарегистрированного в Минюсте РФ 12 марта 1998 года N 1484, изданного в целях реализации постановления Правительства РФ от 7 декабря 1994 года N 1349.
Данным приказом предписано производить исчисление пенсий, надбавок, доплат и других дополнительных выплат из должностных окладов (окладов по воинской должности) с учетом увеличения их на 25% (п.1) и произвести перерасчет ранее назначенных пенсий в соответствии с п.5 ст.49 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей" и пособий тем сотрудникам ОВД и военнослужащим внутренних войск, которым должностные оклады (оклады по воинской должности) выплачивались с увеличением, предусмотренным постановлением Правительства РФ N 1349 (п.2).
С учетом изложенного решение об отказе в иске нельзя признать законным.
Из объяснений Г.Ю.П. в суде надзорной инстанции следует, что решение суда от 21 сентября 2006 года было исполнено и денежные суммы им получены. Указанные суммы должны быть зачтены в счет сумм, взыскиваемых в настоящее время.
Поскольку по делу требуется проверка дополнительных обстоятельств (получение сведений о суммах, взысканных по решению суда от 21 сентября 2006 года), Президиум лишен возможности принять по делу новое решение и направляет его на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст.390 ГПК РФ,
Президиум постановил:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2007 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 мая 2007 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе.
Председательствующий: |
А.А. Пономарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 24 октября 2007 г. N 44г-700/07
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления предоставлен Санкт-Петербургским городским судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении без указания фамилий и адресов лиц, участвующих в деле