Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 6 сентября 2007 г. N А56-16467/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 03.09.2007 года.
Полный текст решения изготовлен 06 сентября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Томпакова Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воробьевой Ю.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску.
истец: ФГУП "Почта России" в лице УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
ответчик: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
третье лицо: 1) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации,
2) Федеральное агентство связи,
3) Проектно-инвентаризационное бюро Пушкинского района г. Санкт-Петербурга о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения
при участии
от истца: Гришина А.В. - по доверенности от 13.07.07 г. серии 78ВЗ N209152
от ответчика: Жилко Р.В. - по доверенности от 18.04.07 г. N 8686-42
от третьих лиц: 1) Фазылов Х.Т. - по доверенности от 08.08.07 г. Nорюр-164/07-8
2) не явился (уведомлен)
3) не явился (уведомлен)
установил:
ФГУП "Почта России" в лице УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о признании права федеральной собственности на нежилые помещения 3-Н, площадью 311.3 кв. м.. 4-Н. площадью 171.2 кв. м. и признании права хозяйственного ведения на вышеуказанные нежилые помещения, расположенные на первом этаже здания, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин. ул. Генерала Хазова. д.20. литер А.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований - Федерального агентства связи. Проектно-инвентаризационного бюро Пушкинского района г. Санкт-Петербурга надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, отзывы на иск не представили.
В соответствии со ст. 156 ч. 3 АПК РФ дело слушается в отсутствие представителей третьих лиц без самостоятельных требований - Федерального агентства связи. Проектно-инвентаризационного бюро Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, указывая на то, что с 30.08.1988 г. спорные нежилые помещения как объект федеральной собственности были закреплены за ФГУП "Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - УФПС) - правопредшественником ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения и используются ФГУП "Почта России" по настоящее время.
Ответчик против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.01.1997 г. N21-р "О содержании ведомственных жилых домов, общежитий, инженерных сетей и сооружений" спорные нежилые помещения были переданы городу Санкт-Петербургу. 09.11.1999 г. во исполнение распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 31.12.1997 г. N1357-р "О регистрации права государственной собственности на объекты недвижимости" и распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга N1685-р "О регистрации права государственной собственности Санкт-Петербурга на объекты недвижимости, расположенные на территории Санкт-Петербурга" на спорные помещения было зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга.
Представитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, поддержав доводы истца, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства:
30.08.1988 г. на основании приказа Министерства связи РСФСР от 30.08.1988 г. N205 объекты почтовой связи Пушкинского районного узла связи, в том числе спорные нежилые помещения были переданы УФПС. С 30.08.1988 г. УФПС использовало спорные нежилые помещения, как имущество, закрепленное за УФПС на праве хозяйственного ведения, и до настоящего времени спорные нежилые помещения из владения и пользования предприятия связи не выбывали.
Из текста представленного в суд письма от 20.08.2007. г. .N 21-947 филиала ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" ПИБ Пушкинского района (далее - ПИБ) следует, что согласно учетно-технической документации ПИБ по данным первичной инвентаризации 1987 г. в жилом доме по указанному адресу учтены спорные нежилые помещения: 3-Н площадью 311.3 кв. м., используемое как "почтовый узел связи" и 4-Н площадью 171,2 кв. м., используемое как "марочная база Пушкинского узла связи". Более того, в инвентарном деле ПИБ имеется письмо Городского управления технической инвентаризации Исполкома Ленсовета от 07.12.1987 г . об утверждении акта государственной комиссии о приемке "жилого дома со встроенными помещениями: аптека, почта, сберкасса".
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями 1,2,3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1.
Согласно пункту 6 раздела IV приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры относятся к исключительно федеральной собственности.
Таким образом, на момент законодательного разграничения государственной собственности отделение связи находилось в спорных помещениях, и эти помещения использовались как имущество государственного учреждения - предприятия связи с года, поэтому они не могли быть переданы в собственность субъекта Российской Федерации на основании приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, и, следовательно, являются федеральной собственностью.
УФПС, являясь правопредшественником ФГУП "Почта России", было создано в форме государственного унитарного предприятия на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
В силу ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 29.02.1995 г. N 2/1"
следует читать "от 28.02.1995 г. N 2/1"
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.02.1995 г. N 2/1 "О некоторых вопросах. связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что, начиная с 08.12.1994 г. созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Учитывая, что спорные нежилые помещения из состава федеральной собственности и из владения предприятия почтовой связи не выбывали и в установленном порядке в собственность города Санкт-Петербурга не передавались, следовательно, отнесение спорных нежилых помещений к собственности субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербург не является правомерным.
Принимая во внимание, что включение спорных помещений в реестр государственной собственности субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербург нарушает право хозяйственного ведения истца на спорные нежилые помещения, и предъявление иска о признании права федеральной собственности на спорные нежилые помещения имеет целью восстановление нарушенного вещного права федерального учреждения - права хозяйственного ведения, с учетом одобрения исковых требований собственником имущества в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать право федеральной собственности на нежилые помещения: 3-Н (кадастровый номер 78:18101:0:17:2) площадью 311.3 кв. м.. 4-Н (кадастровый номер 78:18101:0:17:3) площадью 171.2 кв. м., расположенные на первом этаже здания по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова, д.20, литер А.
Признать за ФГУП "Почта России" право хозяйственного ведения на нежилые помещения: 3-Н (кадастровый номер 78:18101:0:17:2) площадью 311,3 кв. м.. 4-Н (кадастровый номер 78:18101:0:17:3) площадью 171.2 кв. м.. расположенные на первом этаже здания по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова. д.20. литер А.
Взыскать в доход федерального бюджета с Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга 4000,00 рублей расходов по госпошлине.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Г.Н. Томпакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 6 сентября 2007 г. N А56-16467/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника