Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 16 декабря 2008 г. N А56-35172/2008
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Никитушевой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семеновой И.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Закрытое акционерное общество "КиТЭК"
заинтересованное лицо Главное Управление МЧС России по Ленинградской области Управление Гражданской защиты
об оспаривании Предписания N 3-34-65 от 20.06.2008 г.
при участии
от заявителя: не явился
от заинтересованного лица: не явился
установил:
Закрытое акционерное общество "КиТЭК" (далее Закрытое акционерное общество) просит признать недействительным Предписание N 3-34-65 от 20.06.2008 г. Главного Управления МЧС России по Ленинградской области (далее Управление) в части пунктов 3,6,8,10,12.
Закрытое акционерное общество полагает, что оспариваемые пункты не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, АЗС на которой проводилась проверка не является объектом по которому должна быть разработана декларация промышленной безопасности и получено заключение МЧС, необходимо создание локальной системы оповещения гражданской обороны, создание аварийно-спасательных формирований (далее АСФ) или заключение договора на выполнение аварийно-спасательных работ, разработка плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляться мероприятия по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности.
Закрытое акционерное общество и Управление, извещенные надлежащим образом, в заседание не явились, спор рассмотрен в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что:
- Главным Управлением МЧС России по Ленинградской области 20.06.2008 г. в адрес Закрытого акционерного общества было вынесено Предписание N 3-34-65 по устранению нарушений установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;
- из Предписания N 3-34-65 следует, что оно вынесено по результатам проверки АЗС, расположенной по адресу: Ленинградская область, Лодейное Поле, Республиканский тракт, д. 13, принадлежащей Закрытому акционерному обществу;
- Предписанием N 3-34-65 Закрытому акционерному обществу предложено выполнить мероприятия, указанные, в то числе, в пунктах 3,6,8,10,12, а именно:
- разработать декларацию промышленной безопасности, получить заключение экспертизы по декларации и заключение МЧС (п. 3);
- создать локальную (объектную) систему оповещения гражданской обороны (п. 6);
- создать штатное аварийно-спасательное формирование или заключить договор на выполнение аварийно-спасательных работ (п. 8);
- разработать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 10);
- поддерживать защитное сооружение гражданской обороны в готовности к приему укрываемых (п. 12);
- в силу п/п "в" п. 1 Приложения 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых хранятся горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления и таким образом, АЗС должны быть отнесены к категории опасных производственных объектов;
- ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, в количествах, указанных в Приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ;
- согласно Приложению N 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ, предельное количество горючих жидкостей, находящихся на товарно-сырьевых складах и базах, наличие которых является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности, составляет 50 000 тонн;
- из Свидетельства о государственной регистрации права серии 47 АА N 163052 от 21.11.2002 г., резервуарный парк на АЗС N 1 по адресу: Ленинградская область, Лодейное Поле, Республиканский тракт, д. 13, по объему не превышает 250 куб. м., в связи с чем, этот объект не относится к перечню объектов, для которых является обязательным разработка декларации промышленной безопасности, ее экспертиза и получение заключения МЧС;
- ст. 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, заключать с профессиональными аварийно - спасательными службами или формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
- законодательством Российской Федерации не предусмотрено создание как профессиональных, так и нештатных аварийно-спасательных служб или формирований организациями эксплуатирующими АЗС, однако организация, в данном случае Закрытое акционерное общество, обязано разработать план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и заключить договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или формированием;
- из п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", п. 3 Постановлением Правительства Ленинградской области N 195 от 29.10.2002 г. следует, что локальные системы оповещения создаются на потенциально опасных объектах, к которым относятся ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения, АЗС к таковым не относится, в связи с чем, нормы вышеуказанного Постановления на данный объект не распространяются;
- АЗС, также, как сама не является защитным сооружением гражданской обороны, так и не имеет в своем составе сооружения, имеющие статус защитного сооружения гражданской обороны, в связи с чем, на Закрытое акционерное общество не могут быть возложены обязанности по поддержанию защитных сооружений в готовности к приему укрываемых;
- при вышеуказанных обстоятельств, Предписание N 3-34-65 от 20.06.2008 г. в части пунктов 3, 6, 12, а также п. 8 в части создания нештатных аварийно-спасательных формирований, не соответствует действующему законодательству и должно быть признано недействительным;
- Предписание в части п. 10 и п. 8, в части обязания заключить договор с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), не противоречит действующему законодательству и признано недействительным быть не может;
- ссылка Закрытого акционерного общества на то, что объекты, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом не входят в перечни взрывопожароопасных объектов, согласно Положения о лицензировании, эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 599 от 12.08.2008 г., необоснованны, поскольку данным Постановлением отнесение объектов к взрывопожароопасным осуществлено для целей лицензирования;
- необоснованны, также, ссылки Закрытого акционерного общества на то, что МЧС Российской Федерации не наделено полномочиями по контролю за исполнением Закона Российской Федерации N 116-ФЗ, поскольку на органы МЧС Российской Федерации возложены обязанности по надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, т.е. возникших в результате аварий на промышленных объектах, в том числе и опасных производственных объектах;
- поскольку требования Закрытого акционерного общества удовлетворены частично расходы по государственной пошлине возмещению не подлежат;
Руководствуясь статьей 167, ст. 201, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным Предписание N 3-34-65 от 20.06.2008 г. Главного Управления МЧС России по Ленинградской области в части пунктов 3,6,12 и п. 8 в части обязания создания нештатных аварийно-спасательных формирований, как не соответствующее ст. 10, ст. 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ, Приказу N 583 от 15.12.2002 г. МЧС России.
В остальной части требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 30 дней со дня принятия решения.
Судья |
Никитушева М. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 декабря 2008 г. N А56-35172/2008
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника