Циркулярное письмо Комитета по взаимодействию
с органами местного самоуправления Ленинградской области
от 4 марта 2010 г. N 2к-25/10-0-1
Главам
муниципальных образований
Ленинградской области
В 2009 году федеральными законами от 7 мая 2009 года N90-ФЗ, от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ, от 28 ноября 2009 года N283-ФЗ, от 27 декабря 2009 года N365-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон). Изменения коснулись следующих важнейших сфер организации местного самоуправления: порядка изменения территориального устройства местного самоуправления, состава компетенции органов местного самоуправления, организационного устройства местного самоуправления и некоторых других предметов.
Уставы муниципальных образований необходимо привести в соответствие с действующим законодательством. Просим обратить Ваше внимание на следующие принципиальные изменения, которые должны быть отражены в уставах муниципальных образований.
Территориальная организация местного самоуправления
Внесены изменения в порядок объединения поселений. Объединение поселений, не влекущие изменение границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (Часть 3 статьи 13 Закона).
Компетенция органов местного самоуправления
1. Законодателем внесены изменения в перечень вопросов местного значения, в частности в новой редакции изложен пункт 21 части 1статьи 14 Закона:
"присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов". Аналогичный вопрос отнесен к вопросам местного значения городского округа пунктом 27 части 1 статьи 16 Закона.
2. Перечень прав органов местного самоуправления поселения, предусмотренных статьей 14.1 Закона, дополнен новым пунктом:
"8.1. создание муниципальной пожарной охраны;"
Этим же правом наделены органы местного самоуправления городского округа в соответствии с пунктом 8.1 части 1 статьи 16.1.
3. Перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренный частью 1 статья 17 Закона дополнен новым пунктом:
"8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;".
С 1 января 2010 года утратило силу положение, которое определяло право на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения, муниципального района и городского округа общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (пункт 2 часть 1 статей 14.1, 15.1, 16.1). Обращаем Ваше внимание, что одновременно внесено изменение в пункт 1 статьи 7.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Соответствующая норма теперь изложена в следующей редакции:
"1. Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:
проведения оплачиваемых общественных работ;
временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.".
Таким образом право органов местного самоуправления участвовать в организации и финансировании соответствующих видов деятельности теперь содержательно конкретизировано в специальном законе, который регламентирует данную сферу общественных отношений.
Организационное устройство местного самоуправления
Статья 35 Закона, определяющая статус представительного органа местного самоуправления, дополнена частью 11.1, которая предусматривает, что представительный орган "заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования". Корреспондирующие нормы включены в статьи 36 (часть 5.1) и 37 (часть 6.1).
Перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, предусмотренный частью 6 статьи 36 Закона, дополнен удалением в отставку, причины и порядок которой изложены в статье 74.1 Закона. Инициатива отставки может принадлежать как совету депутатов, так и Губернатору Ленинградской области.
Законом изменен порядок подписания и обнародования нормативных правовых актов представительного органа главой муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации (часть 13 статьи 35).
Кроме того, частью 16 статьи 35 установлено дополнительное основание досрочного прекращения полномочий представительного органа за нарушение срока издания правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан. Указанное нарушение в соответствие с частью 3 статьи 45 является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочное прекращение полномочий выборного органа местного самоуправления.
Законодатель акцентировал внимание на общих условиях проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Так, часть 4 статьи 37 предусматривает предъявление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации, которые должны быть также закреплены в уставах поселения, муниципального района и городского округа.
В соответствие с частью 2 статьи 37 контракт с главой администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года, а пунктами 1 и 2 части 11 этой же статьи к основаниям расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном порядке помимо нарушений условий контракта добавлено несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 9 статьи 37 Закона.
Одновременно рекомендуем предусмотреть в уставах городских и сельских поселений право Губернатора Ленинградской области представлять для назначения советом депутатов 50 % персонального состава комиссии по проведению конкурса на должность главы местной администрации.
Эта норма предусмотрена ранее разосланным Типовым положением о проведении конкурса на должность главы администрации в городском и сельском поселении.
Действующая редакция части 8 статьи 44 упростила порядок образования контрольного органа муниципального образования. Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования теперь вступают в силу после их государственной регистрации и официального опубликования (обнародования), а не после истечения срока полномочий совета депутатов, который принял правовой акт о внесении в устав указанных изменений.
Помимо изложенных изменений в территориальной организации, составе компетенции и организационном устройстве местного самоуправления, федеральный законодатель произвел следующие изменения, которые также должны быть предусмотрены в уставах муниципальных образований.
Законодатель предпринял шаги по упрощению порядка внесения изменений в устав муниципального образования, в случае, если изменения устава обусловлены необходимостью приведения его в соответствие с действующим законодательством. Часть 4 статьи 44 определяет: "Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами".
Кроме того, учитывая практику деятельности органов местного самоуправления, необходимо закрепить в уставе (в разделах "Полномочия главы муниципального образования" и "Полномочия главы администрации") право по выдаче доверенностей в соответствии с положениями статьи 185 Гражданского кодекса РФ, а также вопрос выдачи доверенностей при исполнении обязанностей в случаях временного отсутствия главы муниципального образования или главы администрации.
С учетом вышеизложенного перечисленные изменения федерального законодательства, а также дополнительные вопросы, отраженные в данном информационном письме, необходимо закрепить в уставах муниципальных образований.
Считаем необходимым привести уставы в соответствие с требованиями областного закона от 31 марта 2005 года N 21-оз "О наименованиях органов местного самоуправления в Ленинградской области". Согласно указанному областному закону такие наименования как "совет депутатов", "глава" и "администрация" пишутся со строчной (маленькой) буквы.
Председатель комитета по взаимодействию |
В.А.Скоробогатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Циркулярное письмо Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области от 4 марта 2010 г. N 2к-25/10-0-1
Текст письма официально опубликован не был