Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2009 г. N 33-Г09-17 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Решение Ленинградского областного суда
от 29 сентября 2009 г. N 3-149/2009
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора- Гавриловой Е.В.,
при секретаре Борисовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иванова С.Н. об отмене Постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 16 сентября 2009 года N 24/262,
установил:
Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области N 24/262 от 16 сентября 2009 года отменено решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 8 сентября 2009 года N 912 об отказе в регистрации кандидату Кобзаренко В.Б. Этим же постановлением Кобзаренко В.Б. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" по одномандатному избирательному округу N 18. Территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района обязана выдать Кобзаренко В.Б. соответствующее удостоверение установленного образца.
Иванов С.Н., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" по одномандатному избирательному округу N 18, обратился в суд с заявлением об отмене указанного Постановления, указав, что решение Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района соответствует требованиям Федерального закона 67-ФЗ, областного закона 113-оз, а регистрация Кобзаренко В.Б. проведена с нарушением действующего законодательства о выборах и нарушает пассивное избирательное право заявителя, так как ставит его в неравное положение с Кобзаренко В.Б.
Иванов С.Н. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен в установленном порядке, письменных пояснений суду не представил.
Представитель заявителя - адвокат Беликов Л.А. просит удовлетворить заявление Иванова С.Н. по изложенным в нем основаниям. Отмечает, что решение об отказе в регистрации кандидата правильное, так как Кобзаренко В.Б. собрал подписи в день подачи заявления о согласии баллотироваться. Доводы Кобзаренко В.Б. о том, что ему отказали в принятии заявления о согласии баллотироваться 30 августа 2009 года в приемные часы работы Территориальной избирательной комиссии# не основаны на имеющихся в деле доказательствах. Избирательная комиссия принимала документы в часы приема 30 августа 2009 года и приняла всех, кто стоял в очереди. Установлено, что фактически Кобзаренко В.Б. обратился с заявлением о согласии баллотироваться 30 августа 2009 года в территориальную избирательную комиссию по окончании приема документов, что и не оспаривается, но не имеет никакого значения, поскольку подавать заявления можно было только в часы приема. Иное толкование приведет к нарушению требований статьи 39 Федерального закона 67-ФЗ. Последним же днем принятия документов был не 30 августа 2009, а 31 августа 2009 года.
Представитель заявителя - Сабылин А.И. просит удовлетворить заявление Иванова С.Н. по изложенным основаниям.
Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области Журавлев В.П. просит отказать в удовлетворении заявления Иванова С.Н., считает, что территориальная избирательная комиссия затянула рассмотрение заявления Кобзаренко В.Б. об отзыве своей кандидатуры от 29.08.2009г.; Кобзаренко В.Б. не был зарегистрирован в качестве кандидата, поэтому не надо было принимать решение по изменению его статуса; равно как не было необходимости в принятии решения комиссией по закрытию счета; Кобзаренко В.Б. говорил, что он пришел с заявлением в территориальную комиссию в 14 часов 30 августа 2009 года, что не отрицал председатель Всеволожской избирательной комиссии на заседании рабочей группы. На заседании рабочей группы Заместитель председателя Территориальной избирательной комиссии А.Ф.Абрамов пояснил, что на заседании территориальной комиссии 30 августа 2009 года вопрос о непринятии документов у Кобзаренко В.Б. ставился на голосование. Это же он подтвердил по телефону. Со слов его жены, Абрамов А.Ф. сейчас болен. Не приняв заявление у Кобзаренко В.Б. 30 августа 2009 года по указанным доводам, территориальная комиссия нарушила его избирательное право. Права Кобзаренко В.Б. восстановлены обжалуемым Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области. Территориальная избирательная комиссия должна была так организовать свою работу, чтобы все желающие могли обратиться с заявлениями, а не ограничивать время приема документов. Поэтому не имеет значения# в какое время пришел подавать заявление Кобзаренко В.Б. 30 августа 2009 года до 15 часов или после. Комиссия знала, что 30 августа 2009 года фактически последний день, когда самовыдвиженцы могут подать заявления, так как за следующий день необходимо собрать подписи избирателей. Поэтому 30 августа 2009 года комиссия должна была принимать документы до 18 часов, а не до 15.00. и принять заявления от всех желающих их подать, а не только от Кобзаренко В.Б.
Представитель Избирательной комиссии Ленинградской области Бодягин А.В. просит в удовлетворении заявления отказать, считает, что в статье 38 Федерального закона 67-ФЗ отсутствуют основания для отказа в принятии заявления о согласии баллотироваться при условии, если предыдущее заявление об отзыве заявления не рассмотрено. Установлено, что 30 августа 2009 года Кобзаренко В.Б. был готов сдать заявление о согласии баллотироваться, но его ввели в заблуждение. Свидетели фактически подтвердили и то обстоятельство, что заявление не было принято из-за того, что не был закрыт избирательный счет. Территориальная комиссия работала не по графику, делала исключения; Кобзаренко В.Б. пришел 30 августа 2009 года и в 16.00, но у него документы не взяли, а у других брали документы. Комиссия понимала, что 30.08.2009г. была последняя возможность подать документы; комиссия обязана была принять документы в независимости от графика работы. Свидетели фактически подтвердили, что на заседании комиссии 30 августа 2009 года рассматривался вопрос об отказе в принятии заявления Кобзаренко В.Б. о выдвижении. Это же подтвердил на заседании Избирательной комиссии Ленинградской области и Абрамов А.Ф., что отражено в протоколе заседания. Вина территориальной избирательной комиссии в отказе в принятии заявления Кобзаренко В.Б. установлена; территориальная комиссия необоснованно применила положения подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ. С учетом того обстоятельства, что Кобзаренко В.Б. было представлено достаточное количество действительных подписей избирателей, Избирательная комиссия Ленинградской области не только отменила решение Территориальной избирательной комиссии, но и в полном объеме восстановила нарушенное избирательное право Кобзаренко В.Б. - зарегистрировав его в качестве кандидата в депутаты.
В письменном возражении представитель Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области Суранова Л.В. полагает, что заявление подлежит удовлетворению. Отмечает, что Кобзаренко В.Б. были сданы подписные листы с подписями избирателей с нарушениями требований подпунктов 2, 3 пункта 19 статьи 19 областного закона, пункта 5 статьи 37 Федерального закона 67-ФЗ в день уведомления комиссии о выдвижении, в связи с чем подписи были признаны недействительными и в регистрации кандидата было отказано по основаниям подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ. Решение территориальной избирательной комиссии является правильным, обжалуемое Постановление Избирательной комиссии Ленинградской области подлежит отмене.
В судебном заседании представитель Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Суранова Л.В. просит удовлетворить заявление Иванова С.Н., полагает, что по делу не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов Кобзаренко В.Б., изложенных в обжалуемом Постановлении. Оснований для отмены решения Территориальной комиссии, перечисленных в пункте 6 статьи 76 Федерального закона 67-ФЗ# у Избирательной комиссии Ленинградской области не имелось. Наоборот, как следует из текста Постановления, Избирательная комиссия Ленинградской области пришла к выводу о том, что Кобзаренко В.Б. собирал подписи в день подачи заявления о выдвижении, что является основанием для отказа в регистрации; не имеет правового значение и вопрос, по чьей вине это происходило. Допрошенные свидетели - члены Территориальной избирательной комиссии не подтвердили, что Кобзаренко В.Б. обращался к ним с заявлением 30 августа 2009 года в часы приема документов. Заявление о выдвижении от 30 августа 2009 года Кобзаренко В.Б. представил только в суд. При принятии решения о регистрации Кобзаренко В.Б. Избирательная комиссия Ленинградской области не проверила, имеется ли достаточное количество надлежащих подписей избирателей. Полномочия по выдаче разрешения на открытие избирательного счета возложены на председателя Территориальной комиссии, а о закрытии счета указывается в соответствующем решении комиссии.
В судебном заседании представитель Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ломов А.В. просит удовлетворить заявление Иванова С.Н. по изложенным выше основаниям, полагает обжалуемое Постановление незаконным и необоснованным.
Председатель Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Загородний В.А. считает, что решение Территориальной избирательной комиссии отменено незаконно, а заявление Иванова С.Н. подлежит удовлетворению. Первоначально Кобзаренко В.Б. обратился с заявлением о выдвижении 19 августа 2009 года. 29 августа 2009 года он подошел и сказал, что у него ошибки в подписных листах; собрав рабочую группу и проверив подписные листы, выявили много ошибок 29 августа 2009 года Кобзаренко В.Б. обратился с заявлением об отзыве заявления о выдвижении, заседание по этому вопросу было назначено на 30 августа 2009 года. Прием же документов в этот день осуществлялся с 12 часов до 15 часов.Заседание началось с опозданием, было много разных вопросов, на заседании его заявление было удовлетворено. Затем в 16 часов 30 минут Кобзаренко В.Б. захотел снова подать заявление о выдвижении, но ему объяснили, что прием документов 30 августа 2009 года уже окончен, а 31 августа 2009 года последний день для приема документов, включая подписные листы. 31 августа 2009 г. Кобзаренко В.Б. подал заявление о выдвижении (в 14.20-14.30) и подписные листы (16.30). 8 сентября 2009 года комиссия приняла решение об отказе в регистрации Кобзаренко В.Б. кандидатом. По жалобам Кобзаренко В.Б. дважды вызывался в Избирательную комиссию Ленинградской области; рассмотрев первую жалобу, Избирательная комиссия Ленинградской области ограничилась обсуждением; присутствовал на заседании рабочей группы и попросил разрешения не оставаться на заседании, так как никаких новых аргументов и доводов повторная жалоба Кобзаренко В.Б. не содержала и было много работы в территориальной комиссии. На заседании Избирательной комиссии Ленинградской области от 16 сентября 2009 года не присутствовал. 30 августа 2009 года в период с 12 часов до 15 часов (приемные часы комиссии) с заявлением о выдвижении Кобзаренко В.Б. не обращался, вопрос о приеме заявления Кобзаренко В.Б. о выдвижении на голосование при рассмотрении его заявления 30 августа 2009 года не ставился. 8 сентября 2009 года Кобзаренко В.Б. не ставил в известность членов комиссии о том, что ведет аудиозапись.
В письменном возражении Кобзаренко В.Б. просит отказать в удовлетворении заявления, ссылается на то, что Избирательная комиссия Ленинградской области при рассмотрении его жалобы действовала в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона 67-ФЗ. Фактически процедура принятия заявления о согласии баллотироваться членами Территориальной избирательной комиссии был затянута с 30 августа 2009 года до 31 августа 2009 года. В результате неправомерных действий территориальной комиссии был вынужден собирать подписи в день подачи заявления о согласии баллотироваться. Установив данные обстоятельства, Избирательная комиссия Ленинградской области пришла к правильному выводу о том, что заявление о согласии баллотироваться им подано 30 августа 2009 года, а зарегистрировано 31 августа 2009 года. При принятии решение# об отказе в регистрации кандидата Территориальная комиссия неправильно применила положения подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ.
В судебном заседании Кобзаренко В.Б. просит отказать в удовлетворении заявления Иванова С.Н., отмечает что 19 августа 2009 года подал заявление о согласии баллотироваться, открыл счет в отделении банка, после чего приступил к сбору подписей избирателей. 28 августа 2009 года обратил внимание на то, что три подписных листа оформлены с нарушениями. Утром 29 августа 2009 года обратился к председателю комиссии, который пояснил, что скорее всего# он не будет зарегистрирован. Аналогичное разъяснение дали и члены рабочей группы, а также юрист комиссии Суранова Л.В. Кроме этого, Загородний В.А. и Суранова Л.В. разъяснили, что можно подать заявление о снятии кандидатуры, поэтому 29 августа 2009 года в 12 час. 22 мин. подал в комиссию заявление о снятии своей кандидатуры и узнал, что заседание по данному вопросу назначено на 15 часов 30 августа 2009 года. 30 августа 2009 года написал новое заявление о согласии баллотироваться и по предложению председателя комиссии стал ждать 15 часов и заседания. Заседание началось в 15 часов 40 минут, в 16 часов 05 минут был приглашен на заседание, на котором заявление о снятии кандидатуры было удовлетворено. На заседании представил новое заявление о согласии баллотироваться, но Загородний В.А. сказал, что не закрыт счет, поэтому нельзя принять заявления. После этого,# вопрос был поставлен на голосование, члены комиссии проголосовали против принятия заявления о согласии баллотироваться. 30 августа 2009 года около 16-25 обратился с телефонограммой в Избирательную комиссию Ленинградской области. 31 августа 2009 года в 13 часов смог получить в Территориальной комиссии решение и затем закрыть счет в отделении банка. В 14 часов 20 минут подал заявление в территориальную избирательную комиссию о согласии баллотироваться, затем открыл счет и изготовил подписные листы и произвел сбор подписей избирателей, которые были сданы в комиссию 31 августа 2009 года в 17 часов 20 минут. Имеется аудиозапись о том, что 30 августа 2009 года ему отказали в принятии заявления в территориальной комиссии и аудиозапись заседания Территориальной избирательной комиссии от 8 сентября 2009 года. Ранее депутатом никогда не был.
Представитель Кобзаренко В.Б. - адвокат Рожин А.П. просит отказать в удовлетворении заявления Иванова С.Н. по изложенным основаниям, считает решение Избирательной комиссии Ленинградской области правильным. Установлено, что 30 августа 2009 года Мохов В.И. мог принять документы от Кобзаренко В.Б., но не принял. Подтвердился и факт голосования на заседании комиссии 30 августа 2009 года по вопросу о принятии нового заявления Кобзаренко В.Б. Правом принятия документов обладает любой член избирательной комиссии. Комиссия должна была надлежащим образом организовать свою работу по приему документов. Они не могли отказать в принятии заявления о согласии баллотироваться.
Участвующий в деле прокурор Гаврилова Е.В. считает, что заявление Иванова С.Н. подлежит удовлетворению, так как решение Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района N 912 от 8 сентября 2009 года является правомерным, основания для его отмены у Избирательной комиссии Ленинградской области отсутствовали.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя - адвоката Беликова Л.А. и представителя заявителя - Сабылина А.И., представителя Избирательной комиссии Ленинградской области Бодягина А.В., председателя Избирательной комиссии Ленинградской области Журавлева В.П., представителей Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Суранову Л.В. и Ломова А.В., председателя Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Загороднего В.А., а также Кобзаренко В.Б. и его представителя - адвоката Рожина А.П., заслушав заключение прокурора Гавриловой Е.В., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 259 ГПК РФ кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются их избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд. В соответствии с частью 2 статьи 260 ГПК РФ кандидат вправе оспорить в судебном порядке решение избирательной комиссии о регистрации другого кандидата с соблюдением требований пункта 6 статьи 76 Федерального закона 67-ФЗ.
Установлено, что Иванов С.Н. решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района N 236 от 20.08.2009г. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" по одномандатному избирательному округу N 18.
Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области N 24/262 от 16 сентября 2009 года "О жалобе Кобзаренко В.Б. на решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 8 сентября 2009 года N 912 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" по одномандатному избирательному округу N 18" отменено решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 8 сентября 2009 года N 912 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" по одномандатному избирательному округу N 18, а Кобзаренко В.Б. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" по одномандатному избирательному округу N 18; Территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района обязана выдать Кобзаренко В.Б. удостоверение зарегистрированного кандидата установленного образца.
В обжалуемом Постановлении отражено, что кандидат Кобзаренко В.Б. представил территориальной избирательной комиссии документы на выдвижение 30 августа 2009 года, но избирательная комиссия необоснованно и незаконно отказала ему в приеме документов, предложив сдать их на следующий день. Данные факты подтверждаются кандидатом Кобзаренко В.Б. (имеется аудиозапись). Избирательная комиссия Ленинградской области сделала вывод о том, что территориальная избирательная комиссия своими действиями воспрепятствовала Кобзаренко В.Б. сдать документы на выдвижение 30 августа 2009 года, что привело к отказу в регистрации Кобзаренко В.Б. В Постановлении сделан вывод о том, что Кобзаренко В.Б. был вынужден собирать подписи в день выдвижения по вине территориальной избирательной комиссии и вины Кобзаренко В.Б. в данной ситуации нет. Названное Постановление вынесено на основании подпункта "б" пункта 6, пункта 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" N 67-ФЗ от 12.06.2002г.
Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (пункт 2 статьи 4 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002г.).
Ограничения пассивного избирательного права, а именно - права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, связанные с местом жительства на определенной территории, срока и продолжительности проживания на территории могут быть установлены только Конституцией РФ (пункт 5 статьи 4, пункт 27 статьи 2 Федерального закона 67-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 32 названного Федерального закона следует, что граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами и непосредственно.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002г. предусмотрено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В пункте 9 статьи 33 приведенного Федерального закона оговорено, что установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения при выборах в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней.
В пункте 1 статьи 3 областного закона 113-оз от 13.10.2006г. "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" отражено, что не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Иные ограничения пассивного избирательного права граждан РФ установлены Федеральным законом.
Из положений статьи 17 областного закона 113-оз от 13.10.2006 г. следует, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующей избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Подписные листы с подписями избирателей, а также иные документы, требующиеся для регистрации кандидата, должны быть представлены в муниципальную избирательную комиссию при выборах должностного лица, а при выборах депутата представительного органа - в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени (пункт 8 статьи 19 областного закона 113-оз от 13.10.2006г.).
Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002г. и пунктом 2 статьи 19 указанного областного закона определено, что подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Несоблюдение последней нормы приводит к признанию собранных подписей недействительными на основании подпункта 3 пункта 19 статьи 19 приведенного областного закона.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002г. основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района N 42 от 21 июля 2009 года выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" назначены на 11 октября 2009 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района (с правами избирательной комиссии муниципального района) N 74 от 24 июля 2009 года полномочия окружной комиссии, в том числе и по округу N 18 возложены на территориальную комиссию.
Решением от 15 июля 2009 года N 70 Территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района установила следующий режим работы группы по приему документов при проведении приема граждан, уведомляющих комиссию о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты представительных органов поселений второго созыва: будние дни - с 14 часов до 16 часов; выходные и праздничные дни - с 12 часов до 15 часов. Извещение о месте и времени приема документов опубликовано в газете "Всеволожские вести" от 17.07.2009 года.
Из представленных в суд: заявления о согласии баллотироваться от 19 августа 2009 года, подтверждения о приеме документов от 19 августа 2009 года следует, что 19 августа 2009 года Кобзаренко В.Б. подал в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу N 18 в порядке самовыдвижения с приложенными документами по списку, указанное заявление с приложенными документами было принято членом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Цветковым В.В. в 9 часов 30 минут.
Таким образом, перечисленные документы были приняты членом избирательной комиссии не в часы приема документов, установленные решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района N70 от 15.07.2009 года.
Из подтверждения от 26 августа 2009 года следует, что в указанный день Кобзаренко В.Б. сдал подписные листы, которые приняты членом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Цветковым В.В. (время приема документов не указано). По результатам проверки подписных листов составлены ведомость проверки и итоговый протокол N 188 от 29 августа 2009 года, в котором рабочая группа вносит предложение в Территориальную избирательную комиссию: отказать Кобзаренко В.Б. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" второго созыва про# одномандатному избирательному округу N 18 на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ.
29 августа 2009 года Кобзаренко В.Б. обращается в Территориальную избирательную комиссию с заявлением об отзыве своего заявления о согласии баллотироваться по избирательному округу N 18. Из отметки на заявлении следует, что оно принято комиссией в 12 часов 22 минуты. Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района N 481 от 30 августа 2009 года отменен статус выдвинувшегося кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" второго созыва по одномандатному избирательному округу N 18 Кобзаренко В.Б. и выдано разрешение на закрытие счета. В выписке из протокола заседания комиссии N 23 отражено, что вопрос об отмене статуса Кобзаренко В.Б. рассматривался на заседании комиссии 30 августа 2009 года в 15 часов 30 минут.
В судебном заседании Кобзаренко В.Б. представил заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу N 18 от 30 августа 2009 года и заявление от 30 августа 2009 года о выдаче разрешения на открытие специального избирательного счета.
В судебное заседание представителем Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района в подтверждения# факта приема документов только в установленное время представлено 3 подтверждения о приме документов от кандидатов: подтверждение о приеме документов от Гутер Д. не содержит указания о времени приема документов, фамилия члена избирательной комиссии, принявшего документы# написана неразборчиво; в подтверждении о приеме документов от Бурцева И.Л. отражено время приема документов (12.50), поставлено число - 30, но не указан месяц приема документов, не указана фамилия члена избирательной комиссии, принявшего документы; в подтверждении о приеме документов от Чирко С.А. указано время и дата приема документов: 12час.20 мин. 30 августа 2009 года, документы приняты членом избирательной комиссии Базаркиной К.М.
Из заявления Кобзаренко В.Б. от 31.08.2009 года, из подтверждения о приеме документов следует, что 31 августа 2009 года в 14 часов 29 минут членом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от Кобзаренко В.Б. принято заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу N 18 в порядке самовыдвижения с приложенными документами (включая заявление о закрытии с сообщением о закрытии счета). 31 августа 2009 года в 17 часов 20 минут от Кобзаренко В.Б. заместитель председателя Территориальной избирательной комиссии Абрамов А.Ф. принял подписные листы (9 подписных листов, содержащих 44 подписи избирателей), в подтверждении также отражено, что копии составленных по результатам проверки итогового протокола и ведомость проверки подписных листов кандидат вправе получить в территориальной комиссии в 16 часов 4 сентября 2009 года, вопрос о регистрации в качестве кандидата в депутаты будет рассматриваться на заседании комиссии в 16 часов 8 сентября 2009 года.
В результате проверки подписных листов составлена ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол проверки подписных листов N 374 от 4 сентября 2009 года, в котором рабочая группа признает недействительными 44 подписи по следующим основаниям:
1) 44 подписи на основании подпункта 3 пункта 19 статьи 19 областного закона N 113-оз,
2) 4 подписи на основании подпункта 12 статьи 19 областного закона N 113-оз. По результатам проверки рабочая группа вносит предложение в территориальную избирательную комиссию: отказать Кобзаренко В.Б. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" второго созыва по одномандатному избирательному округу N 18 на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. В названном итоговом протоколе отражено, что Кобзаренко В.Б. было представлено 40 подписей необходимых для регистрации# и 4 подписи свыше необходимого для регистрации количества подписей.
Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района N 912 от 8 сентября 2009 года утвержден итоговый протокол заседания рабочей группы от 4 сентября 2009 года N 374 и Кобзаренко В.Б. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" второго созыва по одномандатному избирательному округу N 18 на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002 г. В решении комиссии указано, что в нарушение требований закона Кобзаренко В.Б. собирал подписи в день подачи заявления о согласии баллотироваться.
Из представленных документов следует также, что 30 августа 2009 года Кобзаренко В.Б. обратился с телефонограммой в Избирательную комиссию Ленинградской области (1-27/16 от 31.08.2009г.), в которой отразил факт отказа в принятии заявления территориальной избирательной комиссией 30 августа 2009 года. В ответе секретарем Избирательной комиссии Ленинградской области от 7.09.2009г. отражено, что комиссия ограничилась обсуждением ситуации.
1 сентября 2009 года Кобзаренко В.Б. обратился с заявлением в Избирательную комиссию Ленинградской области (01-27/16 от 01.09.2009 г.)# в которой подробно изложил сложившуюся ситуацию, указав, что действия территориальной избирательной комиссии могут привести к нарушению его пассивного избирательного права. Из выписки из протокола N 21 заседания Избирательной комиссии Ленинградской области от 1 сентября 2009 года следует, что при рассмотрении вопроса "о жалобе Кобзаренко В.Б." присутствовал заместитель председателя Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района А.Ф.Абрамов, который пояснил, что 30 августа 2009 года в 15 часов состоялось заседание территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области, на данном заседании был рассмотрен вопрос о приеме документов от В.Б. Кобзаренко для выдвижения в качестве кандидата. По данному вопросу состоялось голосование.В приеме документов было отказано. Избирательной комиссией Ленинградской области принято решение: признать действия территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района по отказу в приеме заявления на выдвижение от Кобзаренко В.Б. не основанными на законе. Информацию от Абрамова А.Ф. принять к сведению. Кобзаренко В.Б. присутствовал на заседании, также ему был направлен письменный ответ 7.09.2009 года о разъяснении территориальной комиссии положений пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002г. и о разъяснении права на обжалование решения территориальной комиссии в суде.
10 сентября 2009 года Кобзаренко В.Б. подает жалобу на решение территориальной комиссии в Избирательную комиссию Ленинградской области, по результатам рассмотрения которой Избирательная комиссия Ленинградской области принимает обжалуемое постановление.
Вызванный в качестве свидетеля Абрамов А.Ф. в судебное заседание не явился, в поступившем в суд факсовом сообщении отражено, что он болен.
Допрошенный в качестве свидетеля член Избирательной комиссии Ленинградской области Скоробогатов В.А. показал, что 29 августа 2009 года в 11 часов приехал в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района, спросил у Туваевой Т.И., справятся ли они с таким большим количеством лиц, желающих подать заявления, она сказала, что справятся. На улице стояло около 50-40 человек. Перед тем как зайти в помещение, встретил Кобзаренко В.Б., который говорил, что оформляет документы. Когда поступила жалоба от Кобзаренко В.Б., удивился, что он не смог сдать документы. Присутствовал на заседании Избирательной комиссии Ленинградской области (на первом заседании), где рассматривался вопрос о непринятии у него документов. На заседании присутствовал заместитель председателя территориальной комиссии Абрамов А.Ф., который не возражал против доводов Кобзаренко В.Б. о том, что у него 30 августа 2009 года не приняли документы и что по этому вопросу территориальная комиссия проводила голосование.
Допрошенный в качестве свидетеля член Территориальной избирательной комиссии Мохов В.И. показал, что 30 августа 2009 года осуществлял прием документов; желающих подать документы было около 100 человек, поэтому как проходил прием документов# помнит плохо. Прием документов, как правило, осуществляли 3-4 члена комиссии, всегда принимал документы вместе с Цветковым В.В., кто еще осуществлял прием в этот день, не может сказать. В 11 часов 30 минут 30 августа 2009 года пришел в кабинет и до 15 часов 30 минут принимали документы, никому не отказывали. В 16 часов 30 августа 2009 года началось заседание комиссии. После его окончания вернулся в кабинет, куда зашел Кобзаренко В.Б., он хотел подать документы. Свидетель сказал Кобзаренко В.Б., что прием закончен и документы не примет. Против записи данного разговора на диктофон свидетель не возражал. С Кобзаренко В.Б. был единственный случай, когда не взяли документов, других случаев отказа в принятии документов не помнит.
Допрошенный в качестве свидетеля член Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Цветков В.В. показал, что 30 августа 2009 года не занимался приемом документов, так как с 24 августа 2009 года входил в состав рабочей группы по проверке подписных листов. Допускает, что Кобзаренко В.Б. обращался к нему с просьбой принять документы, но наверно# разъяснил ему, что занят другой работой, точно не помнит. На заседании комиссии 30 августа 2009 года рассматривался вопрос об отзыве заявления Кобзаренко, было принято решение. После этого было обсуждение, Кобзаренко В.Б. хотел подать заявление о выдвижении, но ему объяснили, что часы приема уже закончились# и он ушел.
Допрошенная в качестве свидетеля член Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Базаркина К.М. показала, что 30 августа 2009 года вместе с Моховым В.И., Абрамовым А.Ф. и Зачеком А.С. принимала документы от кандидатов; желающих подать документы было много, приняли всех, поэтому закончили прием после 15 часов. В этот день Цветков В.В. не принимал документы, он занимался другой работой. На заседании комиссии, которое началось с опозданием, рассмотрели в том числе и вопрос в отношении отзыва заявления Кобзаренко В.Б. Потом обсудили вопрос о том, что он хотел подать заявление о выдвижении; обсудили коллегиально и решили, что принимать заявление нельзя, так как прием закончен.
В судебное заседание Кобзаренко В.Б. представлены аудиозаписи: 1) разговора с Моховым В.И., состоявшегося 30 августа 2009 года после заседания комиссии по вопросу о принятии заявления; (дорожка 2)
2) заседания Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от 8.09.2009г. (дорожка 1),
сделанные им при помощи мобильных телефонов и представленные на носителе СД-R.
При оценке данной аудиозаписи суд принимает во внимание требования статьи 77 ГПК РФ, то обстоятельство, что свидетель Мохов В.И. подтвердил, что не возражал против производства записи своего разговора, о деталях данного разговора свидетель дал пояснения в судебном заседании.
Суд также учитывает, что председатель Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района отрицает тот факт, что Кобзаренко В.Б. поставил в известность его и членов комиссии о производстве записи заседания комиссии. Не упоминали о факте проведения записи заседания и другие члены территориальной комиссии, допрошенные в качестве свидетелей. Эта запись (дорожка 1 - заседание ТИК 08.09.2009г.) с учетом требований статьи 50 Закона РФ N 2124-1 от 27.12.1991 г. не может быть принята в качестве надлежащего доказательства.
Таким образом, исследовав и оценив перечисленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что у Избирательной комиссии Ленинградской области имелись правовые основания для отмены решения Территориальной комиссии Всеволожского муниципального района, так как был установлен факт отказа в принятии заявления о выдвижении Кобзаренко В.Б. как в приемные часы 30 августа 2009 г. (с 12 часов до 15 часов), так и на заседании названной территориальной комиссии в результате голосования и после заседания членом комиссии Моховым В.И. Данные обстоятельства подтверждаются приведенными выше доказательствами, в том числе,# выпиской из протокола заседания Избирательной комиссии Ленинградской области от 1 сентября 2009 года, пояснениями председателя Избирательной комиссии Ленинградской области, показаниями свидетеля Скоробогатова В.А. и не опровергаются показаниями иных свидетелей.
Доводы представителей Территориальной избирательной комиссии о том, что Кобзаренко В.Б. обратился с заявлением о выдвижении после окончания приема документов, реально же прием документов осуществлялся только в установленные часы приема, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Так, из представленного подтверждения о получении документов от 19 августа 2009 года, из показаний свидетелей Мохова В.И., Базаркиной К.М. следует, что фактически прием документов, в том числе и 30 августа 2009 года, осуществлялся и не в часы приема. Оценивая показания свидетеля Цветкова В.В. о том, что с 24 августа 2009 года он уже не принимал документы, суд обращает внимание на то, что в материалах дела имеется подтверждение о приеме документов, из которого следует, что член территориальной комиссии Цветков В.В. принял у Кобзаренко В.Б. подписные листы 26 августа 2009 года.
Суд также обращает внимание на то, что заявление Кобзаренко В.Б. об отзыве заявления от 29 августа 2009 года было рассмотрено территориальной комиссией только 30 августа 2009 года, в то время как 31 августа 2009 года был последний день для сдачи документов в избирательную комиссию, а с учетом положений пункта 5 статьи 37 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002г. и пункта 2 статьи 19 областного закона 113-оз от 13.10.2006 г. для лиц желающих баллотироваться кандидатами в порядке самовыдвижения# фактически последним днем подачи заявления о выдвижении был 30 августа 2009 года, так как только на следующий день можно было собрать и представить подписные листы с подписями избирателей.
С учетом данного обстоятельства суд признает обоснованным довод председателя Избирательной комиссии Ленинградской области о том, что территориальная избирательная комиссия 30 августа 2009 года должна была организовать свою работу таким образом, чтобы все желающие могли подать документы о выдвижении.
С учетом изложенного суд считает, что Избирательная комиссия Ленинградской области пришла к обоснованному выводу о нарушении избирательных прав Кобзаренко В.Б., о неоснованном на законе ограничении его права на подачу заявления о согласии баллотироваться и как следствие о неправомерном отказе в регистрации в качестве кандидата в связи с неправомерным применением подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002г.
С учетом отсутствия каких-либо ограничений в федеральном законе 67-ФЗ от 12.06.2002г. и в областном законе 113-оз от 13.10.2006г., суд также считает, что наличие нерассмотренного заявления Кобзаренко В.Б. об отзыве ранее поданного заявления от 19 августа 2009 года не являлось препятствием для принятия его заявления от 30 августа 2009 года о согласии баллотироваться, поскольку на основании заявления от 19 августа 2009 года он не был зарегистрирован в качестве кандидата.
Установив факт необоснованного отказа в приеме заявления Кобзаренко В.Б. от 30 августа 2009 года, Избирательная комиссия Ленинградской области, действуя в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 6, пункта 7 статьи 75 Федерального закона 67-ФЗ, приняла решение о восстановлении нарушенного права Кобзаренко В.Б. в виде его регистрации в качестве кандидата.
Учитывая, что 40 подписей избирателей достаточно для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 18, а 40 подписей Кобзаренко В.Б. были собраны и впоследствии признаны недействительными только по основанию их сбора 31 августа 2009 года, то при регистрации Кобзаренко В.Б. в качестве кандидата Избирательная комиссия Ленинградской области не допустила нарушений каких-либо федеральных или областных норм.
В заявлении Иванов С.Н. ссылается на то, что обжалуемое Постановление принято с нарушением его пассивного избирательного права. Однако ни заявитель, ни его представитель в судебном заседании не представили каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что обжалуемое Постановление нарушает избирательные права заявителя.
Обжалуемое Постановление Избирательной комиссии Ленинградской области принято в отношении иного лица в рамках действующего законодательства и не препятствует реализации пассивного избирательного права Ивановым С.Н.
Правовые основания для отмены обжалуемого Постановления отсутствуют.
Представители Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района полагали в судебном заседании, что обжалуемое Постановление подлежит отмене, однако самостоятельно в судебном порядке названной комиссией обжалуемое Постановление не оспаривалось и при рассмотрении настоящего дела соответствующее заявление в суд не подавалось.
Иные доводы заявителя и его представителей, представителей Территориальной комиссии основаны на неверном понимании и толковании норм Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002г. и положений областного закона 113-оз от 13.10.2009г. и сводятся к неправильной оценке доказательств без учета того обстоятельства, что пассивное избирательное право гражданина не может быть ограничено действиями каких-либо лиц.
Таким образом# правовых оснований для удовлетворения заявления Иванова С.Н. об отмене Постановления Избирательной комиссии Ленинградской области N 24/262 от 16 сентября 2009 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Иванова С.Н. об отмене Постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 16 сентября 2009 года N 24/262 "О жалобе Кобзаренко В.Б. на решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 8 сентября 2009 года N 912 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" по одномандатному избирательному округу N 18" отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня его принятия.
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 29 сентября 2009 г. N 3-149/2009
Текст решения официально опубликован не был