Законом Санкт-Петербурга от 26.04.2001 N 315-45 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" утверждена соответствующая целевая программа (далее - Целевая программа Санкт-Петербурга).
В силу п."ж", "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают правовые акты в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с п.4 ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета, может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (далее - федеральная Подпрограмма), предусмотрено оказание молодым семьям государственной поддержки в целях приобретения жилья либо строительства индивидуального жилого дома в виде социальных выплат из средств федерального бюджета, перечисляемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (раздел VI Подпрограммы).
При этом обязательным условием участия субъекта Российской Федерации в реализации подпрограммы является наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей выделение из бюджетов субъектов Российской Федерации средств на финансирование подпрограммы.
Предусмотренная п.4.1.1.2 статьи 4 Целевой программы Санкт-Петербурга форма государственной поддержки в виде предоставления социальных выплат для оплаты части стоимости жилого помещения оказывается молодым семьям, в том числе, в рамках участия Санкт-Петербурга в федеральной Подпрограмме.
Таким образом, поскольку средства федерального бюджета выделяются субъектам Российской Федерации для частичного финансирования утвержденной ими программы, молодые семьи, граждане, желающие принять участие в региональной программе для получения социальных выплат, не должны быть ограничены законом субъекта Российской Федерации в условиях получения компенсаций на улучшение жилищных условий в сравнении с федеральным законодательством.
Вместе с тем, ряд норм Целевой программы Санкт-Петербурга в части, допускающей их применение к участникам программы, государственная поддержка которым оказывается за счет средств как регионального, так и федерального бюджетов, противоречит федеральному законодательству.
Так, согласно федеральной Подпрограмме (раздел VI), п.46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 (далее - Правила), социальная выплата может предоставляться и использоваться участниками программы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Однако Целевой программой Санкт-Петербурга возможность предоставления социальной выплаты за счет средств городского бюджета для строительства индивидуального жилого дома не предусмотрена. Пунктом 4.1.1.2 Целевой программы Санкт-Петербурга установлено, что государственная поддержка в данной форме оказывается только для целей приобретения жилого помещения.
Соответственно, несмотря на то, что в Санкт-Петербурге осуществляется предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, молодые семьи лишены возможности получить государственную поддержку в виде социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома.
Противоречит федеральной Подпрограмме также условие Целевой программы Санкт-Петербурга о размере социальной выплаты для оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения (п.4.1.1.2), который составляет не менее 25 процентов от стоимости жилого помещения и не менее 5 процентов стоимости жилого помещения на каждого ребенка, тогда как федеральной Подпрограммой, п.30 Правил предусмотрено, что с 2008 года размер такой выплаты должен составлять не менее 25 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30 процентов - для молодых семей, имеющих детей, и для неполных семей.
Таким образом, Целевой программой Санкт-Петербурга в нарушение федерального законодательства расчет размера социальной выплаты из средств городского бюджета предусмотрен не от расчетной (средней) стоимости жилого помещения.
По аналогичным основаниям противоречит федеральному законодательству п.4.1.2 Целевой программы Санкт-Петербурга, согласно которому дополнительная выплата в случае рождения либо усыновления ребенка составляет не менее 5 процентов от стоимости жилого помещения и может быть направлена только на приобретение жилья с использованием средств ипотечного кредита, а не от расчетной (средней) стоимости жилого помещения либо расходов по строительству индивидуального жилого дома, независимо от того, использовался ли при этом ипотечный кредит, как это предусмотрено п.14 Правил.
Согласно п.5.1 статьи 5 Целевой программы Санкт-Петербурга первоочередное право на получение государственной поддержки, указанной в пункте 4.1 Программы, имеют участники программы, являющиеся нанимателями и (или) собственниками комнат в коммунальной квартире в случае возможности приобретения комнат у других собственников комнат, проживающих в данной квартире, если в результате такого приобретения квартира становится отдельной, либо в случае расселения коммунальной квартиры в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга по расселению коммунальных квартир в Санкт-Петербурге, а также имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
Данный пункт противоречит п.22 Правил, согласно которому в списки участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в первую очередь включаются молодые семьи, - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Пунктом 5.5.-1 статьи 5 Целевой программы Санкт-Петербурга предусмотрено, что участники Программы, избравшие государственную поддержку, указанную в пункте 4.1.1.2 Программы, вправе приобрести жилое помещение на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области.
Вместе с тем, разделом VI федеральной Подпрограммы установлено, что жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, из средств бюджета которого перечисляются социальные выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.22, 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
1. Привести в соответствие с федеральным законодательством п.4.1.1.2 ст.4 Целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 26.04.2001 N 315-45, а также п.4.1.2 ст.4 Программы, п.5.1, 5.5.-1 ст.5 Программы, исключив возможность их применения к участникам Программы, государственная поддержка которым оказывается в форме, предусмотренной п.4.1.1.2 ст.4 Программы, на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета.
2. О результатах рассмотрения настоящего протеста сообщить в прокуратуру города в письменной форме.
Прокурор города |
С.П.Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Санкт-Петербурга от 12 марта 2010 года N 7-10/25-2010 "На Закон Санкт-Петербурга от 26.04.2001 N 315-45 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" (в ред. от 14.12.2009)"
Текст протеста размещен на сайте Администрации Санкт-Петербурга в Internet (http://www.gov.spb.ru)