Решение арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 28 сентября 2007 г. N А56-15078/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Несмияна СИ., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец: ЗАО "Ленстройкомплектация" ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 490920 руб.
при участии
от истца: предст. Пушкина А.С., доверенность N 83/01 от 16.03.2007.
от ответчика: предст. Пудовой Т.С., доверенность N 11/3-16 от 22.05.2007, предст.
Петруниной А.Л., доверенность N 11/3-20 от 27.04.2007.
установил:
На основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации ЗАО "Ленстройкомплектация" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" 490 920 рублей штрафа за нарушение сроков уборки вагонов с подъездного пути ЗАО "Каменногорское карьероуправление", примыкающего к станции Каменногорск Октябрьской железной дороги за период 14. 01.2007 года - 28.02.2007 года в соответствии с расчетом:
N Памятки приемосдатчика |
Дата и время окончания погрузки |
Дата и время уборки вагонов |
Время задержки уборки вагонов, часы |
Количество погруж. вагонов |
Сумма штрафа, руб. |
|||||
31 |
14.01 23-00 |
15.01 12-00 |
11-00 |
9 |
1980,00 |
|||||
26 |
14.01 02-00 |
15.01 12-00 |
8-00 |
34 |
5440,00 |
|||||
409 |
28.02 04-30 |
28.02 11-30 |
5-00 |
23 |
2300,00 |
|||||
395 |
25.02 07-00 |
25.02 15-00 |
6-00 |
42 |
5040,00 |
|||||
396 |
25.02 12-00 |
25.02 17-00 |
3-00 |
57 |
3420,00 |
|||||
381 |
24.02 06-00 |
24.02 22-00 |
14-00 |
24 |
6720,00 |
|||||
374 |
22.02 14-00 |
23.02 11-00 |
19-00 |
2 |
760,00 |
|||||
371 |
22.02 00-30 |
23.02 11-00 |
9-00 |
17 |
3060,00 |
|||||
373 |
22.02 14-00 |
23.02 11-00 |
19-00 |
17 |
6460,00 |
|||||
385 |
24.02 03-00 |
24.02 14-00 |
9-00 |
12 |
2160,00 |
|||||
390 |
24.02 15-30 |
24.02 23-30 |
6-00 |
15 |
1800,00 |
|||||
353 |
20.02 01-00 |
20.02 14-30 |
12-00 |
5 |
1200,00 |
|||||
349 |
20.02 01-00 |
20.02 10-30 |
8-00 |
15 |
2400,00 |
|||||
361 |
20.02 18-00 |
21.02 05-30 |
10-00 |
18 |
3600,00 |
|||||
389 |
25.02 15-00 |
26.02 02-00 |
9-00 |
25 |
4500,00 |
|||||
393 |
25.02 11-00 |
25.02 18-30 |
6-00 |
28 |
3360,00 |
|||||
377 |
23.02 17-00 |
24.02 20-20 |
26-00 |
12 |
6240,00 |
|||||
364 |
21.02 03-00 |
21.02 05-30 |
1-00 |
13 |
260,00 |
|||||
376 |
23.02 08-00 |
23.02 11-00 |
1-00 |
18 |
360,00 |
|||||
379 |
23.02 23-00 |
24.02 05-40 |
5-00 |
41 |
4100,00 |
|||||
372 |
22.02 05-30 |
22.02 10-40 |
3-00 |
27 |
1620,00 |
|||||
365 |
21.02 08-00 |
21.02 12-10 |
2-00 |
27 |
1080,00 |
|||||
336 |
18.02 18-00 |
19.02 01-00 |
5-00 |
30 |
3000,00 |
|||||
340 |
18.02 18-00 |
19.02 01-00 |
5-00 |
|
300,00 |
|||||
363 |
20.02 17-00 |
20.02 03-30 |
9-00 |
52 |
9360,00 |
|||||
362 |
20.02 17-00 |
21.02 03-30 |
9-00 |
5 |
900,00 |
|||||
357 |
20.02 04-00 |
20.02 11-30 |
6-00 |
8 |
960,00 |
|||||
350 |
20.02 21- |
21.02 14- |
16-00 |
1 |
320,00 |
|||||
|
30 |
30 |
|
|
|
|||||
328 |
18.02 01-00 |
18.02 13-30 |
11-00 |
23 |
5060,00 |
|||||
345 |
19,02 20-00 |
19.02 22-30 |
1-00 |
36 |
720,00 |
|||||
341 |
19.02 10-00 |
19.02 14-00 |
2-00 |
24 |
960,00 |
|||||
343 |
19.02 00-00 |
19.02 06-00 |
4-00 |
5 |
400,00 |
|||||
319 |
16.02 21-30 |
17.02 15-15 |
16-00 |
21 |
6720,00 |
|||||
331 |
18.02 09-00 |
19.02 00- 45 |
14-00 |
27 |
7560,00 |
|||||
342 |
19.02 11-00 |
19.02 14-00 |
25-00 |
28 |
14000,00 |
|||||
337 |
18.02 13-00 |
19.02 06-00 |
15-00 |
14 |
4200,00 |
|||||
185 |
03.02 12-30 |
05.02 02-20 |
12-00 |
5 |
1200,00 |
|||||
330 |
17.02 20-00 |
18.02 01-30 |
24-00 |
10 |
4800,00 |
|||||
324 |
17.02 12-00 |
17.02 18-30 |
5-00 |
24 |
2400,00 |
|||||
325 |
17.02 17-00 |
18.02 01-30 |
26-00 |
44 |
22880,00 |
|||||
329 |
18.02 01-00 |
18.02 13-20 |
10-00 |
23 |
4600,00 |
|||||
317 |
16.02 04-00 |
16.02 13-30 |
8-00 |
10 |
1600,00 |
|||||
309 |
16.02 04-00 |
16.02 13-30 |
8-00 |
39 |
6240,00 |
|||||
283 |
13.02 05-00 |
14.02 11-30 |
29-00 |
10 |
5800,00 |
|||||
318 |
16.02 14-00 |
17.02 12-00 |
20-00 |
19 |
7600,00 |
|||||
286,288,274,256 |
13.02 12-00 |
14.02 12-00 |
22-00 |
10 |
4400,00 |
|||||
303 |
14.02 21-00 |
15.02 15-00 |
16-00 |
15 |
4800,00 |
|||||
301 |
14.02 21-00 |
15.02 15-30 |
17-00 |
37 |
12580,00 |
|||||
302 |
15.02 01-00 |
15.02 10-00 |
7-00 |
28 |
3920,00 |
|||||
304 |
15.02 05-00 |
15.02 10-00 |
3-00 |
24 |
1440,00 |
|||||
298 |
14.02 11-00 |
14.02 16-15 |
3-00 |
21 |
1260,00 |
|||||
305,306 |
15.02 07-00 |
15.02 21-30 |
13-00 |
9 |
2340,00 |
|||||
299 |
14.02 05-30 |
14.02 12-20 |
5-00 |
14 |
1400,00 |
|||||
298 |
13.02 12-00 |
13.02 18-30 |
5-00 |
1 |
100,00 |
|||||
290 |
13.02 17-00 |
13.02 22-00 |
3-00 |
27 |
1620,00 |
|||||
296,293,295 |
14.02 01-00 |
14.02 05-30 |
3-00 |
37 |
2220,00 |
|||||
264 |
12.02 00-00 |
12.02 13-00 |
11-00 |
19 |
4180,00 |
|||||
279 |
12.02 18-00 |
13.02 01- 25 |
6-00 |
17 |
2040,00 |
|||||
291 |
14.02 05-30 |
15.02 00-30 |
13-00 |
25 |
6500,00 |
|||||
257 |
10.02 17-30 |
10.02 22-30 |
3-00 |
20 |
1200,00 |
|||||
262 |
11.02 15-00 |
12.02 20-30 |
28-00 |
24 |
13440,00 |
|||||
261 |
11.02 17-30 |
12.02 20-30 |
26-00 |
23 |
11960,00 |
|||||
272 |
12.02 09-00 |
12.02 19-00 |
8-00 |
9 |
1440,00 |
|||||
263 |
12.02 09-00 |
12.02 13-00 |
2-00 |
33 |
1320,00 |
|||||
230 |
07.02 18-30 |
08.02 00-50 |
4-00 |
23 |
1840,00 |
|||||
187 |
06.02 05-30 |
06.02 11-05 |
16-00 |
31 |
9920,00 |
|||||
211 |
06.02 17-00 |
06.02 22-30 |
4-00 |
24 |
1920,00 |
|||||
208 |
06.02 12-00 |
06.02 22-30 |
9-00 |
28 |
5040,00 |
|||||
209 |
06.02 05-30 |
06.02 11-05 |
4-00 |
24 |
1920,00 |
|||||
202 |
04.02 21-00 |
05.02 01-00 |
2-00 |
1 |
40,00 |
|||||
171 |
01.02 23-00 |
02.02 18-15 |
17-00 |
10 |
3400,00 |
|||||
145,167,195 |
04.02 16-00 |
04.02 21- 25 |
4-00 |
57 |
4560,00 |
|||||
226 |
07.02 13-00 |
07.02 15-40 |
1-00 |
25 |
500,00 |
|||||
232,231 |
08.02 01-00 |
08.02 11-00 |
8-00 |
25 |
4000,00 |
|||||
229 |
07.02 19-00 |
08.02 00-00 |
3-00 |
30 |
1800,00 |
|||||
222 |
07.02 08-00 |
07.02 12- 25 |
15-00 |
27 |
8100,00 |
|||||
192 |
04.02 04-30 |
04.02 12-30 |
6-00 |
24 |
2880,00 |
|||||
190,196 |
04.02 12-00 |
04.02 17-10 |
2-00 |
22 |
880,00 |
|||||
223 |
07.02 08- |
08.02 16- |
30-00 |
10 |
6000,00 |
|||||
| |
00 |
00 |
|
|
|
|||||
234 |
08.02 09-30 |
08.02 18-40 |
7-00 |
31 |
4340,00 |
|||||
228 |
08.02 01-00 |
08.02 11-30 |
8-00 |
12 |
1920,00 |
|||||
207 |
05.02 20-00 |
06.02 02-30 |
5-00 |
10 |
1000,00 |
|||||
199 |
05.02 04-00 |
06.02 02-30 |
21-00 |
9 |
3780,00 |
|||||
238 |
08.02 14-30 |
08.02 16-40 |
1-00 |
10 |
200,00 |
|||||
239 |
08.02 21-00 |
09.02 04- 45 |
6-00 |
24 |
2880,00 |
|||||
235 |
09.02 00-00 |
09.02 02-40 |
1-00 |
44 |
880,00 |
|||||
242 |
09.02 13-00 |
09.02 15-30 |
1-00 |
42 |
840,00 |
|||||
102 |
09.02 04-30 |
09.02 15-00 |
9-00 |
18 |
3240,00 |
|||||
246,243,103 |
09.02 08-30 |
09.02 16-30 |
6-00 |
10 |
1200,00 |
|||||
249,253,251 |
10.02 09-00 |
10.02 22- 45 |
10-00 |
19 |
3800,00 |
|||||
259 |
11.02 07-00 |
11.02 10-00 |
1-00 |
30 |
600,00 |
|||||
254 |
11.02 01-00 |
11.02 10-00 |
7-00 |
24 |
3360,00 |
|||||
97,148 |
30.01 14-00 |
31.01 02-15 |
10-00 |
15 |
3000,00 |
|||||
149,150 |
30.01 14-00 |
31.01 12- 25 |
21-00 |
20 |
8400,00 |
|||||
146 |
30.01 18-30 |
31.01 19-00 |
23-00 |
24 |
11040,00 |
|||||
197 |
05.02 06-00 |
05.02 13-00 |
5-00 |
24 |
2400,00 |
|||||
201,200 |
05.02 00-00 |
05.02 02-50 |
1-00 |
26 |
520,00 |
|||||
193 |
04.02 21-00 |
05.02 00-30 |
2-00 |
37 |
1480,00 |
|||||
159 |
01.02 08-00 |
01.02 13-00 |
3-00 |
31 |
1860,00 |
|||||
165,174 |
02.02 09-00 |
02.02 14-10 |
3-00 |
30 |
1800,00 |
|||||
184 |
03.02 20-00 |
04.02 01-40 |
4-00 |
27 |
2160,00 |
|||||
186 |
03.02 16-00 |
04.02 06-00 |
12-00 |
1 |
240,00 |
|||||
182 |
03.02 10-30 |
03.02 16-30 |
4-00 |
32 |
2560,00 |
|||||
163 |
01.02 04-00 |
02.02 17-35 |
36-00 |
5 |
3600,00 |
|||||
176 |
02.02 19-00 |
03.02 03-30 |
7-00 |
22 |
3080,00 |
|||||
154 |
31.01 04-OU |
31.01 20-00 |
14-00 |
24 |
6720,00 |
|||||
156 |
31.01 20-30 |
01.02 14-30 |
16-00 |
1 |
320,00 |
|||||
157 |
31.01 20-30 |
01.02 13-50 |
15-00 |
28 |
8400,00 |
|||||
172 |
02.02 05-30 |
02.02 18- 15. |
10-00 |
24 |
4800,00 |
|||||
166 |
02.02 05-30 |
02.02 13-55 |
6-00 |
31 |
3720,00 |
|||||
179 |
03.02 01-00 |
03.02 03-30 |
1-00 |
6 |
120,00 |
|||||
180 |
03.02 12-30 |
03.02 16-30 |
2-00 |
25 |
1000,00 |
|||||
141 |
29.01 23-00 |
зо.О1 13-го |
13-00 |
24 |
6240.00 |
|||||
109,86,110 |
26.01 10-00 |
26.01 14-50 |
3-00 |
57 |
3420,00 |
|||||
94 |
24.01 20-00 |
25.01 01-00 |
3-00 |
46 |
2760,00 |
|||||
100 |
25.01 00-30 |
25.01 04-45 |
12-00 |
24 |
5760,00 |
|||||
90 |
23.01 18-00 |
24.01 16- 25 |
21-00 |
42 |
17640,00 |
|||||
113 |
27.01 15-00 |
28.01 14-00 |
21-00 |
21 |
8820,00 |
|||||
87,108 |
26.01 08-00 |
29.01 14- 25 |
79-00 |
5 |
7900,00 |
|||||
130 |
28.01 17-00 |
29.01 14-30 |
20-00 |
15 |
6000,00 |
|||||
126,128 |
28.01 17-00. |
29.01 14-00 |
19-00 |
15 |
5700,00 |
|||||
115 |
27.01 18-00 |
27.01 23-30 |
4-00 |
15 |
1200,00 |
|||||
138,116,134,139 |
29.01 09-00 |
29.01 14- 35 |
4-00 |
11 |
880,00 |
|||||
132 |
29.01 06-30 |
29.01 12-30 |
4-00 |
21 |
1680,00 |
|||||
140 |
29.01 21-00 |
30.01 12-30 |
14-00 |
32 |
8960,00 |
|||||
105 |
25.01 20-30 |
26.01 01-00 |
3-00 |
30 |
1800,00 |
|||||
103 |
25.01 11-00 |
25.01 15-30 |
13-00 |
25 |
6500,00 |
|||||
ИТОГО |
|
|
|
|
490920 |
Ответчик иск не признает по следующим основаниям: - отсутствуют доказательства вины железной дороги;
- договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути не содержит обязательств ОАО "Российские железные дороги" перед ЗАО "Ленстройкомплектация";
- экономические отношения, обеспеченные ст. 100 Устава железнодорожного транспорта, в обязанностях сторон отсутствуют;
- ЗАО "Ленстройкомплектация" не представлены доказательства, подтверждающие статус грузоотправителя и право на предъявление претензий и исков;
- в материалах дела отсутствуют доказательства задержки уборки вагонов;
- ЗАО "Ленстройкомплектация" не соблюден досудебный порядок урегулирования споров.
ЗАО "Ленстройкомплектация" дополнительно представило железнодорожные квитанции, в которых оно значится в качестве грузоотправителя, акты общей формы, уведомления об окончании погрузки вагонов и памятки приемосдатчика.
Из материалов дела следует, что между ЗАО "Каменногорское карьероуправление" (ветвевладелец) и ГУП "Октябрьская железная дорога" МПС РФ (перевозчик) заключен договор N 87/99 от 11 ноября 1999 года на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. В соответствии с пунктом 10 договора, в редакции дополнительного соглашения от 16.06.2003 года, на условиях настоящего договора подаются вагоны контрагенту ветвевладельца ЗАО "Ленстройкомплектация".
В январе-феврале 2007 года с подъездных путей ЗАО "Каменногорское карьероуправление" предъявлялись к уборке вагоны, перечисленные в памятках приемосдатчика.
В соответствии с пунктом 10 договора на условиях настоящего договора подаются вагоны контрагенту ветвевладельца ЗАО "Ленстройкомплектация". Пунктом 3 договора установлен срок уборки вагонов 2 часа после получения железной дорогой уведомления от ветвевладельца об окончании погрузочно-разгрузочных операций.
Статьей 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Владельцем пути необщего пользования является ЗАО "Каменногорское карьероуправление".
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Частью 5 пункта 12.1 Правил"
следует читать "Частью 5 пункта 2.1 Правил"
Частью 5 пункта 12.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования предусмотрено, что договоры на подачу и уборку вагонов заключаются между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования на подачу и уборку вагонов к местам погрузки, выгрузки контрагента. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования в договоре на подачу и уборку вагонов. Такой договор между ОАО "Российские железные дороги" и ЗАО "Ленстройкомплектация" не заключался и между ними отсутствует соглашение о сроках уборки вагонов.
Посредством включения ЗАО "Ленстройкомплектация" в список контрагентов по договору N 87/99 от 11 ноября 1999 года на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ветвевладелец ЗАО "Каменногорское карьероуправление" выразило
согласие на подачу и уборку вагонов контрагента к местам погрузки, выгрузки, что, в свою очередь, дает контрагенту право требовать заключения договора на подачу и уборку вагонов от перевозчика. Из факта включения в договор N 87/99 от 11 ноября 1999 года списка контрагентов невозможно смоделировать ситуацию возникновения у перевозчика обязанности по исполнению чего-либо, из причитающегося ветвевладельцу, в пользу третьего лица (контрагента), так как из принятия исполнения по перевозке у контрагента возникает перед перевозчиком ряд самостоятельных обязанностей, вытекающих из Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правил перевозок, которые не всегда могут соответствовать условиям договора между перевозчиком и ветвевладельцем . Поэтому законодатель в правовом регулировании перевозок железнодорожным транспортом не использует нормы об исполнении в пользу третьего лица. Не следует также смешивать понятия "исполнение в пользу третьего лица" (которое выражается в определенном действии) с "правилами об исполнении" (которое выражается в норме закона или договора).
Третье лицо (выгодоприобретатель) не может быть признано стороной в обязательстве поскольку у третьего лица в двухсторонней сделке отсутствует обязанность по встречному предоставлению. ЗАО "Ленстройкомплектация" не является ни стороной, ни третьим лицом в договоре N 87/99 от 11 ноября 1999 года на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути при станции Каменногорск Октябрьской железной дороги между 3AО "Каменногорское карьероуправление" (ветвевладелец) и ГУП "Октябрьская железная дорога" МПС РФ и поэтому не управомочено требовать применения в свою пользу мер гражданско-правовой ответственности на основании указанного договора.
Согласно пункту 1 статьи 430 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили что должник обязан произвести исполнение не кредитору, указанному в договоре, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать исполнения обязательства в свою пользу.
Наступление события, с которым связывается возникновение у третьего лица права требования исполнения обязательства в свою пользу, не влечет замены в обязательстве кредитора на третье лицо, поскольку статьей 382 ГК РФ не предусмотрен такой способ перемены лиц в обязательстве. Перемена лиц в ответственности законом не допускается.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ штрафом признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В статье 308 ГК РФ дано определение кредитора и должника - это стороны в обязательстве. В договоре (обязательстве) на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути сторонами являются перевозчик и ветвевладелец.
Обособление права требования исполнения обязательства в пользу третьего лица придает объекту гражданских прав - праву требования - особые свойства, отличные от свойств обязательства. Полученное выгодоприобретателем право требования следует рассматривать в качестве имущества, в том смысле, который придается ему статьей 128 ГК РФ (вид объектов прав) и пунктом 4 статьи 454 ГК РФ (оборотоспособность имущественного права). Санкция, в отличие от имущественного права, не оборотоспособна. На имущественное право, обладающее свойствами вещи (имущесту начисление штрафа не возможно в силу отсутствия в нем математического свойства числа.
Поскольку ЗАО "Ленстройкомплектация" не имеет договора на подачу и уборку вагонов его отношения с перевозчиком должны регулироваться не договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, а Правилами приема грузов при перевозке железнодорожным транспортом и Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на
каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
При приеме груза для перевозки перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.
Пунктами 2.8, 2.10 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом предусмотрено указание в перевозочных документах наименования грузоотправителя, его кода и адреса грузополучателя. Суду представлены железнодорожные квитанции, памятки приемосдатчика и акты общей формы в которых в качестве грузоотправителя указано ЗАО "Ленстройкомплектация". Указанное свидетельствует о заключении между ЗАО "Ленстройкомплектация" и ОАО "Российские железные дороги" договоров перевозки, но не договоров на подачу и уборку вагонов.
Уведомления об окончании погрузки вагонов подавались не от имени ЗАО "Ленстройкомплектация", а от имени ЗАО "Каменногорское карьероуправление", поэтому истец не вступил в правоотношения по уборке вагонов.
Имеющимся в деле расчетом и документами первичного учета подтверждается нарушение перевозчиком срока уборки вагонов, установленного пунктом 3 договора N 87/99 от 11 ноября 1999 года на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути при станции Каменногорск Октябрьской железной дороги.
В соответствии со статьей 100 Федерального закона N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 28 июня 2006 года по делу N А56-48223/2005 отменено решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2006 года и дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Кассационная инстанция указала, что ЗАО "Ленстройкомплектация" включено в список контрагентов по договору N 87/99 от 11 ноября 1999 года на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и в силу указанного обстоятельства является третьим лицом, которое на основании статьи 430 ГК РФ имеет право требовать исполнения в свою пользу. Отсутствие с третьим лицом договора не может являться основанием для отказа во взыскании штрафа. Аналогичные постановления вынесены по делам N А56-48233/2005, N А56-15087/2005, N А56-10089/2005, N А21-1208/02-С2 и другим.
Судебную практику определяют кассационная инстанция и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) предусмотрено, что судебные акты подлежат изменению или отмене, если оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. Судебная практика Президиума ВАС РФ исчисления сроков доставки по железнодорожным накладным отсутствует. Арбитражный суд первой инстанции обязан следовать судебной практике Федерального арбитражного суда Северо-западного округа. Поэтому по настоящему делу решение принято в соответствии со сложившейся судебной практикой вышестоящей инстанции, являющейся самостоятельным источником права.
ЗАО "Ленстройкомплектация" правильно начислен штраф за нарушение срока уборки вагонов в сумме 490 920 рублей.
Иск о взыскании штрафа в соответствии со статями 25, 55, 100 Федерального закона N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предъявлен на основании судебной практики правомерно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины также возлагаются на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 156, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Закрытого акционерного общества "Ленстройкомплектация" 490 920 рублей -штраф и 113 18,40 рублей - расходы по государственной пошлине.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Несмиян С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 сентября 2007 г. N А56-15078/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника